Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:11, реферат
Актуальность темы «Интеллектуальное предпринимательство» обуславливается следующими положениями:
• Разносторонние знания, способность к абстрактному мышлению, широкий кругозор позволяют интеллектуалам успешно вести предпринимательскую деятельность
• В постсоциалистических странах уход интеллектуалов в бизнес наряду с объективными причинами и материальным интересом связан с так называемым отложенным предпринимательством.
• В современном обществе знаний интеллектуальное предпринимательство полностью отвечает ведущим экономическим концепциям.
• Экономическая активность предпринимателей-интеллектуалов часто ориентирована на будущее с целью удовлетворения наиболее сложных потребностей человека.
Введение………………………………………………………………….2
1 Типология предпринимательства…………………………………….3
1.1 Экономическая природа предпринимательства…………………...3
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………..9
1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательства…….11
2 Интеллектуальное предпринимательство…………………………...14
2.1 Особый тип предпринимателя и предпринимательства………….14
2.2 Новые взаимосвязи между миром науки и миром предпринимательства............................................................................................20
2.3 Новые виды товаров и услуг……………………………………….25
Заключение………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………...32
В большинстве технологически
развитых стран, экономика которых
характеризуется высоким
В 1997 – 1999 гг. среди студентов
проведено широкое эмпирическое
исследование, которое можно охарактеризовать
как “исследование в
Для многих современных ученых и преподавателей процесс “становления личности”, начинающийся с момента отхода человека от состояния “простого существования”, является сердцевиной предпринимательства. В условиях роста безработицы социальное неравенство и всеохватывающая стагнация часто проистекают из убежденности в том, что ничего нельзя изменить. Когда непосредственные причины обогащения одних и обнищания других становятся социально неприемлемыми и даже непонятными, как можно более раннее начало процесса “становления” представляется условием преодоления барьеров на пути к развитию. Этот процесс следовало бы инициировать в колледже, университете или даже в средней школе. Он начинается с трудом, требует большого мужества со стороны преподавателей и совместных усилий студентов.
“Позитивные образовательные ценности” (особенно в отношении предпринимательства) особенно важны для школ менеджмента и тем более для бизнес-школ. Эти ценности должны составить ключевой элемент материала, преподаваемого обучающимся.
Исследования показывают,
что феномен интеллектуального
предпринимательства не является простой
фантазией теоретиков, а требует
включения в учебный процесс.
Преподавание может стать важным
фактором стабильного и быстрого
развития европейских
2.2 Новые взаимосвязи между
миром науки и миром
В современном мире эволюционирует новый тип общества, базирующегося на знании и информации, которое ориентируется уже не на приспособление творческих процессов к ситуации, а на управление инновациями. В соревновании между странами, экономическими регионами, корпорациями и отдельными предприятиями победителем выходит тот, кто сумел адаптировать свою стратегию развития (на базе сильных и слабых сторон) к наиболее значимым и постоянным особенностям окружения. Проигравшими оказываются конкуренты, не добившиеся успеха во внедрении необходимых инноваций и создании адекватной культурной и хозяйственной обстановки. Среди наиболее важных и постоянных можно назвать следующие особенности современной общемировой ситуации:
Современные граждане все
четче отдают себе отчет в том,
что их знание фрагментарно, быстро
устаревает в профессиональном отношении
и во многом зависит от таких информационных
суррогатов, как газеты, телевидение,
компьютерные сети и т.п. В то же время
часто выясняется, что работодатели
(организации) требуют от них изобретательности
и инноваций, порой эти требования
сопровождаются, как ни парадоксально,
взаимно исключающими условиями, например
изъявлением покорности. На крупных
и малых предприятиях инновации
уже не рассматриваются в качестве
некоего загадочного продукта по-особому
устроенного человеческого
Понятие инновации как
продукта открытости к изменениям появилось
в теории и практике менеджмента
с приобретением обществом
Такая оценка знаний связана
с острыми дебатами относительно
роли науки и техники в социально-
Уход интеллектуалов в
бизнес является глобальным феноменом.
В периоды трансформации
Масштабы этого процесса,
затронувшего Польшу в течение последних
10 лет, оказались весьма внушительными.
Это связано, в частности, с упомянутым
“отложенным
2.3 Новые виды товаров и услуг
Сегодня в постсоциалистических
странах нет необходимости
В США почти вся
Кроме того, решения требуют вопросы, связанные с производством товаров для удовлетворения вновь возникающих потребностей. В частности, смогут ли эти товары, а также технология их производства оказаться помимо развитых регионов доступными для остальных стран мира? Возможны ли появление новых центров или разработка новых (альтернативных) средств или продуктов для удовлетворения аналогичных потребностей?
Опыт показывает, что до сих пор расширяется унификация товаров и услуг. Она касается не только электронных компонентов, автомобильных деталей и узлов, информационно-коммуникационной техники и банковских услуг, но и индустрии отдыха, фармацевтической продукции и сферы питания (McDonalds, Coca – Cola). Вместе с тем существует специальная группа продуктов с неограниченными возможностями диверсификации, которые даже в условиях глобальной экономики требуют диверсифицированных методов производства и потребления. Эта группа охватывает товары и услуги, относящиеся к бытию человека, созданию благоприятных условий для его развития в любой период жизни, включая старость. Прогресса только в области материалов, коммуникаций, транспорта, биотехнологии и даже генетики здесь недостаточно. Тем более что в области социальных инноваций наблюдается огромное отставание. В этом плане следует говорить об инновациях, которые отвечают или должны отвечать уникальным запросам в каждой конкретной ситуации. Инновации должны обслуживать не людей вообще, а отдельного человека в данное время и в данном месте.
Какое отношение имеет все это к интеллектуальному предпринимательству? Сказанное выше о данном феномене затрагивает товары и услуги, связанные с социальными потребностями человека, в частности с образованием, отдыхом, информацией. Давно замечено, что в таких развитых странах, как США, Швеция и Япония, производство соответствующих товаров и услуг приводит к очень быстрому росту доходов и повышению занятости. Предприниматели-интеллектуалы участвуют в большинстве сфер экономической активности, ориентированных на будущее, с целью удовлетворения самых сложных человеческих потребностей. Трудно себе представить, чтобы армия потенциальных предпринимателей была не в состоянии распознать (хотя бы в самих себе) потенциальных потребителей бесконечного разнообразия товаров и услуг (пока еще отсутствующих на рынке), рассчитанных на удовлетворение потребностей отдельного человека. Необходимость их создания неоднократно подчеркивалась в различных средствах массовой информации от местных газет до публикаций ОЭСР. В отчете внимание читателей обращается на явно обозначившиеся демографические тенденции в странах – членах этой организации: