Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:12, курсовая работа
В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого слова - инфляция. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Что же такое - инфляция?
Обратимся к Большой советской энциклопедии. "Инфляция (от лат. inflatio - вздувание), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение...) В результате инфляции бумажные деньги обесцениваюеся по отношению к денежному товару - золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени," - гласит энциклопедия.
Введение 3
1 Сущность инфляции и причины её возникновения 6
2 Формы проявления инфляции и её виды 10
3 Социально – экономические последствия инфляции 17
4 Инфляция в Российской Федерации 25
Выводы и предложения 36
Список использованной литературы 39
Принятая бюджетная «стратегия» заведомого ограничения расходов бюджета установлением заниженных относительно реальной ситуации объемов доходов и профицита обеспечивает «дополнительные» доходы государства за счет скрытого ограничения доходов бюджетополучателей. При этом правительство использует через Министерство финансов РФ свои властные полномочия в части формирования «нераспределяемой» (скрытой) части доходов федерального бюджета. Практически финансовая власть с использованием Банка России в качестве кассового центра принимает на себя не свойственную ей роль «стерилизатора» денежной массы. Масштабное отвлечение ресурсов из текущего экономического оборота в форме профицита федерального бюджета, отчислений его доходов в стабилизационный фонд и других к концу 2006 г. составили не менее 250-300 млрд. долл.
Общеизвестна теоретическая связь цен с такими процессами, как формирование спроса и предложения. Исходя из этих позиций, необходимо либо сдерживать спрос, либо увеличивать предложение, либо воздействовать на оба эти процесса. В связи с этим интересно проследить зависимость цен отряда факторов, воздействующих на величину и динамику спроса и предложения.
На размер денежного предложения (а следовательно, и спроса на рынке) влияют прежде всего темпы роста денежной массы, которая, поданным ЦБ РФ, в течение 2006 г. росла следующим образом (таб. 2).
Таблица 2 – Темпы роста денежной массы в 2006 году
Месяц |
в % к январю |
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль |
100 96,6 97,9 102,0 105,2 110,7 117,3 |
Если учесть, что цены росли в течение всего этого периода (т. е. и в случае уменьшения денежной массы, и в случае ее роста, опережающего инфляцию), то только воздействием этого фактора вряд ли можно объяснить увеличение цен.
Если же более подробно проанализировать динамику и структуру денежных агрегатов, то оказывается, что основным источником формирования как денежной базы, так и денежной массы являются в настоящее время валютные резервы Банка России: если денежная база в широком определении в начале 2001 г. была больше валютных резервов, то теперь она меньше в 1,7 раза, а денежная масса М2 почти сравнялась с ними по объему. При этом отношения этих денежных агрегатов, реально обеспечивающих производство валового внутреннего продукта, к ВВП - соответственно 13,5 и 27,9 %, т. е. низкий уровень монетизации российской экономики продолжает сохраняться, лишая хозяйствующие субъекты средств для нормального развития. За 5 лет самыми высокими темпами увеличивались такие агрегаты денежной базы, не участвующие в депозитно-кре-дитной мультипликации, как средства некредитных организаций на счетах в ЦБ РФ (рост в 11 раз), в том числе средства правительства (рост в 24,5 раза). А средства кредитных организаций в Банке России, функционирующие в экономике, выросли только в 2,6 раза.
Если учесть, что сегодня монетарная составляющая дает в инфляции около 4 %, то даже полное ее подавление с помощью чисто монетарных методов не позволит снизить общую инфляцию до запланированных целевых параметров (3 - 4 % в течение 3 лет).
С другой стороны, объем потребительского спроса обусловлен динамикой реальных доходов населения, которые продолжали расти и в 2006 г. Если в первом полугодии 2005 г. средняя зарплата составляла около 8,4тыс. руб., то за 6 мес 2006 г. она выросла на 23,4 % — почти до 11 тыс. руб. Реальные располагаемые доходы населения также выросли — на 11,1%. Однако за общими цифрами скрывается весьма противоречивая картина, влияющая на платежеспособный спрос и искажающая закономерности воздействия изменения уровня доходов на его формирование.
К числу таких тенденций относится прежде всего высокий уровень бедности основной массы населения. Хотя по официальным данным численность населения с доходами ниже прожиточного минимума постоянно сокращается (так, в 2004 г. она снизилась на 13 % по сравнению с 2003 г. до 17,8 %, в 2005г. - до 15,8 %), характерным становится углубление бедности, выражающееся прежде всего в различной динамике доходов бедных и богатых слоев населения: у наиболее обеспеченных граждан доходы растут опережающими темпами. При этом 65,2% абсолютных бедных — это граждане трудоспособного возраста, а единственная группа, доля которой в половозрастной структуре бедного населения постоянно увеличивается, начиная с 1992г., - это молодежь в возрасте 16-30 лет, т.е. группа населения с наиболее высокими социальными ожиданиями и запросами.
По данным экспертов Института социальной политики, величина ежемесячного прожиточного минимума работоспособного человека, необходимого для простого воспроизводства его ресурсов, включая воспитание ребенка, еще в конце прошлого года превысила 23 тыс. руб. То есть даже сегодня доходы в 2,5 раза меньше необходимого уровня.
Именно поэтому 42,2% населения оценивают свое материальное положение как плохое и очень плохое. А по параметрам и методам измерения, принятым в мировой практике, бедность в России примерно в 1,5 раза превышает официальный уровень.
Кроме того, быстрыми темпами растет зарплата в органах управления: так, в первом полугодии 2006 г. реальная зарплата работников территориальных органов исполнительной власти выросла на 17,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в целом в экономике России — на 12,3%). Этот процесс продолжается и сегодня, особенно учитывая заложенный в проекте бюджета на 2007 г. дальнейший рост расходов на управление в 1,25 раза - до 780,75 млрд руб. (для сравнения: расходы на образование, культуру, кино и СМИ, здравоохранение и спорт, социальную политику в сумме составят 728,85 млрд руб.)2. Усиливается дифференциация по доходам и в государственном секторе: так, уже в 2003 г. зарплаты 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышали зарплаты 10% самых низкооплачиваемых в 26 раз. Поэтому встает задача преодоления и этого неравенства, тем более, что данный сектор подлежит прямому государственному регулированию. Вместе с тем меры, предусмотренные провозглашенными национальными проектами, вносят свой вклад в создание условий, при которых одна часть бюджетников социальной сферы фактически противопоставляется остальным ее категориям (при общем низком уровне доходов в данных отраслях). Видимо, необходимы дальнейшие серьезные шаги в этом направлении.
Косвенными индикаторами развития экономики могут также служить уровень грузооборота и безработицы. Практически по всем этим показателям складываются в последнее время неблагоприятные тенденции. Неслучайно поэтому несоответствие темпов промышленного развития условиям благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и макроэкономической стабильности, являющейся предметом особой гордости органов денежно-кредитного регулирования.
Одновременно прослеживается достаточно четкая связь между динамикой производства основных товаров, входящих в потребительскую корзину и участвующих в расчете уровня инфляции, с ценами на эти товары. Так, снижение объемов производства хлеба, сахара, молока, мяса сопровождается постоянным ростом цен на эти товары (даже с учетом импортных поставок) (см. рисунок).
Особенно болезненно сказывается на экономическом развитии рост цен на бензин (таб. 3).
Таблица 3 – Рост цен на бензин
Показатель |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Нефть добытая, млн. т |
367 |
408 |
443 |
405 |
393 |
Средние цены производителей на нефть, руб. /т |
1929 |
2 065 |
3 426 |
4 812 |
5419 |
Средние цены производителей на бензин автомобильный, руб./т |
5363 |
6 976 |
9244 |
9159 |
10306 |
Отношение средних цен производителей на бензин автомобильный к цене на нефть, % |
278 |
338 |
270 |
192 |
190 |
Приведенные данные весьма наглядно демонстрируют рыночную аксиому о связи предложения и цен. Не увеличивая производство отечественных товаров, ориентированных на широкие слои населения, невозможно остановить рост цен, который подпитывается, с одной стороны, неудовлетворительной структурой совокупного спроса, где ведущую роль играет внешний спрос, и недостаточным (в силу действия целого ряда сдерживающих факторов) предложением отечественных товаров. При этом и стимулирующее влияние внешнего спроса ограничено динамикой объемов экспорта в натуральном выражении. «Повышение мировых цен может стимулировать рост экспорта, но само по себе оно не может вызвать увеличения индуцированного спроса на труд, материалы, механизмы, используемые при производстве и транспортировке экспортных товаров».
Фактически в экономике сложились принципиально различные условия функционирования секторов, ориентированных на внешний и внутренний рынок. Рост притока нефтедолларов в страну в связи с постоянным увеличением мировых цен на нефть и другие экспортные товары позволяет неудержимо увеличивать издержки в экспортоориентированных отраслях (что сказывается в первую очередь на тарифах на электроэнергию, транспорт и ЖКХ). Отказаться от потребления энергоресурсов ни промышленность, ни население не в состоянии, несмотря на уверения нефтяников и энергетиков, что рост цен стимулирует внедрение энергосберегающих технологий, требующее значительных финансовых средств, которых не хватает даже на обновление основных фондов. В издержки отраслей, ориентированных на внешний спрос, включаются и существенные затраты на оплату труда, что позволяет средним доходам неуклонно расти, скрывая за этим ростом противоречия, связанные с дальнейшей дифференциацией доходов и стагнирующей бедностью.
За последние 7 лет прослеживается положительная тенденция снижения уровня инфляции (таб. 4).
Таблица 4 – Динамика уровня инфляции в России
Годы |
в % |
2000 г. |
20,2% |
2001 г. |
18,6% |
2002 г. |
15,1% |
2003 г. |
12% |
2004 г. |
11,7% |
2005 г. |
10,9% |
2006 г. |
9,0% |
2007 г. |
11,9% |
Исходя из показаний, приведенной таблицы можно проследить следующую положительную тенденцию в государственной политике страны направленную на снижение уровня инфляции и поддержанию на низком уровне в период 2000 по 2006 годы. С 2007 года уровень инфляция значительно возрос – на 2,9%, что негативно отразилось на уровне цен.
Выводы и предложения
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
В странах с развитой
В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса
бюджетная политика может использоваться
для его расширения, осуществляются
программы государственных