Институты Европейского союза (основные институциональные органы ЕС )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:19, доклад

Краткое описание

Институты Европейского союза — учреждения Европейского союза, представляющие и обеспечивающие интересы, общие для всех стран-членов ЕС. На данный момент по всем соглашениям, связывающим все страны-члены на общих основаниях, сформировались семь самых главных и руководящих органов ЕС, таких как:
Европейский совет (англ. European Council) — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года и председатель Еврокомиссии

Вложенные файлы: 1 файл

Институты Европейского союза (основные институциональные органы ЕС ).doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

      Институты Европейского союза — учреждения Европейского союза, представляющие и обеспечивающие интересы, общие для всех стран-членов ЕС. На данный момент по всем соглашениям, связывающим все страны-члены на общих основаниях, сформировались семь самых главных и руководящих органов ЕС, таких как:

              Европейский совет (англ. European Council) — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года и председатель Еврокомиссии

Функции

Совет определяет основные стратегические направления  развития ЕС. Выработка генеральной  линии политической интеграции —  основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

         Сове́т Европе́йского сою́за (официальное название — Совет, обычно упоминается как Совет министров, в качестве компромисса также называется латинским Consilium) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза и один из семи его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов Европейского союза в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Также без права голоса в Совете участвует соответствующий еврокомиссар. Например, вопросами охраны труда занимаются 27 соответствующих министров государств-членов, ведающие охраной труда, — министров труда или социального обеспечения — а также комиссар по вопросам занятости, социальным вопросам и политике обеспечения равных возможностей.

Обычно  каждый совет проводит не менее двух официальных заседаний и одной  неофициальной встречи в течение  одного председательского срока. Совет  может собираться одновременно в разных составах.

Вырабатываемые  и принимаемые им решения имеют  характер политической директивы, но и  обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а  равно государства-члены, которым  его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. После ратификации          (Ратификация (позднелат. ratificatio, от лат. ratus — утвержденный и facio — делаю), утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключённого её уполномоченным. )          странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность.(Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.)

Полномочия и должностные  обязанности

Совет играет ключевую роль в тех  областях европейской интеграции, где  принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры  Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс) рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако рядправовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

Состав

В Совет  входят министры иностранных дел  государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение.

* Совет по общим вопросам занимается наиболее важными из вопросов, входящих в компетенцию Совета, он состоит из 27 министров иностранных дел государств-членов.

* Экономика  и финансы (Ecofin): Состоит из  министров по экономике и финансам  стран-членов ЕС.

* Окружающая среда: Состоит из министров по охране окружающей среды, которые встречаются примерно 4 раза в году.

  * Образование,  молодёжь и культура: Состоит  из министров по образованию,  молодёжи и культуры, которые  встречаются 3 — 4 раза в году.

              Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

В ее состав входят 27 комиссаров, которые назначаются  единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум  один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

Функции

Задача  Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия  в первую очередь контактирует с  министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология — это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

           Суд Европейского союза — институт судебной власти Европейского союза. Суд проводит свои заседания в Люксембурге, и в его состав входят Европейский суд (высшая инстанция), Суд общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунал гражданской службы.[1]

Суд был  основан в 1952 году и назывался  Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских  сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее  и формально включил в себя Европейский суд наряду с двумя подчинёнными палатами: Суд общей юрисдикции (бывший Суд первой инстанции) и Трибунал гражданской службы.

          Европейский  парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.[1]

Европейский парламент был создан в 1957 году. Первоначально члены назначались  парламентами государств-членов Евросоюза. C 1979 года избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся  на партийные фракции, которые представляют международные партийные объединения. Председатель — Ежи Бузек.

Европейский парламент является одним  из семи институтов Евросоюза. В нём  непосредственно представлено население  Европейского союза. С момента основания  парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Европейский парламент заседает в  Страсбурге, другие места — Брюссель и Люксембург. В настоящее время  в парламенте представлены 7 фракций, а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии  являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене. Начиная с седьмого избирательного периода 2009—2014 гг. Европейский парламент состоит из 736 делегатов (согласно ст. 190 EG-Договора); Лиссабонский договор устанавливает количество парламентариев на уровне 751 человека, включая председателя.

Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.

Европейский парламент имеет три  важнейшие задачи: контроль Европейской  комиссии, законодательство и бюджетирование.

    Законодательные  функции

Европейский парламент делит законодательные  функции с Советом ЕС, который  также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента  подписания договора в Ницце, в большинстве  политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.

В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом  и бундесратом. Тем не менее, Европейский  парламент, в отличие от бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия. Европейская Конституция, и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.

Кроме системы взаимного законотворчества, существует также ещё две формы  правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.

Контролирующие функции

Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской  комиссии. Пленум Парламента должен утвердить  состав Комиссии. Парламент в праве  принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных  её членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европейского Союза. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.

Это право Европейский парламент  использовал, например, в 2004 году, когда  Комиссия свободных городов высказалась  против оспариваемой кандидатуры Рокко  Бутильоне на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить Комиссию, после чего вместо Бутильоне на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.

Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены (см. Три опоры Европейского союза)

           Европейская счётная палата — один из семи институтов, управляющих Европейским союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Cоюза и его учреждений.

Штаб-квартира счетной палаты находится в Люксембурге.

Функции

Функции счётной палаты имеют следующие направления:

1. проверка отчетов о доходах  и расходах Европейского союза  и всех его институтов и  органов, имеющих доступ к фондам  Европейского союза;

   2. контроль качества управления финансами;

   3. составление доклада о  своей работе после завершения  каждого финансового года, а также  представление Европарламенту и  Совету заключения или замечания  по отдельным вопросам;

   4. помощь Европарламенту  в контроле исполнения бюджета Европейского союза.

Организация    Счётная палата состоит из 27 представителей (по одному от каждого государства-члена), которые исполняли или исполняют в своих странах соответствующие функции внешнего контроля или имеют специальную квалификацию для занятия этой должности. Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей. Председатель счётной палаты избирается из числа ее членов на трехлетний период с правом возобновления мандата.

        Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

* выработка и осуществление  валютной политики зоны евро;

    * содержание и управление  официальными обменными резервами  стран зоны евро;

    * эмиссия банкнот евро;

    * установление основных процентных ставок.

    * поддержание ценовой  стабильности в еврозоне, то есть  обеспечение уровня инфляции  не выше 2 %.

Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую  роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.

Европейская система центральных банков состоит  из ЕЦБ и национальных центральных  банков:

* Национальный  банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), управляющий  Гай Куаден (Guy Quaden);

    * Бундесбанк, управляющий Аксель Вебер (Axel A. Weber);

Информация о работе Институты Европейского союза (основные институциональные органы ЕС )