Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью исследования в работе выступает инфляция и ее социально-экономические последствия, объектом исследования – инфляция, а предметом -экономика Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить виды и причины возникновения инфляции;
- проанализировать показатели измерения инфляции;
- изучить сущность инфляции и экономического развития экономики;
- выявить социально-экономические последствия инфляции;
- проанализировать инфляцию в национальной экономике Республики Беларусь;
- проанализировать и сделать выводы по экономической политике и инфляционных процессах, происходящих в Республике Беларусь.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: синтез, анализ, индукции, дедукции, сравнительный анализ.
Введение
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности
1.1 Виды и причины инфляции
1.2 Измерение инфляции
2 Социально-экономические последствия инфляции
2.1 Инфляция и экономическое развитие
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь
3.1 Анализ инфляции в национальной экономике
3.2 Инфляция и экономическая политика в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Виды инфляции
Непродовольственные товары в августе 2011 года по сравнению с июлем 2011 года подорожали на 10,8%, с декабрем 2010 года — на 68,6%, с августом 2010 года — на 71,8%.
Цены и тарифы на платные услуги в августе 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем увеличились на 3,5%, с декабрем 2010 года — на 27,4%, в годовом исчислении — на 29,9%.
Цены промпроизводителей за отчетный период выросли на 67%, в том числе за август на 6%. В годовом исчислении (август 2011 года к августу 2010 года) цены промпроизводителей увеличились на 78,1%.
Прирост цен строительно-монтажные работы за 8 месяцев составил 32,1% (в августе 7,5%), тарифов на перевозку грузов - 70,9% (1,2%).
Такой рост цен приводит к снижению платежеспособности населения, а следовательно и к сжатия внутреннего рынка, в связи с произошедшим обесцениванием белорусского рубля.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что национальная экономика и инфляционные процессы неразрывно связаны между собой, и в какой-то мере дополняют друг друга. Для гармоничного развития макроэкономики инфляция должна находиться на низких уровнях, а государство должно стремить к ее минимизации, путем проведения своевременной грамотной экономической политики.
3.2 Инфляция и экономическая политика в Республике Беларусь
Основные направления, цели и задачи экономической политики государства представлены в системе государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.
Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства направленные на изменение экономического состояния страны (см. рисунок 3.1) [2, 23].
Первая стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия. Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.
Рисунок 3.1 - Основные стратегические линии поведения государства в переходный период
Источник: [2, c.23]
Благодаря таким изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.
Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений.
Передача функций управления государственным предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных предприятий отражают такого же рода существенные изменения.
Третья стратегическая линия государства состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где:
а) рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п.;
б) часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной эффективности [7, c.10].
Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. Выполняя в переходный период соответствующие функции (классические и новые), государство разрабатывает и проводит сбалансированную экономическую политику.
Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей.
Государственная экономическая политика выступает как генеральная линия действий, проводимых правительством в области, национального производства. Основными сферами экономической политики государства выступают финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние экономические связи.[8, c. 141]
В переходный период основными объектами экономической политики государства непосредственно выступают те задачи, которые определяют содержание самой трансформации, — стабилизация, либерализация и экономический рост.
Проведение государством экономической политики находит свое отражение в разработке соответствующих документов (концепции, прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономической политики. Особо следует выделить те документы, которые после прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают силу закона. В первую очередь это касается бюджета страны и налоговой политики [6, c.482].
Концепция социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических факторов.
Программа (основные направления) социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственное значение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции и имеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому такая программа имеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатся количественные и качественные показатели дальнейшего социально-экономического развития, а также задания для соответствующих органов государственного управления.
В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа «Здоровье нации», региональные программы развития и т.д.
При реализации своих планов государство опирается на экономический и производственный потенциал, находящийся в его собственности, использует другие финансовые и материальные резервы, в первую очередь — возможности бюджета, ведет активную законотворческую деятельность.
Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою «экономическую конституцию». Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на:
а) защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы;
б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания;
в) сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций «теневой экономики»;
г) развитие свободной конкуренции и недопущение проявлений монополизма [5, c.383].
Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение произвола чиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Следует специально подчеркнуть важность выработки в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые «правила игры» и обеспечивая их соблюдение всеми субъектами хозяйствования, государство контролирует наличие равных условий для конкуренции, не допускает появления на рынке монополистических тенденций.
Сильную антимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры. Анализ показывает, что в современных условиях более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется именно в сфере обращения. Это придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение [8, c. 143].
Не секрет, что в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений. На первом этапе развития рыночных отношений между поставщиком и покупателем могут появиться лишние посредники, что тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной стоимости далеко не в пользу реального сектора экономики.
Надо признать, что в период становления внутренний рынок оказывается слабо защищенным от появления товаров и услуг сомнительного качества.
По этим и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находить своевременную поддержку со стороны государства. Опыт переходного периода показывает, что государство располагает особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать рыночную инфраструктуру.
Особая роль принадлежит государству в развитии инфраструктуры малого бизнеса.
Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских гильдий не нуждается в специальной государственной опеке. Но государство создает фонды поддержки мелкого бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора.
В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п.
Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал государства.
Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень открытости внутреннего рынка.
В идеале рынок свободной конкуренции в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые выгоднее или импортировать, или экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкурентную способность местного производителя по сравнению с иностранным поставщиком. Поэтому белорусское государство стремится разработать и осуществить оптимальную стратегию внешней экономической деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование обменного курса, программа импортозамещения и т. д.).
Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики, о чем свидетельствуют прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год (откорректированная редакция).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы, в том числе в 2010 году, Республика Беларусь жила с однозначной инфляцией – ниже 10%. Во второй половине 2011 года она ускорилась и стала приобретать угрожающие для экономии Республики Беларусь показатели.
Причиной сложившейся в начале 2011 года сложной экономической ситуации, выраженной возрастающей инфляцией стало сочетание внешних и внутренних факторов:
а) отрицательное внешнеторговое сальдо;
б) превышение спроса на валюту над предложением;
в) кредитование банковской системой государственных программ по льготным процентным ставкам;
Управление инфляцией
представляет важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь:
а) сокращения государственных расходов;
б) поддержание внутренней стабильности национальной валюты за счет жесткой денежно-кредитной и процентной политики Национального банка;
в) стабилизация и стимулирование производства;
г) проведение определенных мер по регулированию цен и доходов;
Важность борьбы с ускоряющейся инфляцией очевидна. Если не принять энергичных мер, то можно скатиться к гиперинфляции (приросту цен свыше 200% в год по критерию П. Самуэльсона или свыше 50% в месяц по критерию Ф. Кейгана). Инфляция с такими темпами станет неуправляемой, произойдет массовое бегство от белорусского рубля и переход расчетов или в иностранной валюте, или по бартеру. При гиперинфляции особенно сильно пострадают социальные группы, получающие фиксированные доходы (пенсионеры, инвалиды, работники бюджетной сферы). Хотя их доходы индексируются с учетом инфляции, но компенсационные выплаты практически всегда запаздывают и возмещают потери лишь частично. Финансирование социальных программ также отстанет от обесценения денег, в результате чего начнет разрушаться вся система социальной защиты населения. Поэтому важность борьбы с инфляцией остается первостепенной [12].
При этом проведение макроэкономической политики должно основываться на проведении умеренно жесткого денежно-кредитного регулирования, что предполагает ограниченную денежно-кредитную эмиссию, не доводящую страну до гиперинфляции, но обеспечивающую:
а) более сильную социальную защиту населения;
б) снабжение реального сектора экономики количеством денег, достаточным для бесперебойного функционирования рентабельных на сегодняшний день предприятий;
в) стимулирование эффективного хозяйствования, для роста производительности труда;
г) реальное улучшение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости продукции и улучшение значений других показателей, характеризующих рост эффективности хозяйствования, должны материально стимулироваться за счет части полученной дополнительной выручки.
Информация о работе Инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь