Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:13, курсовая работа
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция -- это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся.
Введение
Инфляция - как многофакторный процесс
Причины инфляции
Измерение инфляции
Основные виды инфляции
Инфляция спроса и предложения
Экономические последствия инфляции
Государственная система антиинфляционных мер
В России и СНГ преобладает
несбалансированная инфляция. Рост цен
на сырье опережает рост цен на
конечную продукцию, стоимость комплектующего
компонента превышает цену всего
сложного прибора и т. п. Например,
завод “Русский дизель” (Санкт- Петербург)
выпускает промышленные насосы. На
насосах устанавливается
Несбалансированность инфляции -- большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия
(ожидаемость или
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может
предсказываться и
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:
Ожидаемая Неожидаемая
Сбалансированная
Несбалансированная
Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.
Несбалансированность и
непредсказуемость инфляции в СНГ
разрушает психологическую
Инфляция спроса и издержек
Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:
-- монополизм государства
(на эмиссию бумажных денег,
внешнюю торговлю, налоги; на рост
непроизводственных, прежде всего
военных и прочих расходов, связанных
с функциями современного
-- монополизм профсоюзов,
задающих размер и
-- монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
Рассмотрим более подробно
инфляцию спроса. В результате инфляции
спроса возникает избыток денег
по отношению к количеству товаров,
растут цены. Характерно, что занятость
в такой ситуации полная, ибо стимулируемая
высокой ценой промышленность максимально
должна загружать производственные
мощности. В СНГ это не так, поскольку
нет конкуренции и
Инфляция спроса
вызывается следующими
Милитаризация экономики
и рост военных расходов. Военная
техника становится все менее
приспособленной для
Дефицит государственного бюджета
и рост внутреннего долга. Например,
реальный дефицит госбюджета Российской
Федерации по итогам 1992 г. составил
11% ВВП, а в 1994 г. не должен превысить
9,4% объема ВВП (или 70 трлн. руб.). Покрытие
дефицита происходит путем размещения
займов государства на денежном рынке
или при помощи дополнительной эмиссии
неразменных банкнот
Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июня 1994 г. объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составил 27 655 млрд. руб., или 38,9% его сводного баланса.
Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.
Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент.
Реальная причина отмеченного
“зеркального отражения”, его системной
закрепленности в СНГ--монополизм промышленных
предприятий преимущественно
Площадь незаштрихованного
прямоугольника составляет выручку
предприятий-монополистов. Площадь
заштрихованного
Со временем подобный механизм
может стать устойчивым. Из всей
суммы предприятий будут
Перейдем к рассмотрению механизма инфляции предложения (издержек), вызванной ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и проч.).
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.
Снижение роста
Возросшее значение сферы
услуг. Оно характеризуется, с одной
стороны, более медленным ростом
производительности труда по сравнению
с отраслями материального
Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".
Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%.
Дефицитная экономическая
система имеет свой особый механизм
инфляции предложения (по аналогии с
инфляцией спроса). Напомним, что
логика спроса здесь как бы “перевернута”:
дефицитный рост рыночной цены в сочетании
с пессимизмом рациональных ожиданий
населения и бизнеса, неопределенностью
конъюнктуры провоцирует
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.
Таким образом, в условиях
дефицитной рыночной экономики инфляция
предложения как бы вторична по сравнению
с инфляцией спроса. Рост издержек
предприятий смещает линию
Стратегия поведения фирмы в условиях дефицитной инфляции по-своему уникальна. “Предприятие можно образно сравнить с автомобилем, разогревающим свой мотор. Водитель не знает, куда ему ехать, и чаще всего ему невыгодно ехать куда-либо, даже если он знает направление: расход бензина в силу несбалансированности инфляции может не окупиться даже при кажущейся на первый взгляд выгодности перевозки пассажира или товара. К сожалению, топливо расходуется даже тогда, когда реального движения нет: двигатель должен быть разогрет, готовность к движению должна быть максимальной. Затраты топлива на разогрев двигателя--это как бы издержки предприятия по сохранению трудоспособного коллектива, поддержанию технических параметров производства и прочие сопряженные издержки.”[4]
Можно высказать следующие рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в СНГ.
1. Постараться сохранить
основной профиль бизнеса (