Инфляционные процессы в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия инфляции, рассмотрение особенностей инфляционных процессов в Российской экономике.
Для раскрытия темы определены следующие основные задачи:
· исследовать историю появления инфляции;
· исследовать природу и свойства инфляционных процессов;
· определить воздействие инфляции на рыночную экономику страны;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теория инфляции
1.1. Понятие инфляции………………………………………………………5
1.2. Причины происхождения инфляции…………………………….........10
2. Инфляция на примере России
2.1. Механизмы, источники инфляции и ее особенности России………..19
2.2. Расчет показателей………………………………………………..........26
3. Методы борьбы с инфляцией
3.1. Методы борьбы с инфляцией………………………………………….28
3.2. Антиинфляционные мероприятия…………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………36
Библиография…………………………………………………………………38
Приложения…………………………………………………………………...4

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа КОПИЯ.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Складывается такое  ощущение, что российские чиновники живут в какой-то параллельной реальности. Или, как минимум, в другой стране – на Лазурном Берегу Франции, в Монако, в Монте-Карло, Майами или Лондоне. Судя по всему, они вообще не ходят в магазины, не платят на заправках за бензин и не оплачивают счета естественных монополий, транспортных организаций и ЖКХ.

Благодаря перманентным статистическим манипуляциям с составом потребительской корзины и методологией её расчёта чиновникам удаётся «рисовать» красивые цифры в своих отчётах  и рапортовать о «невиданных успехах» в деле обуздания инфляции. Напомним, что с 1-го января 2013г. вступили в силу поправки в методологию расчёта минимально необходимого набора товаров и услуг (потребительской корзины), от состава, и стоимостной оценки которого зависит величина прожиточного минимума, а, следовательно, и размер целого ряда социальных выплат, пособий и компенсаций. Начиная от пособий многодетным семьям, инвалидам и детям-сиротам и заканчивая выплатами ветеранам и прочим, социально незащищённым слоям общества.

Однако никому из простых  россиян и промышленников от творческих инициатив чиновников не становится: газ, свет, вода, отопление, жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки и  активно приватизируемые правительством социальные услуги (здравоохранение, образование, социальная защита и т.д.) растут в цене на 13-17% ежегодно. Также как не становятся доступнее продукты питания и услуги первой необходимости, дорожающие только по официальным оценкам Росстата на 9-12% ежегодно.

Реальный уровень жизни  россиян неуклонно падает – вместо официальной и крайне приукрашенной оценки роста на 0,4% в 2011г. (и это на фоне аж 40% роста цен на нефтяную смесь Brent в 2010-2011г.!) и на 4,2% по итогам 2012г. наблюдается неуклонное падение уровня жизни рядовых россиян.

Совершенно очевидно, что нынешние темпы роста цен  не только демонстрируют бессильность правительства в борьбе с инфляцией (а, точнее, хроническое нежелание  наступить на карман сырьевым монополиям) и непонимание истинных причин, т.е. природы инфляционных процессов в России.

Хуже того, начавшееся в 2013г. ускорение темпов роста стоимости  жизни и падение реальных доходов  россиян автоматически срывает  принятый Госдумой проект бюджета на ближайшие 3 года, в которых темпы  роста инфляции прогнозируются на отметке в 5,5% в 2013г. и не более 5% в 2014-2015гг (Приложение 4). Совершенно очевидно, что не может быть никакой речи о 5-5,5% роста цен в нынешних условиях повсеместного произвола монополий, коррупционных поборов, монополистического завышения цен на ГСМ со стороны нефтетрейдеров и нефтегазовых гигантов, а также дорожающих кредитов.

Другими словами, уже  как минимум в силу этого факта  пролоббированный Минфином бюджет на ближайшую трёхлетку выглядит откровенной  «маниловщиной» и несбыточной мечтой. Если раньше федеральный бюджет предполагал сокращение реальных (с учётом официальной инфляции) расходов на национальную экономику, науку, образование, здравоохранение и изношенное на 80-85% ЖКХ на 35-60% в течение 2013-2015гг., то теперь масштабы секвестра будут ещё больше.

Более того, гораздо хуже прогнозных показателей оказались  темпы роста российской экономики, которые сжались с 4,5% в 2010г. до 4,3% в 2011г. и менее 3,4% по итогам 2012г., даже не смотря на 40% рост цен на энергоносители в 2010-2011гг. и рекордно высокие среднегодовые цены на североморскую смесь Brent (110 долл.) в 2012г. Притом что в нынешнем антимодернизационном бюджете для его исполнения заложены средние темпы роста российской экономики в размере 4,2% в течение 2013-2015гг.

Лучшие экономисты и  эксперты ещё на стадии формирования трёхлетнего бюджета предупреждали, что без радикального изменения социально-экономической политики и переориентации на независимую национально ориентированную денежно-кредитную, налогово-бюджетную, научно-техническую и промышленную политику российской экономике в 2013г. в лучшем случае светит рост на 2,7-3%. Скорее всего, по факту речь будет идти о 2,3-2,5%. В таком случае бюджет на ближайшие годы становится откровенной фикцией - он несостоятелен уже на стадии базовых макроэкономических предпосылок: начиная от темпов роста экономики и уровня инфляции и заканчивая курсом рубля и масштабами бегства капитала.

Также сложно назвать  однозначно позитивной динамику цен  в целом ряде других областей –  в 4 субъектах федерации по итогам января годовая прибавка цен составила более 1,5%. А в Москве и Санкт-Петербурге накопленный с начала год рост инфляции составил 0,8 и 1,3% соответственно. Такими темпами по итогам года практически ничто не мешает потребительским ценам вырасти на 7,5 и 10% соответственно.

Как и водится на протяжении последних лет, наиболее сложная  ситуация складывается на рынке продуктов  питания, на долю которых приходится от 40 до 60% семейного бюджета практически 50% граждан России, находящихся на грани или за гранью нищеты. Так, только за период с начала года цены на продукты питания без учёта алкоголя подскочили на 1,2%, а в годовом выражении рост превысил отметку в 7,2%. Для сравнения, в январе 2012г. кумулятивный рост с начала календарного года составлял менее 0,7%, а в годовом выражении менее 1%.

В начале предыдущего  года на руку сыграл статистический эффект высокой базы – после августовских пожаров и гибели практически 25% урожая зерновых цены на продукты питания  подскочили на 13-15% (реально на 20-30%). Однако это ни в коей мере не снимает негативные социальные последствия ускоренного роста цен на продукты питания и прочие товары и услуги первой необходимости.

Прежде всего, в глаза  бросается стремительное ускорение  темпов роста цен на хлеб и хлебобулочные  изделия (с 6,8 до 13%), макаронные изделия (с 2,7 до 8,8%) и яйца (с 4,9 до 5,5%). По-прежнему крайне высокими темпами растут цены на мясо и птицу, несмотря на некоторое замедление динамики с 7,9% до 7,2%. Также достаточно заметно подорожало молоко и молочная продукция – темпа роста сжались с 5,5 до 4,5%.

Несколько лучше обстоят  дела в сегменте плодоовощной продукции, цены на которую после никем незамеченного  обвала на 30,4% в январе 2012г. (на прилавках  магазинов никакого заметного снижения цен вопреки оценкам Росстата так и не произошло) подскочили на 16,1%. Ещё более заметно подскочили темпы роста цен на алкогольную продукцию – с 8,2% в январе 2012г. до 16,4% в аналогичном периоде текущего года.

Всего же только за период с начала года накопленным итогом хлеб подорожал на 1,1%, макароны – на 1,4%, молоко и масло – на 0,5%, куриные яйца – на 0,9%, плодоовощная продукция подорожала на все 7,4%, а алкогольная продукция стала стоить дороже на 4,9%. Больше всего опасений вызывает не сам по себе факт ускоренного роста цен на продукты питания, которые являются социально значимой товарной группой в потребительской корзине подавляющего большинства россиян.

Больше всего недоумения вызывает тот факт, что скачкообразное удорожание продовольственных товаров  происходит при отсутствии каких либо климатических катастроф, неурожая, и при олимпийском спокойствии властей.

Для того чтобы обуздать безудержный рост цен на продовольственные  товары, которые занимают свыше 50% семейного  бюджета у практически 20 млн. нищих  россиян, требуется просто-напросто навести порядок в торговле и ограничить аппетиты перекупщиков, удерживающих производителей продуктов питания в нищете.

 

5. http://www.forbes.ru/news/78275-rosstat-inflyatsiya-v-rossii-za-2011-god-sostavila-rekordno-nizkie-61

 

2.2. Расчет показателей  инфляции

Инфляция как способ финансирования используется государством для погашения своей задолженности  разного рода. В этом случае государством просто производится дополнительная денежная эмиссия, которая сразу же идет на оплату долгов или покрытие дефицита государственного бюджета. Но погашение долгов подобным способом производит отрицательный эффект — реальная сумма возвращенного долга вследствие вызванного эмиссией витка инфляции становится меньше, чем должна быть. В связи с изменением стоимости денег во времени из-за инфляции существуют два типа финансовых величин (показателей): номинальные и реальные.

Номинальные показатели — показатели, которые отображаются в будущем без учета стоимости денег во времени, то есть непосредственно в денежных единицах как есть, в масштабе будущего периода. Таким образом, при рассмотрении отрезков времени с номинальными величинами можно сказать, что на каждом отрезке они имеют свой масштаб измерения. Поэтому их сложно сопоставлять. Реальные показатели — показатели, которые отображаются в будущем с учетом стоимости денег во времени, то есть приведенные к масштабу единиц измерения базового периода. Реальные показатели сопоставимы, так как находятся в одном масштабе измерения.

Номинальные величины пересчитываются  в реальные путем умножения на коэффициент изменения стоимости  денег в рассматриваемом периоде  по отношению к базовому. Стоимость  денег меняется на индекс уровня инфляции.

Реальная величина = Номинальная величина/Индекс цен  Реальная покупательная способность  денежной суммы = Номинальная покупательная  способность денежной суммы/Индекс цен 

Реальный доход = Номинальный доход/Индекс цен

Для того чтобы видеть скорость изменения цен и соизмерить реальную покупательную способность денежной единицы, рассчитывают индекс цен:

Индекс цен  расчетного года = Сумма стоимости  набора товаров расчетного года/Сумма  стоимости набора товаров базового года

Индекс цен также называют уровнем цен. Индекс — величина относительная и рассчитывается для расчетного времени по отношению к базовому времени. Индекс цен рассчитывается для определенного стандартного набора товаров (рыночной корзины), одинакового для расчетного и базового времени.

Зная индексы цен, можно  рассчитать уровень или темп инфляции. Обычно рассчитывают годовой темп инфляции:

Годовой уровень  инфляции = (Индекс цен текущего года - Индекс цен прошлого года)/Индекс цен  текущего года

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Приблизительное количество лет, необходимых для освоения темпов инфляции = 70/темп ежегодного увеличения уровня цен (%)

 

Глава 3. Методы борьбы с инфляцией.

3.1. Методы борьбы  с инфляцией

Сбивать темпы инфляции – значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны  в достатке продовольствием. Это  первейшее условие любых реформаторских  усилий. Для налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности.

а) установление порядка  выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным.  В этих целях надо, прежде всего,  восстановить на банковских счетах  предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых покупателей. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на  добавленную стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка по приоритетности и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему  стимулирования развития мелкого бизнеса  в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия  для повсеместного распространения  параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и  по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Информация о работе Инфляционные процессы в Российской экономике