Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:42, курсовая работа
Целью исследования: выявить закономерность инфляционных процессов
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. определить сущность и проявления понятия инфляции;
2. рассмотреть виды и типы инфляции;
3. выявить причины, факторы и последствия инфляции;
4. изучить антиинфляционную политику и выявить её инструменты;
Показатели инфляции (Индексы Лайспереса и Паше).
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики.
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Показатели инфляции – это, прежде всего индексы цен. К числу наиболее значимых из них относятся:
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (потребительской корзины) и является главным оперативным индикатором, характеризующим уровень инфляции в стране и ее регионах.
Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости определенного набора (корзины) благ в исследуемом году со стоимостью этой же корзины благ в базовом году:
, где
ИПЦ – индекс потребительских цен;
– стоимость корзины потребительских благ в базовом году;
– стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году.
Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.
Индекс цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения, приобретенные предприятиями-потребителями, включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой сумму стоимостей конечных благ, произведенных национальной экономикой за один год. ВВП, выраженный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП. Реальный ВВП представляет собой продукт нации, произведенный в этом же году, но рассчитанный в постоянных, неизменных ценах, за основу которых принимаются цены определенного года
Для измерения уровня цен в экономике используются показатель дефлятор ВВП, представляющий отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах:
, где
– дефлятор ВВП;
– валовой внутренний продукт, выраженный в ценах текущего года, или номинальный;
– валовой внутренний продукт, выраженный в ценах базового года, или реальный [5, стр. 367].
Уровень инфляции (темпы прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских цен как:
Уровень инфляции =
Как косвенные показатели уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение первых и рост последних, т.е. уменьшение этого соотношения, косвенно подтверждают усиление инфляционных процессов. Аналогичный вывод позволяют сделать данные о превышении денежных доходов населения над расходами.
Кроме вышеуказанных, в западной практике используются также формулы Ласпейреса и Паше [9, с.317].
При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.
Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1,) и базового (р0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.
Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Паше. Ценовые индексы по формуле Паше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Паше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:
If =√ Il · Iр
Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.
На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.
Также на основе формулы Ласпейреса в стране рассчитывается сводный индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным группам производимых промышленностью товаров.
С 1996 г. в России введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор — индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП (исчисленного в текущих ценах) к реальному (в неизменных ценах) в текущем периоде:
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.
1.3 Причины, факторы и последствия инфляции
Инфляция обусловлена внутренними и внешними причинами. Среди внутренних причин (факторов) правомерно различение денежных (монетарных)
и неденежных компонентов.
Для рассмотрения действия денежных причин целесообразно обратиться к уравнению обмена. После преобразования получим
Р =
Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения денег превышает потребности товарооборота.
Однако далее обычно вступает в силу психологический фактор инфляции – инфляционные ожидания, т.е. действия субъекта на потребительском, товарном, фондовом, валютном и других рынках, основывающиеся на пред – положениях о высоких темпах инфляции в перспективе. Действия субъектов хозяйственной жизни заключаются в размещении своих денежных средств и других теряющих от инфляции ценностей в товарные запасы, в стабильную конвертируемую валюту, недвижимость, в помещении в банк на валютные инозиты и т.д., т.е. в те ценности, рыночная стоимость которых не зависит от обесценения национальной валюты. Для уменьшения потенциальных потерь эти процессы необходимо осуществлять как можно скорее. Но это ведет к ускорению обращения денег (росту показателя V), что еще в большей мере усиливает инфляцию. Отсюда можно вывести закономерность инфляционных процессов как саморазвивающихся и самоускоряющихся. Образно говоря, инфляция похожа на «снежный ком», скатывающийся с горы.
При отсутствии инфляционных ожиданий в условиях гибких цен и процентных ставок проявляется другая закономерность – так называемый «эффект Пигу». Внезапный скачок цен потребители могут посчитать случайным и кратковременным явлением. Тогда они начинают сберегать денежные средства. Уменьшение потребительского спроса оказывает давление на цены в сторону их снижения.
Увеличение денежной массы (М) обусловливается рядом причин:
а) несбалансированностью государственных расходов и доходов, дефицитностью бюджета; широкое использование внутренних заимствований на цели покрытия бюджетного дефицита способствует увеличению денежной массы и обращении', а следовательно, повышению цен;
б) ростом массы кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы;
в) выпуском в обращение не полностью контролируемых государством платежных средств (например, финансовых векселей);
г) чрезмерностью инвестиций, которые приводят к перепроизводству одних товаров и одновременно к дефициту других, что усиливает диспропорции в экономике и в сфере денежного обращения;
д) опережающим ростом заработной платы по сравнению с повышением производительности труда; это явление может иметь место в государственном секторе экономики как следствие проведения популистской политики увеличения доходов населения.
Неденежные причины инфляции определяют ее опосредованно, но в конечном счете также ведут к повышению цен и обесценению денег. Правомерно выделение ряда неденежных причин.
1. Деформированность структуры экономики. В случае чрезмерного развития отраслей тяжелой и добывающей промышленности их работники, не создавая непосредственно товаров непроизводственного назначения, выходят на потребительский рынок с высоким уровнем доходов. В связи с этим создается избыточный спрос при отставании предложения необходимых и потребительских товаров. Кроме того, закладывается основа роста издержек производства последних.
В случае неоправданного, превышающего разумные рамки роста сферы услуг также наблюдаются негативные последствия. Дело в том, что сфера услуг характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а в другой – большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства.
2. Милитаризация экономики.
Финансирование государством
3. Монополизм в экономике.
Естественные, экономические, искусственные
монополии имеют возможность
повышать цены на свою
4. Экстраординарные
5. Ошибки в проведении денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики государства. В частности, в Российской Федерации в налогообложении акцент сделан на косвенные налоги. Но косвенные налоги непосредственно входят в структуру цены. Таким образом, российская практика налогообложения обусловливает рост цен и требует соответственного роста денежной массы.
Среди внешних причин инфляции следует особо выделить следующие: а) приток иностранной валюты в страну в обмен на национальную валюту вызывает необходимость дополнительной эмиссии национальных платежных средств;
б) падающий курс национальной валюты приводит к повышению импортных цен и способствует росту общего уровня цен в стране;
в) ввоз пользующихся высоким спросом импортных товаров, более дорогих по сравнению с аналогичными национальными товарами, способствует удорожанию последних посредством механизма «подтягивания» уровня цен.
Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующих явлениях и процессах:
1. Происходит перераспределение
доходов между отдельными
2. Обесценение денежных
накоплений населения, хозяйствующих
субъектов и средств бюджетной
системы; обесценение амортизационных
фондов, что затрудняет
3. Ослабление деловой
активности, поскольку неопределенность
в росте издержек и цен делает
неопределенными перспективы
4. Сокращение частных
долгосрочных инвестиций и
5. Перелив капитала и кадров из реального сектора производства в торговлю и посреднические операции, где меньше опасность потерь от инфляции.
6. Снижение мотивации
к реализации достижений
7. Уплата государству
инфляционного налога (с ростом
цен растут адвалорные