Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:05, доклад
Внешнеторговое регулирование затрагивает не только импорт, но и экспорт и нередко в сравнимых масштабах. При этом регулирование может быть направлено как на ограничение экспорта, так и на его поддержку. Рассмотрим вначале инструменты ограничения. Они используются в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой для регулирования вывоза товаров традиционной специализации и весьма редко развитыми странами.
Сообщение на тему:
"Инструменты регулирования экспорта".
Подготовила: Тернова Д.А.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА
Внешнеторговое регулирование
затрагивает не только импорт, но и
экспорт и нередко в сравнимых
масштабах. При этом регулирование
может быть направлено как на ограничение
экспорта, так и на его поддержку.
Рассмотрим вначале инструменты
ограничения. Они используются в
основном развивающимися странами и
странами с переходной экономикой для
регулирования вывоза товаров традиционной
специализации и весьма редко
развитыми странами. Причинами, побуждающими
государства воздействовать на экспорт,
являются чаще всего стремление увеличить
доходную часть бюджета и обеспечить,
в случае более низкого уровня
внутренних цен по сравнению с
ценами мирового рынка, равновесие предложения
и спроса на внутреннем рынке, следовательно,
социально приемлемый уровень внутренней
цены. Основными инструментами
Экспортная пошлина, являясь, по сути налогом на экспорт, представляет собой систематизированный перечень товаров, по отношению к которым устанавливается та или иная ставка таможенного обложения (в большинстве случаев в адвалорном варианте). Для краткости используется также название «тариф». По характеру своего воздействия на участников торговли экспортный тариф является зеркальным отображением импортного тарифа. Предположим, что правительство страны с исторически сложившимся уровнем более низкой, в сравнении с мировой, внутренней цены на нефть и нефтепродукты, поставив целью уменьшить воздействие ее на уровень инфляции и попутно решить задачу взимания природной ренты с целью повышения доходов бюджета, решило ввести экспортную пошлину. Последствия этого решения отображены на рис. 6.5.
При внутренней цене, равной мировой, объем экспорта составил бы величину Q1Q4, но введение тарифа делает экспорт части нефти, добываемой с предельно высокими издержками, убыточным или менее прибыльным бизнесом, что заставляет нефтедобывающие компании увеличить продажи на внутреннем рынке по более низкой цене Рвн и частично сократить ее производство в размере Q4Q3. Объемы внутреннего потребления, напротив, увеличиваются на величину Q1Q2, а объемы экспорта сокращаются с величины Q1Q4 до величины Q2Q3. Используя знакомые нам понятия выигрыш и проигрыш покупателя и производителя, мы можем констатировать, что тариф привел к потерям производителей в размере области а + b + d + с. Покупатели получили выигрыш от снижения цены в размере области а + , а государства — в размере области с. Область потерь производителей b + d не компенсируется чьим-либо выигрышем и представляет собой чистый проигрыш страны. Как видно из рис. 6.5, экспортный тариф зеркально отражает последствия импортного тарифа, отображенного на рис. 6.1, только потребители и производители здесь испытывают прямо противоположные последствия, подчас весьма противоречивые.
Характерным примером в этом отношении стала черная и цветная металлургия. Традиционно Россия, богатая природными ресурсами, была и продолжает оставаться одним из лидеров в экспорте продуктов этой отрасли, включая лом как вторичное сырье.
Экспортная квота — инструмент прямого количественного ограничения объемов экспорта с теми же последствиями для производителей и потребителей, что и у экспортного тарифа. Область с на рис. 6.5 в этом случае достается владельцам экспортных лицензий, а если последние приобретены на аукционе, то частично и государству в виде сборов от их продажи. Экспортная квота может устанавливаться либо для предотвращения дефицита экспортируемого товара на внутреннем рынке и устранения риска разгона инфляции, либо вследствие международных соглашений по стабилизации предложения и уровня цен на мировом рынке.
Для ограничения экспорта могут
применяться и другие нетарифные
рычаги: лицензирование; ограничение
возможностей транспортировки (в случае
с нефтью, например, доступа к
«трубе»); установление объемов обязательной
продажи товаров на внутреннем рынке
как условие получения
Наряду с ограничительными мерами
в политике регулирования широко
используются также разнообразные
инструменты поощрения
Подробное рассмотрение всех приемов
и схем продвижения экспорта является,
однако предметом специальной
Экспортная субсидия — это представляемая за счет бюджета дотация, услуга, или льгота производителю с целью расширения экспорта товара, в результате которого он получает возможность продавать на внешнем рынке товар по более низкой цене, чем на внутреннем. Рассмотрим это на следующем примере. Предположим, что правительство предоставило производителям какого-либо товара услугу по его продвижению, равноценную тому, как если бы оно выделило им субсидию в виде денежной выплаты в размере, скажем, 15% от уровня мировой цены. Последствия такого решения покажем на рис. 6.6.
Результаты введения экспортной субсидии
будут зеркально
Но вследствие того, что в стране,
импортирующей изделия
Не следует путать субсидирование
экспорта с субсидированием
Экспортный кредит — разновидность финансового стимулирования экспорта. Отличие от экспортной субсидии состоит в возвратности финансовых средств, выделяемых на поддержку экспорта. Эффект применения экспортного кредитования комбинирует в себе эффект экспортной субсидии и эффект межвременной торговли. Первый возникает вследствие льготного характера кредитования в размерах разницы между рыночными и льготными процентными ставками, а второй в силу межвременных сравнительных преимуществ, описанных в гл. 5.
Экспортные кредиты могут
Описанные выше инструменты внешнеторгового регулирования имеют одну общую особенность: они, как правило, взаимосвязаны в использовании или по своим последствиям, даже если применяются той или иной страной в одностороннем порядке. Невозможно, например, лимитировать экспорт, не оказывая ограничивающего воздействия и на импорт, и, наоборот, всякое ограничение импорта будет иметь следствием и снижение экспортного потенциала. Это тем более верно, если учесть, что использование инструментария внешнеторговой политики одной страной всегда влечет за собой ответную реакцию других стран-партнеров. Но особый характер эти инструменты приобретают в случае согласованных действий многих стран. В ряде случаев сами эти согласованные действия выступают на арене международных торговых отношений как своеобразный инструмент торговой политики со своими специфическими последствиями его применения.
Эффект экспортного тарифа.
Эффект экспортной субсидии.
http://mirovaya-eko-ru.1gb.ru/