Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа
Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.
Исходя из вышесказанного, тема интеграции России в мировую экономику является актуальной.
Целью работы является анализ проблем интеграции России в мировую экономику. Из цели вытекает постановка следующих задач работы:
1) анализ современного положения дел в плане интеграции России в мировую экономику;
2) выявление путей ускорения интеграции России в мировую экономику.
Введение 1. Интеграция: сущность, формы. 2. Общая характеристика экономических связей России 2.1 Экономические связи РФ с ЕС 2.2 Экономические связи РФ с США 3. Расширение участия России в МРТ 4. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику Заключение Приложения Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира – динамичной системы всемирного хозяйства.
Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.
Создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом.
Во-вторых, участие в
мировой экономической
Исходя из вышесказанного, тема интеграции России в мировую экономику является актуальной.
Целью работы является анализ проблем интеграции России в мировую экономику. Из цели вытекает постановка следующих задач работы:
1) анализ современного положения дел в плане интеграции России в мировую экономику;
2) выявление путей ускорения интеграции России в мировую экономику.
1. Экономическая интеграция: сущность и формы
Международная экономическая
интеграция — это процесс хозяйственного
и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых
взаимосвязей и разделения труда между
национальными хозяйствами, взаимодействия
их экономик на различных уровнях и в различных
формах. На микроуровне этот процесс идет
через взаимодействие отдельных фирм
близлежащих стран на основе формирования
разнообразных экономических отношений
между ними, в том числе создания филиалов
за границей. На межгосударственном уровне
интеграция происходит на основе формирования
экономических объединений государств
и согласования национальных политик. Бурное
развитие межфирменных связей порождает
необходимость межгосударственного (а
в ряде случаев надгосударственного) регулирования,
направленного на обеспечение свободного
движения товаров, услуг, капитала и рабочей
силы между странами в рамках данного
региона, на согласование и проведение
совместной экономической, валютно-финансовой,
научно-технической, социальной, внешней
и оборонной политики. В результате создаются
целостные региональные хозяйственные
комплексы с единой валютой, инфраструктурой,
общими экономическими задачами, финансовыми
фондами, общими наднациональными или
межгосударственными органами давления. Самая простая и наиболее распространенная
форма экономической интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются
торговые ограничения между странами-участницами,
и, прежде всего, таможенные пошлины. Создание
зон свободной торговли усиливает конкуренцию
на внутреннем рынке между национальными
и зарубежными производителями товаров,
что, с одной стороны, увеличивает опасность
банкротств, а с другой - является стимулом
для совершенствования производства и
внедрения нововведений. Отмена таможенных
пошлин и нетарифных ограничений касается,
как правило, промышленных товаров; в отношении
сельскохозяйственных товаров либерализация
импорта ограниченна. Страны-участницы
договариваются между собой о снижении
ими таможенных пошлин во взаимной торговле.
С третьими странами каждый участник зоны
свободной торговли устанавливает собственные
тарифы, т.е. на стадии зоны свободной торговли
страны-участницы упраздняют взаимные
торговые барьеры, но при этом сохраняют
полную свободу действий в экономических
связях с третьими странами: отмена или
ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических
соглашений. В этой связи между странами-участницами
зоны свободной торговли сохраняются
таможенные границы и посты, контролирующие
«происхождение товаров», пересекающих
их государственные границы, особенно
льготный провоз товаров третьих стран.
Свободные торговые зоны, свободные порты,
транзитные зоны, беспошлинные склады
на предприятиях (составляют свободную
экономическую зону) базируются на отмене
или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного
контроля. Например, Американо-канадско-
Согласование такого широкого круга вопросов является достаточно сложным делом, и для достижения консенсуса применяются новые подходы с усилением национальных интересов. Лишь достигнув достаточно высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического доверия, государства позволяют себе открыть границы для взаимного перемещения капиталов, рабочей силы и обмена услугами (опыт ЕЭС). Соблюдение приведенных параметров и дальнейшая координация налоговой, валютной, промышленной и сельскохозяйственной политики в итоге подводит к образованию действительно единого общего рынка и дает импульс для перерастания интеграционной группировки в качественно новую ступень – Экономический союз. Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы. По мере развития ЭС, в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Скорее всего она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических, культурных, экономических и социопсихологических условий того или иного региона. Система межгосударственного регулирования в рамках европейской интеграции включает:
Роль всех этих организаций – регулировка всемирного развития хозяйства. Границы между различными видами интеграционных процессов условны. Главный участник интеграционного процесса – крупный частный капитал развитых стран мира.[1]
2. Общая характеристика экономических связей России с ЕС и США
2.1 Экономические
связи РФ с ЕС В 90-х гг. произошли крупные изменения
в географической направленности внешнеторговых
связей России. Отказ в начале 90-х гг. от
идеологических критериев при выборе
зарубежных партнеров, децентрализация
внешнеэкономической деятельности в России
и растущее участие частного капитала
во внешнеторговых операциях повлекли
за собой резкий рост доли развитых стран
и резкое снижение удельного веса партнеров
по бывшему Совету экономической взаимопомощи
во внешнеэкономических отношениях России. В настоящее время Западная Европа, в
особенности Европейский Союз, США и Япония
занимают ведущее место в торговых, инвестиционных
и научно- технических связях России. Эти
же страны являются крупнейшими внешнеторговыми
кредиторами России и важным источником
других финансовых поступлений. ЕС - крупнейшая
интеграционная группировка, объединяющая
27 стран: Австрию, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Чехию, Швецию и Эстонию. ЕС - главный экономический партнер
Российской Федерации. Так импорт в Российскую Федерацию из
стран Европейского союза в 1995г. составил
46 709 млн. долларов США, в 2004 г. – 75 581 млн.
долларов, в 2006г. – 137 703 млн. долларов,
а в 2008г. – 267 040 млн. долларов Экспорт в
1995 г. – 78 217 млн. долларов, в 2004 г. – 181 634
млн. долларов, в 2006 г. – 301 450 млн. долларов,
в 2008г. – 467 912млн. долларов (Приложение
1).[2] Данные цифры, без сомнения, говорят
о устойчивом развитии внешнеторговых
отношений со странами ЕС. Западная Европа
выступает также крупнейшим инвестором
России, хотя в этой сфере экономических
отношений она испытывает мощную конкуренцию
со стороны Соединенных Штатов Америки. С начала 1992 г. и вплоть
до августа 1998 г. экономическое сотрудничество
между ЕС и Россией развивалось по восходящей
линии, хотя и не без трудностей. На первых
порах значительный эффект дала отмена
государственной монополии на внешнюю
торговлю и широкая, даже чрезмерная, либерализация
торговых связей, открывшая путь на внешние
рынки десяткам тысяч российских предприятий,
не считая мелкий бизнес – миллионы «челночников»,
общий оборот которых исчисляется в миллиардах
долларов.
Россия и Европейский Союз подписали
24 июня 1994 г. Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве, вступившее в силу 1
декабря 1997 г. СПС охватывает широкий спектр
деятельности в сферах экономического,
политического и культурного сотрудничества
и определяет институциональные рамки
для проведения регулярных консультаций
по ключевым вопросам, таким, как энергетика. Вместе
с тем оно с самого начала не было адекватно
ни заявленным целям партнеров, ни требованиям
поддержки внутренних реформ в России.
Так, в качестве возможной стратегической
цели долгосрочного сотрудничества в
нем обозначены лишь переговоры о создании
зоны свободной торговли. Понятно, что
незначительная цель, если она вообще
может считаться таковой с социально-экономической
и политической точек зрения, вряд ли могла
вдохновить стороны на сколько-нибудь
впечатляющие свершения. Стратегии построения
двухсторонних отношений, утвержденные
в 1990-х гг. сначала Брюсселем, а спустя
некоторое время и Россией, носили сугубо
односторонний характер. Они плохо стыковались
между собой. Использованный в них среднесрочный
горизонт прогноза не позволял ставить
достаточно амбициозные цели, а включенные
в них положения были либо слишком расплывчатыми,
либо излишне заземленными. На саммите
в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. ЕС и Россия
решили укреплять свое сотрудничество
в рамках СПС путем формирования четырех
новых пространств:
Казалось бы, в 1990-х гг. это должно было
дать дополнительный импульс динамике
экономических связей между Россией и
Западной Европой. Однако уже в 1998 г. они
оказались в состоянии кризиса, который
проявился в трех важнейших областях -
торговой, инвестиционной и валютно-финансовой.
Информация о работе Интеграция российской экономики в мировую экономику