Инфляция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматривается различие в подходах к трактовке инфляции, которое существует в отечественной и западной науке, указаны основные причины появления данного явления, а также выделены типы инфляции по различным критериям.

Целью работы является изучение факторов, которые вызвали развитие инфляционного процесса в экономике России, а также рассмотрение антиинфляционных мер, которые были бы эффективны, исходя из специфики развития инфляционного процесса в России.

Содержание

Введение ………………………………….…………..…………. ..……..…3

Глава 1. Инфляция: сущность, причины и формы………………...…..…5

1.1.Сущность и причины инфляции ………………………..….…....5

1.2.Факторы, влияющие на инфляцию ……………………….......…8

1.3.Виды инфляции ……………………………………………...….10

Глава 2. Инфляция экономики переходного периода России…………...13

2.1. Особенности системы планового ценообразования и реформа цен в России ……………………………………………………………………….13

2.2. Причины инфляции в России переходного периода ………….16

2.3. Антиинфляционная политика России в переходный период…23

Глава 3. Инфляция в России в 2010 году……………………………….... 26

Заключение …………………………………..………………………… …33

Список литературы …………………………..…………………..…….. ….36

Приложения…………………………………….……………………….…...38

Вложенные файлы: 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ курсовая .docx

— 102.05 Кб (Скачать файл)

    6.    Чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной формах, увеличение скорости их обращения;

    7.    Инфляционные ожидания.

    Внешние факторы обусловлены ростом цен  на экспортируемые и импортируемые  товары, обменом банком иностранной  валюты на национальную, мировыми кризисами.

К внешним факторам относятся:

    1.    Структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен  на сырье, топливо, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями. Воздействие этого фактора усиливается при росте открытости экономики.

    2.    Обмен банками национальной валюты на иностранную, что вызывает потребность в дополнительной эмиссии денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет  к инфляции.

    Как правило, инфляция возникает в тех  случаях, когда рост доходов в  обществе выше возможностей их товарного  обеспечения. Это касается не только доходов населения, но и доходов  предприятий и организаций. Поэтому  в качестве основной причины инфляции можно выделить нарушение натурально-стоимостной сбалансированности, а ее основным  условием - расширение бумажно-денежного обращения.

   Таким образом, инфляцию следует рассматривать  как многофакторный процесс, но все  же органично связанный с ростом цен. Но, несмотря на то, что инфляция вызывает рост цен, цены тоже в свою очередь влияют на инфляцию. В этой связи можно отметить два варианта развития спирали инфляции:

   ·      После переполнения каналов денежного обращения бумажными деньгами наступает период роста цен;

   ·      Под влиянием ряда факторов, действующих на товарных рынках, цены вначале ползут вверх, после чего происходит увеличение бумажно-денежной массы, которая продолжает подталкивать рост цен.

   Цены  же могут возрасти по многим причинам: вследствие улучшения потребительских  свойств и качества товаров, переключения спроса на более качественные товары, вследствие монополизации экономики  и др. 
 

      1. Виды  инфляции

Различают следующие виды инфляции:

Нормальная  «ползучая»  инфляция предполагает медленное повышение общего уровня цен, которое не превышает 5% в год. При такой  невысокой норме инфляция, как правило, оказывает благоприятное влияние на экономику.

Умеренная инфляция – темпы достигают 5 - 10% в год; такая инфляция признается в целом безвредной и соответствующей нормальному экономическому развитию; масштабы ее приводят к непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между различными социальными группами.

Галопирующая инфляция происходит, когда среднегодовой темп прироста цен достигает 10% и более.  Она – предшественница гиперинфляции. В этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.

Гиперинфляция – это такой процесс, когда цены повышаются ежемесячно в среднем на 50%, что означает повышение цен в течение года в 128,746 раза, или среднегодовую норму инфляции, равную 12874%.  Деньги вытесняются из оборота и уступают место бартеру; расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии всех слоев населения даже обеспеченных.  

Кроме этих форм различают открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию. Основанием для этого послужило сравнение опыта стран с переходной экономикой, в частности России и стран с рыночной экономикой. Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом, систематическом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляция проявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованно (замораживание цен, заработной платы). Возможна также комбинация этих двух типов инфляции.

По источникам возникновения выделяют инфляцию спроса (существует избыточный спрос, под давлением которого повышаются цены) и инфляцию издержек (вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию).

     Также выделяют сбалансированную инфляцию  – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуация выравнивается и балансируется как ситуация со стабильными ценами. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только  производители, сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки.

     Несбалансированная инфляция означает, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Это касается как отраслевых, так и территориальных диспропорций. Рост цен на сырье превышает рост цен на конечную продукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия. Это вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможно составить прогноз роста цен.  Товарные группы – лидеры роста цен сегодня могут не являться таковыми завтра. Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнить прибыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеет возможности развиваться.

В соответствии с критерием ожидаемости можно  также выделить два вида инфляции: ожидаемую и неожиданную.

     Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действий правительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен, адаптироваться к нему. Даже в случае гиперинфляции прогнозируемый рост цен может нанести экономическим субъектам ущерб менее значительный, чем неожиданный скачок цен пусть даже на небольшое количество процентов.

Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно отражается на налоговой системе и системе денежного обращения. Возможный вариант развития этого вида инфляции основывается на инфляционных ожиданиях населения. При наличии их у покупателей возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно. При отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” - резкое сокращение спроса так как люди надеются на скорое снижение цен. Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на большом бизнесе: психологическая стабильность бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, что сковывает их инновационный потенциал. 
 
 

Глава 2. Инфляция экономики  переходного периода  России 

2.1. Особенности системы  планового ценообразования и реформа цен в России

      Чтобы лучше понять причины и специфику  инфляции экономики переходного  периода России  необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система означала централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг и являлась неотъемлемой частью планового хозяйства.      Основной функцией плановой цены является её планово-учетная функция. По мере того, как продукт продвигался от производителя к потребителю, в цене производился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат до 85 %. Но цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос не влиял на уровень цены, и такое ценообразование стали называть затратным. Цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.

  Таким образом, переход к рыночному механизму хозяйствования, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

      Рассмотрим кратко реформу цен в России. Она являлась одной из задач правительственной программы 1991 года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60 %.Тем самым прибыли росли и не облагались налогом,  а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 году розничные цены возросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%.  При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 года на 17 %. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31 % ВВП), который покрывался за счет эмиссии денег. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть зарождавшийся рынок.  Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991 года еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992 года было отпущено 80 % оптовых и 90 % розничных потребительских цен. Исключение составили лишь товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства , эти цены выросли в 3-5 раз. Практически на все остальные товары цены были отпущены в марте, а в мае резко ( в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 года по сравнению с декабрем 1991 года, а оптовые цены уже за первые два месяца возросли почти в три раза. Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой т.к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.

      В то время как цены выросли в 5-7 раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25 %.Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

      Однако  на пути успешного проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

      Развитие  российской экономики в переходный период сопровождалось высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100 %, что в традиционном понимании существенно выше уровня даже галопирующей инфляции (Приложение № 1).

      После либерализации цен в России стало  ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок. Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию

производителей, оптового и розничного звеньев. 
 

2.2. Причины инфляции  в России переходного  периода  

Рассмотрим  основные причины инфляции в России.

  1. Структурные причины. К ним можно отнести то, что микро- и макроэкономическая структура, унаследованная от СССР,  не соответствовала рыночной экономике. Россия была отсталой и в технологической области.

      Сфера обращения и потребительских услуг не соответствовали потребности населения в них. Кроме того, рост заработной платы стал опережать аналогичный показатель производительности труда. Именно с этим периодом следует связывать возникновение предпосылок для инфляции издержек в нашей стране.  

Информация о работе Инфляция в России