Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа
В любой сфере экономической или социальной деятельности перед большими группами агентов в любой момент времени имеется множество альтернативных норм, фактически, неких правил. Этим правилам общество может следовать или не следовать по своему усмотрению, поэтому каждому агенту приходится выбирать, как вести себя в той или иной ситуации. (Ярким примером такого выбора может послужить решение государственного служащего жить на белую зарплату или же регулярно брать взятки).
Из курса экономической теории мы знаем, что каждый агент подвержен соответствующим трансакционным издержкам, в то время, как взаимодействует с партнерами в какой-либо нормы.
В рамках институциональной экономики рассматриваются два выхода из ловушки:
.Эволюционный выход, на
который влияет сама
2.Революционный выход,
на который влияют фактически
какие-либо новые реформы,
При этом издержки выхода из
институциональной ловушки
издержки установления новой нормы;
издержки преодоления культурной инерции (нежелание менять старые стереотипы);
издержки, связанные с
разрушением механизма
издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде;
издержки создания сопутствующих норм, без которых функционирование новой нормы будет неэффективно и т.д.
Согласно сказанному ранее, перед тем, как заставить агентов выйти из институциональной ловушки, необходимо создать такие условия, чтобы совокупность трансакционных и трансформационных издержек на выбранный период времени какой-либо выбранной неэффективной нормы был выше, чем те же самые издержки перехода к другой норме поведения.
Из этого можно сделать вывод, что стимулом к выходу из ловушки может стать:
1.Увеличение издержек выбранной нормы
2.Уменьшение издержек альтернативной нормы
.Снижение издержек перехода от одной нормы к другой
Рассмотрим различные факторы на микроэкономическом уровне, способствующие выходу из ловушки.
Наглядным примером может послужить политика Китая в конце 1990-х годов, суть которой состояла в принятии определенных санкций против взятничества в госструктурах. Вследствие этого, можно сказать, что в общем атмосфера в определенных кругах улучшилась, но не стоит не учитывать того факта, каких трансакционных издержек это стоило.
Другим примером может
послужить механизм репутации, при
котором прошлые заслуги и
промахи агентов
С другой стороны, репутация может играть и иную роль в принятии агентом решений. К примеру, если агент долгое время не платил налоги, а государство так и не смогло привлечь его к судебной ответственности, то довольно низкая вероятность того, что агент сам решит изменить свою политику.
Значительную роль играет
и макроэкономическая политика. К
примеру, в 1990-х годах политика государства
РФ побуждала население
Стоит также отметить и спонтанные тенденции, которые имеют значительное влияние на макросреду в общем. К примеру, в 1990-х годах в РФ цены на нефть и драгоценные металлы на мировом рынке были на порядок выше в сравнении с внутренними ценами, что стало причиной перехода агентов в сферу теневой экономики.
.4 Примеры институциональные
Ловушка №1- Инвестиционная ловушка.
При анализе институциональных ловушек необходимо рассмотреть в качестве одного из примеров инвестиционную ловушку, которая непосредственным образом связана с выбором агента поведения в режиме перехода с долгосрочного периода к краткосрочному.
Данная ситуация наглядно
проявилась в 1990-х годах в РФ, когда
разница между выгодами краткосрочного
и долгосрочного периода
В итоге самым эффективным поведением для агентов считалось заключение краткосрочное заключение сделок с заманчивой высокой доходностью.
Вследствие всего
Формирование данной институциональной ловушки
Выход из такой ловушки достаточно тяжел и занимает много времени. Осмелимся предположить, что эффективнее будет использование эволюционного механизма, так как только при эффективной политике самого государства, нацеленной на долгосрочный период и инвестирующей средства в предприятия данного сектора, агенты смогут почувствовать себя уверенней и поверить в надежность проектов.
Ловушка №2- Неплатежи.
Рассмотрим второй пример институциональной ловушки, который представляет неплатежи. Угроза неплатежей всегда находится в поле зрения государства, так как практически любой конфликт между предприятием и его поставщиком в сфере решения таких вопросов может быть причиной так называемой лавины неплатежей по всей стране.
В развитых экономиках существуют определенные эффективные механизмы, нацеленные на решения данных вопросов. Таковыми могут являться кредитование и принуждение к платежу (к примеру, процедура банкротства).
Наглядным примером такой
институциональной ловушки
Ловушка №3- Уклонение от налогов.
Решение платить или не
платить налоги встает перед каждым
агентом, и на него влияет ряд факторов,
среди которых различают
Фундаментальные факторы тесно связаны с тем, что для любого гражданина важен тот факт, как распоряжается государство полученными от сбора налогов средствами и получает ли он пользу от того, что исправно платит эти налоги. Кризис недоверия к государству и к выбранной им политике и является первопричиной формирования еще одной институциональной ловушки.
К примеру, в период 1992-1998г. РФ находилась в данной ловушке, так как население не было довольно тем эффектом, который вызвали повышение налоговых сборов и понижение социального обеспечения.
Не исключено, что на выбор агента в большей степени влияет организационный фактор- фактически, механизм принуждения. В связи с ним неплательщик четко осознает риск деяния и ущерб от раскрытия своего проступка, что значительно понижает вероятность неуплаты им налогов.
Возможно, данный факт применим и на ситуации 1990-х годов, ведь структуры по отслеживанию и сбору налогов (налоговая полиция) появились лишь в 1997г.
Что примечательно, массовость неуплаты налогов побуждает агентов следовать такой же тактике. Если государство должным образом не занимается решением данной проблемы, то риск повышения количества налогонеплательщиков довольно высок. Тем более, что агент не может выйти из темного сектора, так как сразу будет привлечен к судебной ответственности.
Выход из данной институциональной ловушки также требует много потраченного времени и средств, будь то эволюционный подход или же революционный, при котором потребуются срочные кардинальные меры (к примеру, ужесточение наказания по неуплате налогов или же понижение налоговых ставок).
Ловушка №4- Коррупция.
Проблема коррупции всегда была и будет являться актуальной для общества, схема ее формирования схожа с представленными раннее институциональными ловушками.
Стоит отметить, что коррупция
порождается высокой
Массовость взятничества придает системе коррупции устойчивость, так как виновного труднее обнаружить в условиях низкого государственного и общественного контроля. Коррупция сама по себе может совершенствоваться, образуя определенную иерархическую структуру, тесно связанную с теневой экономикой.
Глава 2. Макроэкономическая политика и институциональные ловушки
.1 Несовершенство
институциональной среды в
Реформы экономических институтов (налоговой, бюджетной и др. систем) в РФ тесно связаны с определение институциональных ловушек. Они появляются в то время, когда создается безвыходная ситуация вследствие изменений какого-либо института, не связанных с изменениями норм в других институтах соответственно. При этом не учитывается первостепенное правило - нельзя осуществлять преобразования произвольно, так как все институты в экономике представляют собой некую сеть, все члены которой зависимы друг от друга по тем или иным причинам. Примерами может послужить отношение заработной платы и цены товаров, представленных на рынке.
Институциональные преобразования
в РФ условно начались после того,
как были приняты законы о либерализации
внешнеэкономической
В то время цены на внутреннем
рынке СССР мыли заметно ниже мировых
цен и их отношения диктовались
определенными условиями, связанными
с товарными ценами от цены труда
и от соответствующих цен на другие
средства производства. В то время
господствовала государственная монополия,
вследствие этого все доходы от разности
цен приходились
С другой стороны, к институциональным
ловушкам можно отнести и то, как
ученые, специалисты, представители
власти и даже все население страны
могут быть охвачены определенной односторонней
институциональной идеей и
Как известно, вокруг сформированных
институциональных ловушек
Что касается нынешней экономической
системы России, то она включает
противоречивый набор институтов. К
тому же имеющиеся рыночные институты
развиты слабо. Это относится, прежде
всего, к защищенности частной и
государственной собственности, независимой
судебной системе, которая призвана
защищать права собственности и
контракты, к конкуренции и финансовой
системе, т. е. к базовым институтам
рынка. Следует подчеркнуть
Из всего сказанного выше
можно сделать вывод, что недостатки
институциональной среды
институциональная ловушка рыночная экономика
2.2 Существующие институциональные ловушки в экономике РФ
В наши дни изучение теории
институциональных ловушек
Информация о работе Институциональные ловушки в экономике РФ