Инфляция: типы, виды. Инфляционная спираль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 01:17, реферат

Краткое описание

Проблема ограничения уровня инфляции, стабилизации экономики на основе комплексной политики регулирования доходов населения создает дополнительный резерв для экономического роста РФ.
Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия, позволяющие повышать доходы предприятий и работников и увеличивать поступления в бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по инфляции.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Последствия непредвиденной инфляции

Последствием непредвиденной инфляции является  произвольное перераспределение доходов и богатства (arbitrary redistribution of wealth). Она обогащает одних экономических агентов и обедняет других. Доходы и богатство перемещаются:

- от кредиторов к должникам. Кредитор предоставляет кредит по номинальной ставке процента, исходя из величины реального дохода, который он хочет получить (реальной ставки процента) и ожидаемого темпа инфляции (R = r + πe). Поэтому в периоды неожиданной инфляции очень выгодно брать кредиты и невыгодно их давать. Таким образом, непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты. Поэтому, если оказывается, что инфляция выше, чем ожидалось в момент подписания контракта займа, получателю будущих платежей  (кредитору) хуже, потому что он получит деньги с более низкой покупательной способностью, чем те, о которых он договаривался при подписании контракта. Человеку, который занял деньги (заемщику) лучше, потому что он имел возможность использовать деньги, когда они имели более высокую стоимость, и ему было позволено вернуть долг деньгами с более низкой стоимостью. Когда инфляция выше, чем ожидалось, богатство перераспределяется от кредиторов к заемщикам. Когда инфляция ниже, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.

Поскольку, как уже отмечалось, общая формула реальной ставки процента, применимая при любых темпах инфляции:

                                                (8)

то следует различать реальную ставку процента ex ante и реальную ставку процента ex post.  Приведенная формула – это формула реальной ставки процента ex ante. Реальная ставка процента ex ante – это реальный доход, который рассчитывает получить кредитор, предоставляя кредит, поэтому она определяется величиной ожидаемого темпа инфляции (πe). Реальная ставка ex post – это реальный доход, который получает кредитор при возвращении кредита, поэтому она определяется фактическим темпом инфляции (π факт) и может быть рассчитана по формуле:

                                            (9)

- от рабочих к фирмам. Утверждение о том, что непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты, применено к любому контракту, который продолжается во времени, в том числе контракт найма на работу (labor contract). Когда инфляция выше, чем ожидалось, те, кто получает деньги в будущем (рабочие) несут ущерб, а те, кто платит (фирмы), выигрывают. Поэтому фирмы выигрывают за счет рабочих, когда инфляция больше, чем ожидается. Когда инфляция меньше, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.

- от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами. Люди с фиксированными доходами (например, государственные служащие, а также люди, живущие на трансфертные выплаты) не могут предпринять меры по увеличению своих номинальных доходов, и в периоды непредвиденной инфляции (если не проводится индексация доходов) их реальные доходы быстро падают. Люди с нефиксированными доходами имеют возможность увеличивать свои номинальные доходы в соответствии с темпом инфляции, поэтому их реальные доходы могут не уменьшиться или даже увеличиться.

- от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений. Реальная ценность накоплений по мере роста темпов инфляции падает, поэтому реальное богатство тех людей, кто его имеет в денежной форме, уменьшается.

- от пожилых к молодым. Пожилые страдают от непредвиденной инфляции в наибольше степени, поскольку, с одной стороны, они получают фиксированные доходы, а, с другой, они, как правило, имеют накопления в денежной форме. Молодежь, имея возможность увеличить свои номинальные доходы и не имея денежных накоплений, страдает в наименьшей степени.

- от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги,  к государству. От непредвиденной инфляции в определенной  степени страдает все население.

Обогащается же всегда только один экономический агент – государство. Выпуская в обращение дополнительные деньги (производя эмиссию денег), государство тем самым устанавливает, как уже отмечалось, своеобразный налог на наличные деньги, который называется сеньораж. Государство покупает товары и услуги, а расплачивается обесценивающимися деньгами, т.е. деньгами, покупательная способность которых тем ниже, чем больше дополнительных денег выпущено в обращение. Разница между покупательной способностью денег до эмиссии и после и есть доход государства от инфляции - сеньораж.

Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфляция, которая приводит:

  1. к краху финансовой системы (деньги перестают иметь значение и происходит переход к бартеру);
  2. к разрушению благосостояния (реальные доходы катастрофически сокращаются);
  3. к нарушению и разрушению инвестиционного механизма (инвестиции в производство имеют долгий срок окупаемости и в условиях стремительного обесценения денег неэффективны). Причиной гиперинфляции служит огромное увеличение денежной массы с целью финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать большой дефицит бюджета иными (неинфляционными, т.е. неэмиссионными способами).

 

 

 

 

2. Государственная политика  регулирования доходов как метод  борьбы с инфляцией

Антиинфляционная политика государства регулируется с помощью денежной реформы и государственного регулирования инфляционного процесса. Денежная реформа предусматривает полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы. Оно происходит путем дефляционной политики и политики доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.

В определенных условиях ведущие промышленно развитые страны для борьбы с инфляцией могут прибегнуть к политике регулирования доходов [1; c. 357]. Эта политика предусматривает использование различных рычагов. Например, правительство может использовать налоговые рычаги для поощрения или наказания фирм. Кроме того, правительство может прибегнуть к моральным рычагам, выступая как посредник при заключении коллективных договоров.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов [4, с. 315].

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль.

Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов [4, с. 359]:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.).

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью «съедает» прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые [6, с. 334]:

- социально-экономическим и политическим  развитием той или иной страны;

- степенью и характером вмешательства  государства в вопросы регулирования  заработной платы;

- традициями заключения коллективных  договоров;

- социальной напряженностью в  обществе.

Далеко не везде и не всегда такая политика приносит положительные результаты. Скажем, введенный в США в 1971 г. администрацией Никсона контроль за заработной платой и ценами пришлось отменить. Также не получил отклика со стороны профсоюзов и предпринимателей призыв администрации ограничить рост заработной платы семью процентами.

Положительные примеры использования политики доходов связаны, как правило, с проведением ее в условиях социально-экономической стабильности. Кроме того, важную роль играет модель социального партнерства. Так, в Японии, где профсоюзы организованы не по отраслям, а по предприятиям, работники более тесно связаны с фирмой и легче соглашаются со сдерживанием заработной платы, надеясь впоследствии получить компенсацию. В ФРГ система социального партнерства предусматривает ведение переговоров между сторонами социального партнерства при заключении тарифных соглашений с учетом прогнозов экономических показателей, поэтому во многих случаях дает положительный эффект.

В условиях кризиса, когда ползучая инфляция может перейти в галопирующую, эффективность контроля над зарплатой и ценами зависит от общественных настроений, готовности населения «затянуть потуже пояса», пойти на определенные жертвы.

Опыт стран, переживших гиперинфляцию, показывает, что здесь подобной политики недостаточно, требуется комплекс мер не только на макроуровне, но и на уровне предприятий. Такие меры включаются в программы экономической стабилизации, предусматривающие структурные реформы, изменения во внешнеэкономической политике. Не исключается и проведение денежных реформ. В некоторых странах, например в Эквадоре в 2000 г., правительство прибегало к замене национальной валюты на американский доллар.

В России с начала реформ антиинфляционная политика также проводилась в рамках экономической стабилизации. Важным ее инструментом была ограничительная фискальная политика. Кроме того, выдерживались жесткие ограничения денежной массы и предусматривалась стабилизация обменного курса. По существу, была использована и политика доходов, хотя она и не была объявлена. Она осуществлялась путем замораживания заработной платы или задержек ее выплаты.

Информация о работе Инфляция: типы, виды. Инфляционная спираль