Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:56, курсовая работа
Написать курсовую работу на тему инфляции меня побудила актуальность этой проблемы на современном этапе в России и во всем мире, а также неоднозначное отношение к этой теме руководящих организаций нашей страны (правительства, центрального банка). В то время как, по мнению правительства и руководства ЦБ, инфляция является врагом № 1 для экономики России, существуют мнения о ее полезности и необходимости. Так, по мнению доктора экономических наук О.Л.Роговой (Институт экономики РАН), антиинфляционная политика – тоже миф, т.к. нет экономики без инфляции.
Введение
I История, причины, виды и формы инфляции
1.1 Из истории инфляции и инфляционных процессов
1.2 Сущность инфляции, виды и формы
1.3 Причины возникновения инфляции
II Последствия инфляции и способы борьбы с ней
2.1 Последствия инфляции
2.2 Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика
2.3 Особенности антиинфляционной политики в России
III Инфляция 2010 года и прогнозы на 2011-2013 года
Заключение
Список литературы
На развитие инфляционных процессов значительное воздействие оказывает накопление валютных резервов. Рост цен на нефть увеличил поступление иностранной валюты в экономику страны. Когда Банк России скупает иностранную валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобы излишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения. Такая операция называется стерилизацией. Обычно в этих целях центральные банки продают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, как отмечалось, пока не получил должного развития. Это затрудняет изъятие денег из обращения. Чтобы ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил норму обязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки, полученной экспортерами товаров и услуг.
Кредитно-денежная политика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег – увеличение предложения денег на рынке обращения капитала – рост спроса на иностранную валюту – снижение обменного курса рубля – повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег – повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992 - 1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995 -1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам.
Таким образом, результатом проводившейся
денежной политики стали, во-первых, перелив
денег в сферу обращения
После кризиса денежно-кредитная политика в России нацелена на создание благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста.
По мере создания стабилизационного фонда Банк России будет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.
Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.
Таким образом, в условиях неполноценной и неразвитой банковской системы и денежного рынка России денежно-кредитное регулирование с использованием традиционных инструментов и механизмов не должно носить характер копирования опыта развитых стран. Эффективность денежно-кредитного регулирования в настоящее время зависит от правильного выбора и использования адекватных методов и инструментов проводимой в стране денежно-кредитной политики.
III Глава Инфляция 2010 года и прогнозы на 2011-2013 года
Инфляция в 2010 году составила 8,8% (за 12 месяцев, с января по декабрь включительно).
Прогноз от Минэкономразвития в начале года был — 7,5%
В соответствии с новым прогнозом, инфляция в 2011 году составит 5-6%, в году оценивалась в 6-7%, в 2012 году - 5,5-6,5% и в 2013 году - 5-6%.
В2012 году - 5-6%, в 2013 году - 4,5-5,5%. По предыдущему варианту прогноза, который Минэкономразвития озвучило в конце апреля, инфляция в 2011
едомство также прогнозирует, что среднегодовой курс рубля в 2011 году составит 29,3 рубля за доллар, в 2012 году - 28,4 рубля за доллар, в 2013 году - 27,9 рубля за доллар.
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Государственное регулирование экономки решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и в социальной сфере. Именно острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов. Государственное регулирование ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.
Государство в рыночной экономике не может полностью искоренить инфляцию. Умеренная инфляция предполагается самим рыночным механизмом, так как для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому целью государственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а управление инфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.
Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательного изучения и умелого использования в условиях России.
Нормализация денежного
1. «Учебник по основам
2. Экономическая теория : Учебник\ Н.И. Базылев, М.Н. Бызылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. И доп. Мн – БГЭУ 2001г.
4. Учебник “Курс экономической теории”. М., «ДиС» , 1997 г.
5. В.Кизилов, Гр.Сапов. Инфляция и её последствия / под ред. Е.Михайловской. — М.: Центр «Панорама», 2006. 6.Семёнов В.П. Инфляция: метрика причин и следствий. — 1-е изд. — М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2005.
7. Журнал «Финанс» 02.06.2010