Иностранные инвестиции и экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
- выявить взаимосвязь иностранных инвестиций и экономической безопасности страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- обобщить теоретические представления о сущности иностранных инвестиций;
- выявить специфику и факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций;
- изучить процессы, влияющие на экономическую безопасность;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Характеристика иностранных инвестиций и экономической безопасности
1.1 Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………….5
1.2 Общее понятие экономической безопасности и ее показатели…...……10
Глава 2. Анализ текущей инвестиционной ситуации в России
2.1 Оценка инвестиционного климата в России…………………………..…15
2.2 Государственная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России………………………………………………………………....24
2.3 Анализ влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность страны………………………………………………………….…..29
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

   Основными отраслями по привлечению иностранных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых. С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность страны

 

     Процессы государственного  реформирования, обеспечивающие укрепление  федерального влияния и защиту  государственных интересов в  различных областях политической  и экономической жизни, обострили  внимание к проблемам, давно требующим  принятия неотложных мер. Одной  из таких проблем является  ситуация с противоречивым влиянием  иностранных инвестиций, несущих  в себе ряд угроз национальной  безопасности России.

    Иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, отвечающим национальным интересам страны-получателя или же противоречащим им.

    Кроме того, иностранные инвестиции, прямо или косвенно управляются из-за рубежа. Это управление включает, как минимум, экономический и правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления, в настоящий период мы наблюдаем все более тщательно выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые развитыми государствами и международными организациями.

    Главными инвесторами на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие западные страны - США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73 % общего объема прямых иностранных инвестиций. Поэтому именно эти страны, наряду с международными финансовыми институтами, где они опять-таки имеют преобладающее влияние, а также транснациональными корпорациями, формируют приоритеты развития мирового инвестиционного пространства и основные потоки инвестиций.[8]

    Инвестиции закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и торговую структуру как мировой экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое хозяйство.

   Реализуемые западными государствами внешнеэкономические инвестиционные стратегии, по сути дела формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает основы, а со временем начинает управлять складывающейся системой экономических приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и роль в нем отдельных государств.

   Таким образом, инвестиционное воздействие стало все более эффективным инструментом реализации экономических и геополитических интересов развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают такое же воздействие на экономику стран, как конкретные военные или иные операции. Только теперь борьба идёт не за контроль над территориями, а за контроль над транснациональными потоками - финансовыми, информационными, интеллектуальными.

   Особенно большое значение инвестиционные стратегии имеют в отношении к странам, активно осуществляющим экономические реформы и в первую очередь приватизацию, что происходит при остром инвестиционном недостатке и тяжелом финансовом положении местных предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только установить достаточно жесткий контроль над складывающимися инвестиционными рынками для "снятия сливок с инвестиционных операций", но и формировать направления инвестиционного развития важнейших предприятий и отраслей национальных экономик.

   Существует следующая схема воздействия капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление инвестиций - это интересующее предприятие (группа предприятий), которое необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления через инвестиционные вложения прямого контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия - смежники или предприятия инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего предприятия. В этом случае достигается косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие при внешней самостоятельности вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.

   Рациональная инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится за рубеж или снова инвестируется внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.[7]

   За прошедшие с начала реформ годы достичь приемлемого баланса между интересами российской экономики и иностранными инвесторами так и не удалось. Спекулятивные интересы для большинства иностранных инвесторов пока остаются доминирующими. Деньги вкладываются только ради получения прибыли, причем, в связи с повышенным риском, эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается по своим законам, во многом независимо от других стран.

   В развитых зарубежных странах сейчас идет интенсивное развитие нового витка научно-технической революции, основанного на новых информационных технологиях. На первый план экономического развития выходит соответствующий ряд отраслей и производств, а также научных исследований.

     В то же время ряд отраслей, ранее считавшихся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется значительная часть иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку.

   При этом никто не собирается инвестировать во внедрение в России действительно прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных российских конкурентов.

   Интересно, что отдельный, в особенности небольшой, иностранный инвестор иногда еще способен инвестировать средства на цели создания в России конкурентоспособного с западным производства. Деятельность же крупных зарубежных коммерческих корпораций как национальных, так и транснациональных, такова, что их политика в целом по отношению к России реализована и реализуется только в русле общей западной линии на удерживание России в ее отстающем экономическом положении, в особенности как сырьевого придатка Запада.

   Понимая важность высокотехнологичных производств и наукоемких технологий, развитие этих отраслей в России искусственно ограничивается целевой направленностью экономической (кредитной) помощи Запада и системой приоритетов в деятельности российского правительства. России навязываются приоритеты развития добывающих отраслей (в первую очередь топливно-энергетического комплекса), а также обрабатывающих, но опять-таки низкотехнологичного, сырьевого направления, часто экологически вредного. При этом сырьевая продукция продается на Запад по низким ценам, а западное оборудование и технологии поставляются в Россию по высоким ценам.

   Эти процессы обусловливают сочетание совместного и сепаратного контроля Запада по отношению к российской экономике. Сепаратный контроль реализуется в виде отстаивания фирменных (корпоративных) интересов конкретных конкурирующих между собой корпораций. Совместный контроль реализуется в виде общего противостояния и сдерживания развития отраслей российского производства и, в особенности, в области производства конкурентоспособной западной или важной для национальных интересов научной и промышленной продукции.

   За счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура экономики, навязываются неблагоприятные приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно выводит российские предприятия за пределы зоны нормальной управляемости со стороны федеральных и региональных органов управления.

   Все эти тенденции и факторы создают серьезную угрозу национальным интересам России и инвестиционной безопасности как подсистеме национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях.

   Для эффективного решения задач обеспечения инвестиционной безопасности необходимо постоянно осуществлять:

- сбор, обработку и анализ информации, необходимой для оценки экономической деятельности и развития экономики под влиянием иностранных инвестиций;

- изучение конкретных  иностранных фирм и компаний, желающих инвестировать средства  в экономику, а также их партнеров  и контрагентов, которые будут  принимать участие в осуществлении  инвестиционных проектов;

- выявление различных  проявлений негативного влияния  иностранных инвестиций на разные  стороны деятельности и развития  экономики, соответствия их российским  федеральным и региональным интересам;

- принятие необходимых  решений и осуществление мер  для предотвращения или нейтрализации  негативных тенденций развития  экономики под влиянием иностранных  инвестиций;

- формирование среди  всех субъектов экономики и  инфраструктуры отношения к иностранным  инвестициям, исключающего содействие  иностранным инвесторам в реализации  их корыстных намерений в ущерб  российским интересам;

- контроль за исполнением принятых решений и мероприятий, направленных на предотвращение или нейтрализацию негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций.

Решив задачи инвестиционной безопасности можно добиться защиты законных прав и интересов российских предприятий, что благоприятно скажется на экономике страны и, как следствие, укрепит национальную безопасность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Выявив взаимосвязь иностранных инвестиций и экономическую безопасность России, можно сделать следующие выводы:

  • иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора;
  • инвестиции закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, определяют складывающуюся мировую производственную, финансовую и торговую структуру мировой экономики;
  • внешнеэкономические инвестиционные стратегии формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает основы и начинает управлять складывающейся системой экономических приоритетов развития мирового сообщества, определяя место и роль в нем отдельных государств;
  •   за счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура экономики, навязываются неблагоприятные приоритеты экономического развития предприятий.

   Подводя итог курсовой  работы, хотелось бы отметить, что приток иностранных инвестиций будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие страны в том случае, если ее власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают зарубежные инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его транснациональным корпорациям, поступление иностранных инвестиций не обеспечивает высокий и стабильный рост и часто приводит к снижению национального суверенитета.

 

 

 

Список литературы

 а) Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации»[1]

2. Федеральный закон  от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[2]

 

  б) Учебная литература:

1. Караваев В. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. М.: ТЕИС. 2011, - 224с.[3]

2. Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Изд. "ЮНИТИ", 2010.-154с.[4]

3. Салов А. И. Экономика. М.: Высшее образование, 2009. - 175с.[5]

4.Райсберг Б., Лозовский Л., Стародубцева  Е. Современный экономически словарь. М.: Инфа, 2002. – 480с.[6]

 

в) Периодические издания:

1. Лебедев В.М., «Иностранный капитал как источник инвестиций в российской экономике», Аудитор, №10 – 2013, 23-26с.[7]

2. Кудина М.В, «Иностранные инвестиции в российскую экономику: за и против», Финансы, №6 – 2010, 5-7с.[8]

3. Изряднова О. Инвестиции в основной капитал / Экономическое развитие Росси, №2 – 2012, 10-14с.[9]

 

  г) Интернет-ресурсы:

1. http://bre.ru/security/23015.html / Прогноз финансовых рисков

2. http://big_economic_dictionary.academic.ru/  Большой экономический словарь

3. http://www.gks.ru/ Официальный сайт Росстата

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Офшор

5. http://www.investmentrussia.ru/ Инвестиции в России/Куда вложить деньги

6. http://www.webeconomy.ru /  Новости о текущем состоянии современной экономики

 

 

1 Офшор (от англ. offshore — «вне берега») — финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра. Использование офшоров — один из самых известных и эффективных методов налогового планирования, однако у правоведов нет единого мнения о том, что можно считать офшором. По ряду оценок (2013), общий объем средств в офшорах может составлять $18,5 трлн.

 

 

 


Информация о работе Иностранные инвестиции и экономическая безопасность страны