Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:50, курсовая работа
Мною была поставлена следующая цель – выявить специфику интеллектуальной миграции, её причины и последствия в условиях современного глобального экономического кризиса.
Для достижения выбранной цели были решены следующие задачи:
изучить понятие и сущность интеллектуальной миграции
определить функции данной миграции
выявить причины и факторы миграционного процесса
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретико – методологическая основа исследования интеллектуальной миграции.. 5
1.1 Понятие, сущность и функции нтеллектуальной миграции. 5
1.2 Причины и факторы миграционного процесса. 10
Глава 2 Особенности интеллектуальной миграции в условиях глобального экономического кризиса.. 16
2.1 Влияние кризиса на международный и внутренний рынок труда научных кадров 16
2.2 Характеристика современного глобального экономического кризиса. 20
2.3 Последствия «утечки мозгов» и государственное регулирование миграции.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Библиографический список 30
Интеллектуальная миграция в условиях глобального экономического кризиса
Оглавление
В условиях глобализации начинает формироваться не только единый рынок капиталов, товаров, технологий, но и рабочей силы. Интеллектуальная миграция – одна из важнейших миграций населения. Ей, как и миграции населения в целом, свойственно циклическое развитие.
Современный период характеризуется высокой миграционной активностью. Не случайно этот процесс привлекает внимание ученых и государственных деятелей. Если международной миграции ученых перед второй мировой войной посвящено большое количество научных работ, то факторы и механизмы современной интеллектуальной миграции мало изучены, в частности влияние глобальных кризисов на специфику миграционных процессов. Именно этим и объясняется выбор данной темы.
Эта тематика, безусловно, актуальна, т.к. на настоящий момент во многих странах мы имеем миграцию, развивающуюся крайне противоречиво и иррационально. Если в прошлом главными факторами миграции являлись в основном обстоятельства внутринаучного порядка, то в настоящее время решающую роль играет ситуация, складывающаяся за пределами науки, т.е. в рамках общества в целом: кризис экономики, социальных, межнациональных и политических отношений, культуры. Этот кризис преломляется и в сфере науки таким образом, что личность, посвятившая себя научному познанию, не имеет возможности самореализоваться в качестве ученого.
В результате возникает
парадоксально-трагическое
Объектом моей работы выступает миграция, а предметом – интеллектуальная миграция в контексте глобального экономического кризиса.
Мною была поставлена следующая цель – выявить специфику интеллектуальной миграции, её причины и последствия в условиях современного глобального экономического кризиса.
Для достижения выбранной цели были решены следующие задачи:
Для раскрытия темы курсовой работы методологической основой являлись труды зарубежных и белорусских учёных и практиков, изучающих данную проблему.
Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты. Их характер и структуру, причины и последствия исследуют ряд наук: демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.
Стоит также упомянуть, что вообще территориальные миграции (перемещения) делятся на внешние миграции (эмиграцию и иммиграция) за пределы государства и внутренние миграции — переезды в пределах государственных границ одного государства. Однако в данной работе мы будем рассматривать лишь внешние миграции.
Обращаясь к истории, можно заметить, что переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль научного и инженерного труда в социально-экономическом развитии стран, в эффективном использовании ими имеющихся ресурсов. Как отмечает американский ученый П. Друкер, «настоящим капиталом развитой экономики являются знания, а работники интеллектуального труда превратились в группу, определяющую ценности и нормы общества» [15]. Естественным следствием этого стало быстрое развитие рынка научных кадров и квалифицированных специалистов (прежде всего в области научного обслуживания), умножение численности ученых, менеджеров, специалистов, рост мобильности соответствующих кадров.
В этой связи следует сделать важное методическое замечание: в любую историческую эпоху процесс научного и технологического развития должен рассматриваться как общечеловеческий и преодолевающий любые препятствия. Одна из самых распространенных форм такого преодоления – беспрерывное пространственное перемещение талантливых людей, носителей передовых научных знаний, через различные, в том числе этнические и национальные границы. Ведь действительно история развития мировой цивилизации – это история интеллектуальной миграции. Уже средневековые университеты пытались поднять свой престиж, переманивая ученых из университетов других стран. Также история знает немало и таких примеров, когда люди, посланные для обучения за рубеж, отказывались возвращаться на родину.
Опыт Второй мировой войны сделал очевидной роль науки и технологического обновления как в обеспечении военного преимущества и, соответственно, национальной безопасности, так и в ускорении экономического роста. В развитых странах была ясно осознана необходимость интеллектуализации общественного труда. Интенсивная разработка, использование и развитие сложных технологий, широкое распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие и использование высококвалифицированных трудовых ресурсов нового типа. Именно по этой причине страны начали проводить целенаправленную политику по формированию таких ресурсов, также старались стимулировать иммиграцию работников, пригодных для занятости в области интеллектуальной деятельности.
Существуют различные трактовки понятия “интеллектуальная миграция”. Так, ее расширенное понимание включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, а наиболее широкая трактовка подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, обычно рассматриваются с точки зрения их влияния на страну иммиграции, на страну эмиграции и на мировое сообщество в целом. [1]
По мере того как поток интеллектуальной эмиграции набирал силу, он получал отражение и в попытках его концептуализации. Довольно быстро сложились две конкурирующие концепции.
Согласно концепции обмена знаниями и опытом (brain exchange) люди мигрируют в поисках нового места приложения труда с учетом своей профессии и квалификации. И «приток умов» (brain gain), и их «утечка» (brain drain) характерны для экономик всех стран и предполагают двусторонний обмен информацией о положении в стране-экспортере и стране-импортере трудовых ресурсов. Это сведения не только о рынках труда, но и о финансах, товарных рынках, условиях жизни.
В рамках концепции растраты умов (brain waste) интеллектуальная эмиграция рассматривается в качестве чистой потери для совокупной рабочей силы страны-экспортера. Считается, что отток высококвалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни населения. [2, 106 c.]
В настоящее время обе концепции представляются недостаточно доказанными. Чтобы разобраться в специфике современной миграции научных кадров, необходим анализ их конкретных пространственно-временных особенностей, сложного сочетания условий, причин и факторов эмиграции, о которых более подробно мы поговорим в нашей следующей главе.
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций - тех конкретных ролей, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Функции интеллектуальной миграции населения неоднозначны. С одной стороны, они представляются как независимые от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ. А с другой - как функции, характер которых определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые - общие функции миграции населения, вторые - специфические функции миграции населения той или иной общественно-экономической формации.
К наиболее общим функциям миграции населения относят ускорительную, селективную и перераспределительную. Ускорительная функция состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности и означает как сменяемость состава жителей разных районов, так и расширение числа мест жительства отдельными гражданами. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологического облика мигрантов, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, её материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.
Вторая функция - перераспределение общей численности населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений. Миграция населения в своей перераспределительной функции не только увеличивает численность населения, но и опосредованно влияет на демографическую динамику тем, что мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции населения в изменении численности населения той или иной территории всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности. Суть селективной функции миграции населения в том, что неравномерное участие в миграции населения различных социально-демографических групп ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграциях более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разной национальности и лиц, родившихся в той или иной стране, с одной стороны, и недавно вселившихся туда – с другой.[16]
Общие функции миграции населения обладают некоторой самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности населения. Количественное перераспределение населения может сочетаться либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может происходить даже тогда, когда количественный результат перераспределения незначителен.
Миграция населения в различных условиях выполняет специфически присущие ей функции, наиболее важные из которых - экономическая и социальная. Экономическая функция в самом общем виде состоит в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции населения приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства. Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. С позиций управления миграции населения необходимо создание условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, таком, например, как отставание уровня жизни населения в тех местах, в которых производительные силы должны развиваться более высокими темпами.
1.2 Причины и факторы интеллектуальной миграции.
Особенностями интеллектуальной миграции по сравнению с другими видами миграции является исключительная роль, которую в этом процессе играют профессиональный и этнический факторы. Поэтому неудивительно, что среди структурных факторов эмиграции выделяются именно профессиональные. Существует устойчивая корреляция между уровнем образования, профессиональной квалификацией и мобильностью населения. Когда в качестве главных субъектов эмиграции выступают научные кадры, тогда профессиональные факторы тем более выходят на первый план. Этому способствует само содержание интеллектуального труда. Существенную роль играет и такой «смежный» фактор, как возможность максимальной реализации творческого потенциала. Еще один действенный структурный фактор – это обладание большей информацией; он обеспечивает высокую потенциальную приспособляемость к изменившимся условиям.
Стимулирующие факторы эмиграции (ее движущие силы) могут быть подразделены на две основные группы: «притягивающие» (pull) факторы, в которых суммируется сила открывающихся возможностей, и «выталкивающие» (push) факторы, или бремя ожидаемых трудностей. И в той, и в другой группе присутствуют экономические и неэкономические факторы. [2, 109 c.]
Информация о работе Интеллектуальная миграция в условиях глобального экономического кризиса