Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель работы — раскрыть сущность и значение интеллектуальной собственности в мировой экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Гл.1. Сущность интеллектуальной собственности………………………...4
1.1 Понятие интеллектуальной собственности ………………..…………….4
1.2 Объекты интеллектуальной собственности ….…………………………...7
1.3 Виды интеллектуальной собственности…………………..………………..9
Гл.2. Интеллектуальная собственность в мировой экономике, ее охрана……..………………………………………………………………....12
2.1 Роль и место интеллектуальной собственности в обществе…………………………………………………………….……….12
2.2 Развитие охраны интеллектуальной собственности в России……………………………………..…………………………………18
Заключение………………………………………………………...…………...21
Список использованной литературы……………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Гл.1. Сущность интеллектуальной собственности………………………...4

1.1 Понятие интеллектуальной собственности   ………………..…………….4

1.2 Объекты интеллектуальной собственности  ….…………………………...7

1.3 Виды интеллектуальной собственности…………………..………………..9

Гл.2. Интеллектуальная собственность в мировой экономике, ее охрана……..………………………………………………………………....12

2.1 Роль и место интеллектуальной собственности в обществе…………………………………………………………….……….12

2.2 Развитие охраны интеллектуальной собственности в России……………………………………..…………………………………18

Заключение………………………………………………………...…………...21

Список использованной литературы……………………………………….23

 

Введение

 

Трудно  не согласиться  с утверждением, что  мировая экономика  претерпевает постоянные изменения. И чем дольше существует система мирового хозяйства, тем быстрее происходят эти изменения. Таким был и XX век, окончание которого ознаменовалось «интеллектуальной революцией» в экономике развитых стран. Сформировалась новая парадигма развития, в основе которой лежат  набирающий темпы научно-технический  прогресс и глобализация мирохозяйственных  связей. Появилась так называемая постиндустриальная экономика, в которой  растет взаимосвязь между экономическим  ростом и инновациями, глобальным характером создания и использования знаний и технологий. Знания из абстрактного понятия превращаются в новый  фактор производства, дополняющий труд, землю и капитал.

Актуальность данной темы заключается в том, что информационные технологии преобразуют структуру  современного производства и распределения, значительно влияют на производительность труда, становятся основой конкурентоспособности предприятия, являются показателем жизнеспособности производства. Таким образом, информация и знания приобретают реальную рыночную собственность, и в мировой экономике появляется и получает развитие понятие интеллектуальной собственности.

Цель работы — раскрыть сущность и значение интеллектуальной собственности в мировой экономике.

 

1. Сущность интеллектуальной собственности

 

1.1 Понятие интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права, появилось давно. Социальное, политическое и потом экономическое  значение произведений литературы и  искусства признавалось уже во времена  Древней Греции. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде.

Данный термин эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с подписанием в 1967 году в Стокгольме Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

По определению, данному  в 1998г. ВОИС, интеллектуальная собственность представляет собой закрепленные законом права на результаты интеллектуальной деятельности в промышленно-научной, литературной и художественной областях. Подобное определение данного понятия отражено и в статье 138 Гражданского кодекса РФ: под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Интеллектуальная собственность — это творение интеллекта. Как известно, одним из проявлений интеллекта является способность к познавательной деятельности, результатом которой могут являться новые несуществующие знания. Эти знания могут быть представлены в виде информации — сведений, сообщений.

Несколько упрощая, можно  сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий  по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а отраженная в них информация.

Эта информация может  быть использована заинтересованными  лицами, в частности, для образования, в научной, производственной и коммерческой деятельности, для удовлетворения духовных потребностей, т.е. информация о результатах интеллектуальной деятельности представляет практическую значимость.

Интеллектуальная собственность  имеет ряд особенностей, которые  отличают ее от вещной собственности:

    • результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу и являются нематериальными объектами;
    • результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;
    • право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя;
    • права субъектов интеллектуальной собственности ограничены во времени и пространстве;
    • имеются особенности при осуществлении в отношении объектов интеллектуальной собственности триады полномочий: владение, пользование и распоряжение. К нематериальным объектам неприменимо правомочие владения, так как нельзя физически обладать техническими решениями и образами;
    • объекты интеллектуальной собственности могут одновременно находиться в пользовании бесчисленного количества лиц.

Термин «интеллектуальная собственность» предстает перед нами как некое лингвистическое отклонение, соединившее в одном термине два совершенно противоположных по смыслу элемента: вполне материальное понятие собственности, источником которой выступает общественное производство, и идею как продукт духовной деятельности человека.

Исторически сложилась  такая теория, касающаяся рассматриваемых  объектов, в соответствии с которой  любой результат творческой деятельности является собственностью создателя  этого результата. Данная теория зародилась во Франции и опиралась на теорию естественного права. Суть этой теории заключается в том, что право личности на творческий результат его деятельности является его природным правом. Трактовка прав на идеальные результаты умственного труда с позиций собственности может характеризоваться как проприетарная концепция (от лат. proprietas — собственность).

 

1.2 Объекты интеллектуальной собственности

В научной литературе можно найти несколько определений  объектов интеллектуальной собственности, но наиболее распространенным является определение Парижской и Бернской конвенции. Объектами интеллектуальной собственности являются все права, включая исключительные имущественные и неимущественные. Согласно учредительным документам ВОИС такие права могут относиться к:

    • литературным, художественным и научным произведениям;
    • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио– и телевизионным передачам;
    • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
    • научным открытиям;
    • промышленным образцам;
    • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
    • защите против недобросовестной конкуренции;

А также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Таким образом, в соответствии с этим международным договором  интеллектуальная собственность есть совокупность прав на перечисленные  объекты.

Объекты интеллектуальной собственности должны отвечать следующим  условиям:

    1. отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
    2. возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
    3. использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
    4. использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    5. организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
    6. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
    7. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Охраноспособны в соответствии с действующим законодательством и, следовательно, относятся к объектам интеллектуальной собственности следующие результаты интеллектуальной деятельности:

      • изобретения, полезные модели, промышленные образцы, охраняемые Патентным Законом РФ;
      • произведения науки, литературы и искусства, а также другие объекты авторского и смежных прав, охраняемые законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
      • программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и бах данных»;
      • топологии интегральных микросхем, охраняемые законом РФ « О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
      • селекционные достижения, охраняемые законом РФ «О селекционных достижениях».

Имущественные права на все перечисленные объекты оборотоспособны, так как передаются на основе авторских, лицензионных или иных договоров.

 

1.3 Виды интеллектуальной собственности

Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и товарные знаки. Законодательство о коммерческой тайне и патентное право способствуют исследованиям и развитию новых идей. Авторское право способствует созданию литературных, художественных и музыкальных произведений, а также программного обеспечения для компьютеров. Законодательство о товарных знаках «увязывает» продукт с его производителем. В последние годы возник целый ряд новых форм интеллектуальной собственности. И каждый из связанных с ними институтов права интеллектуальной собственности имеет свою историю развития и свои конкретные задачи.

Патентное право стало развиваться относительно недавно. Можно сказать, что патентное право служит определенным признанием несовершенства системы рыночной экономики, ибо рыночная экономика, хорошо приспособленная для обеспечения производства и распределения товаров, малопригодна для того, чтобы побуждать к созданию новых и лучших товаров. Это связано с тем, что при изобретении нового продукта в чисто рыночной системе конкуренты тотчас его копируют и сводят его цену до стоимости производственных затрат, тем самым снижая прибыль до уровня, на котором невозможно возместить расходы на исследования и разработки, приведшие к появлению изобретения. Патентное право как раз и возникло для разрешения этой проблемы. Обеспечивая охрану изобретения от конкурентов на долгие годы вперед, патент увеличивает шансы получения прибыли и, тем самым, стимулирует изобретательство. Патент — это затратный механизм правовой охраны в том смысле, что обществу приходится платить более высокую цену за патентованный продукт ввиду уменьшения конкуренции производителей в данной области.

Так же, как институт патентования способствует развитию и исследованиям нового, авторское право содействует созданию литературных произведений. На написание книги могут уйти годы. В рыночной системе в чистом виде, если книга успешно продается, другие издатели сразу же издадут ту же самую книгу. Такая конкуренция приведет к снижению цены, что, соответственно, породит нежелание авторов и издателей затрачивать много времени и денег, требующихся для написания и издания книги. Обеспечивая охрану прав автора и издателя, авторское право создает экономический стимул к созданию новых произведений.

Интеллектуальная собственность  в форме производственных секретов (ноу-хау) существовала с незапамятных времен. Древние мастера, несомненно, охраняли приемы, с помощью которых они превращали камни в орудия. Эти мастера задолго до возникновения правовой защиты знали, какое преимущество они получали от знания этих секретов. Однако обладание секретами, в сущности, дает лишь ограниченную защиту. Только тысячелетия спустя, возникло право, охраняющее секреты производства. Охрана секретов развилась в отрасль небывалого значения, а технические знания и коммерческая тайна превратились в наиболее существенные ценности многих отраслей бизнеса. Охрана коммерческой тайны является одним из наиболее важных институтов права интеллектуальной собственности именно для тех стран, которые стремятся привлечь иностранные инвестиции. Одна отдельно взятая компания, охраняющая свои производственные секреты, еще может решиться продавать изготовляемую продукцию в страну со слабой охраной коммерческой тайны, но маловероятно, что такая страна может рассчитывать на серьезные прямые инвестиции.

Товарный знак имеет  совсем иную функцию. Давным-давно, когда  торговля велась на уровне деревенского рынка, простыми товарами, покупатели лично знали продавцов и легко могли оценивать качество товаров (например, ощупывать фрукты). Со временем рынки развились до уровня национальных и международных, возникло массовое производство товаров, зачастую дорогих и сложных, и определение производителя конкретного продукта стало чрезвычайно важным вопросом. Товарный знак с пользой служил как производителю, так и покупателю. Производители высококачественных товаров начали ставить свой товарный знак, и поскольку они уже имели завоеванную репутацию, то могли назначать более высокую цену. Покупатель же мог относиться к товару с доверием, ибо знал репутацию конкретного производителя.

 

2. Интеллектуальная собственность  в мировой экономике, ее охрана

 

2.1 Роль и место интеллектуальной собственности в обществе

Информация о работе Интеллектуальная собственность