Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 09:00, курсовая работа
Цель данной работы - охарактеризовать обстановку, связанную с иностранными инвестициями в России, и изучить влияние иностранных инвестиций на российскую экономику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ…………………5
Виды, источники и факторы инвестиций………………………………5
Сбережение – источник инвестиций……………………………………8
МЕТОДОЛОГИЯ И АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ………………………………………………………………………...11
Динамика иностранных инвестиций в экономике России...................11
Роль иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации и
ее внешний долг………………………………………………………………..20
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ………………………………22
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России……………………………………………………….22
Меры по улучшению инвестиционного климата в России…………..25
Меры необходимые для привлечения иностранных инвестиций в Россию…………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31
Как видно из таблицы 2.5, за первое полугодие 2007 года Россия получила 15,8 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, что больше, чем за весь 2006 год. Об этом сообщил в своем отчете Росстат. Это в 2,5 раза больше, чем в первом полугодии 2006 года.
К прямым иностранным инвестициям Росстат относит взносы в капитал и кредиты, полученные компаниями от иностранных акционеров. Именно прямые инвестиции являются индикатором инвестиционной привлекательности страны.
Из 60,3 миллиарда долларов иностранных инвестиций (без учета операций финансового сектора) на портфельные приходится около миллиарда долларов (вложения в акции и паи российских компаний), а 30,5 миллиардов долларов являются долгосрочными кредитами.
По итогам 2006 года приток прямых инвестиций составил 13,7 миллиарда долларов. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал составил 4 580 млрд. рублей или 168 млрд. долларов.
Инвестиции в основной капитал вырастут в 2010 году в 2,5 раза, до 434 млрд. долларов. Об этом заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, за аналогичный период в рублях инвестиции вырастут также в 2,5 раза до 11 трлн. 505 млрд. рублей.
В 2007 году инвестиции в основной капитал достигнут 6 трлн. 231 млрд. рублей (242 млрд. долларов), в 2008 году — 7 трлн. 897 млрд. рублей (312 трлн. долларов), в 2009 году 9 трлн. 512 млрд. рублей (370 млрд. долларов).
Согласно прогнозу Минэкономразвития о социально-экономическом развитии до 2020 года темпы роста инвестиций составят в 2007 году 18,2%, в 2008 году — 13,2%, в 2009 году — 10,9%, а в 2010 году — 12%.
Роль иностранного капитала в экономике России можно оценить по трем главным показателям:
1) Доля иностранных инвестиций
в общем объеме всех
2) Доля продукции совместных предприятий (СП) с иностранным капиталом в ВВП России;
3) Доля СП с иностранным капиталом в экспорт России.
Таблица 2.6 – Роль иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации
Показатели |
1993 |
1997 |
2000 |
2006 |
Доля инвестиций в общем объеме капиталовложений (в %) |
2,5 |
4,3 |
15,9 |
16,5 |
Число СП с иностранным капиталом (тыс.шт.) |
14 |
20 |
25 |
30 |
Численность работающих в СП (млн. чел.) |
0,5 |
1 |
1,5 |
3,5 |
Доля иностранных инвестиций в ВВП России |
0,2 |
2,6 |
2,3 |
7,4 |
Доля продукции СП с
иностранным капиталом в |
3 |
4 |
5 |
5 |
Как видно из таблицы 2.6, доля иностранного капитала в развитии экономики Российской Федерации крайне мала – ВВП в экспорте, в количестве работающих от общего трудового населения Российской Федерации, находится на уровне 5-7%.
В России действует около 30 тысяч СП с иностранным капиталом (30% из них формально зарегистрированы, но не действуют). А за рубежом, всего 3 тысячи российских предприятий с общим капиталом около 15 млрд. долларов, т.е. доля вклада Российской Федерации за рубеж ничтожно мала.
Кроме этого
Россия вывозит капитал в
По данным Госкомстата из России утекло около 300 млрд. долларов за период реформ. А объем накопленных прямых инвестиций составил всего около 70 млрд. долларов.
Внешний долг Российской Федерации на 1 января 2000 года достиг своего максимума – 158 млрд. долларов. То есть более, чем 1000 долларов на человека. Долг сформировался у СССР около 104 млрд. долларов и 54 млрд. долларов в период реформ. Однако, в последние годы в связи с активным ростом цен на нефть, Россия сумела рассчитаться полностью с МВФ, ВБ и Парижским клубом кредиторов. Общий объем накопленного валютного фонда в Российской Федерации вырос с 1992 года по 2006 год с 10 млрд. долларов до 300 млрд. долларов.
Улучшению инвестиционного климата способствовало бы обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.
Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.
Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального
согласия между различными
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции
всеми известными в мировой
практике мерами за
- пересмотр налогового
законодательства в сторону
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых
льгот банкам, отечественным и
иностранным инвесторам, идущим
на долгосрочные инвестиции
с тем, чтобы полностью
- формирование общего
рынка республик бывшего СССР
со свободным перемещением
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема
иностранного капитала, включающей
широкую и конкурентную сеть
государственных институтов, коммерческих
банков и страховых компаний,
страхующих иностранный
- создание в кратчайшие
сроки Национальной системы
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:
- масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;
- начавшийся экономический рост;
- сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
- осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;
- дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.
Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется «реальная» платежеспособность предприятий, снижается убыточность производства, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда отраслей экономики, развиваются процессы импорто-замещения. Кроме того, Россия осуществила ряд шагов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата.
Так, налоговая система Российской Федерации содержит меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым законодательством установлены сроки вступления в силу федеральных законов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местной власти, что исключило их вступление в силу задним числом.
С целью повышения уровня стабильности инвестиционного процесса также установлено: ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения; национальная система преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования. Несмотря на некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами. Прежде всего, имеет место значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает участие государства в инвестиционном процессе.
Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе в итоге не стимулирует иностранного инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.
Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.
Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными, размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.
Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов.
Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.
Улучшению инвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий. Такое структурное подразделение может быть создано в составе Российского банка развития. Банк развития, контрольный пакет акций которого будет принадлежать государству, является специализированной финансовой структурой, предназначенный аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора экономики.
Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики России