- Прямые методы:
- прямое и непосредственное регулирование
государством кредитов и тем самым – денежной
массы;
- государственное регулирование
цен;
- государственное (по соглашению
с профсоюзами) регулирование заработной
платы;
- государственное регулирование
внешней торговли, ввоза и вывоза капитала
и валютного курса.
- Косвенные методы:
- регулирование общей массы денег
через управление ими центральным банком;
- регулирование ссудного и учетного
процесса коммерческих банков через управление
ими центральным банком;
- обязательные резервы коммерческих
банков, операции центрального банка на
открытом рынке ценных бумаг.
Сбивать темпы инфляции – значит,
сокращать разницу между денежной и товарной
массой в хозяйстве. Для этого подходят
все те методы, которые ведут экономику
к равновесию. К первоочередным мерам
относятся следующие:
- обеспечение страны в достатке
продовольствием. Для налаживания продовольственного
дела в стране следует оказать государственную
финансовую помощь сельскохозяйственным
предприятиям всех видов собственности
и провести мягкую реформу колхозов и
совхозов:
- установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под
векселя с погашением их за счет будущего
урожая;
- установление государственных
закупочных цен, а также цен на потребляемые
в сельскохозяйственном производстве
ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную
работу товаропроизводителей и создания
системы контрактной торговли промышленными
товарами в обмен на сельскохозяйственную
продукцию.
- воссоздание разрушенного инвестиционного
поля народного хозяйства, без чего функционирование
экономики становится невозможным;
- налаживание снабженческо-сбытовых
связей между предприятиями. Хозяйственные
связи предприятий в рыночном режиме наиболее
эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов;
- взамен налога на добавленную
стоимость, стимулирующего в современных
условиях хозяйствования в России рост
инфляции и крайне трудно поддающегося
контролю налоговых инспекций, определить
основным платежом в бюджет налог на прибыль,
дифференцировав его ставки в зависимости
от роста рентабельности и роста объемов
производства, что будет нацеливать производителей
на рост массы, а не только нормы прибыли;
- на время кризиса необходимо
централизовать банковскую систему России,
имея в виду обязательное исполнение коммерческими
и инвестиционными банками директив центрального
банка по приоритетности и льготности
кредитования регионов, отраслей, предприятий,
соблюдения нормативных сроков документооборота;
- для стабилизации потребительского
рынка целесообразно:
- создать систему стимулирования
развития мелкого бизнеса в сфере производства
и услуг;
- создать условия для повсеместного
распространения параллельно с существующей
системой торговли потребительских кооперативов
на предприятиях, в учреждениях и по месту
жительства для закупки и реализации продовольственных
и промышленных товаров членам кооператива
(по наличному и безналичному расчету)
по бесприбыльным розничным
ценам.
- в течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ
3.1. Проблемы снижения
темпа инфляции в России
Проблема снижения темпа инфляции
является наиболее актуальной в Российской
экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических
показателей, необходимость дальнейшего
снижения темпа инфляции, который значительно
выше, чем в ряде зарубежных стран, все
же остается.
Многие специалисты, ученые
и практики, выделяют следующие проблемы
снижения темпа инфляции в России и предлагают
пути их решения:
1. Одной из главных
проблем снижения темпа инфляции
в российской экономике является
зависимость внутренних цен на
энергоносители от мировых цен
на нефть. В России формирование
стабилизационного фонда создало
мотивацию поощрения экспорта
вместо заботы о внутренних
ценах на энергоносители и
о потребителях, поэтому можно
сказать, что само российское
законодательство способствует
связи роста внутренних цен
с мировыми.
Специалистами предлагается
не допускать рост внутренних цен на сырье
и энергоносители вслед за мировыми ценами
путем использования экспортных пошлин
и налогов.
2. Особо выделен фактор
формирования инфляции издержек
– рост цен на продукцию
естественных монополий и тарифов
на услуги ЖКХ. Так в 2005 году
при росте потребительских цен
на 10,9% цены на платные услуги
населению, где значительную роль
играют тарифы естественных монополий
и услуги ЖКХ, выросли в среднем
на 35%. Такая ситуация вызывает, как
следствие, инфляцию издержек и
блокирует развитие отраслей, не
связанных с топливно – энергетическим
комплексом.
Кроме того, следует отметить,
что снижение ставок НДС и отмена налога
с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует
о слабой эластичности цен при снижении
затрат производителей и продавцов и поэтому
малоэффективно как антиинфляционное
средство.
В качестве мер борьбы с инфляцией
издержек можно использовать: применение
антимонопольных мер против естественных
монополий и ЖКХ, обеспечение действенного
контроля над тарифами.
3. Ухудшение качества
эмиссии денег в связи с
преобладанием валютного и снижением
кредитного компонента. В настоящее
время активно используется валютный
канал денежной эмиссии, в то
время как кредит расценивается
как инфляционный фактор. Но, хотя
отмечается возможность инфляционного
воздействия кредита при его
неумелом использовании, многими
специалистами выдвигается положение
о его антиинфляционной природе.
Кредит увеличивает денежную
массу лишь в пределах уже
эмитированных денег. При краткосрочном
кредитовании деньги следуют
за движением товара, не создавая
инфляционного избытка денежной
массы, а производство новых товаров
нейтрализует отрицательный эффект
как активных операций банков превышают
сроки их пассивных операций, а банковская
ликвидность ухудшается. Кредит в товарной
форме не затрагивает денежную массу и
способствует реализации товаров. При
всех плюсах кредитного характера денег,
как уже отмечалось ранее, обнаружено
относительно слабое влияние инструментов
косвенного кредитно-денежного регулирование
на масштабы денежного обращения в стране
и гораздо более существенное влияние
прямых каналов эмиссии денег, в настоящее
время валютного канала. Косвенные кредитно-денежные
методы управления масштабами денежного
обращения запускаются в действие в кризисных
и предкризисных ситуациях, когда, собственно,
и демонстрируют свою низкую дееспособность.
Также подвергается критике несостыкованность
денежно-кредитной, финансовой и структурной
политики с интересами денежного предложения
и задачей снижения инфляции.
Специалистами разработаны
предложения для решения этой проблемы:
разработать программу развития кредита
в рамках единого монетарного плана с
целью его позитивного влияния на экономический
рост и денежное обращение; создать полноценную
систему рефинансирования банков; образовать
при Банке России научный экспертный совет
для обсуждения главных направлений развития
и совершенствования деятельности национальных
денежно-кредитных институтов.
4. Ещё одной не менее
важной проблемой, влияющей на
инфляцию, является изъятие средств
в стабилизационный фонд, что
в свою очередь снижает рост
ВВП и тем самым подхлестывает
инфляцию. Стабилизационный фонд
превращается в тормоз экономического
роста, в качестве аргумента можно
привести следующие расчеты: использование
суммы пополнения стабилизационного
фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы
дополнительный рост ВВП на 1,6%
при средней эффективности использования
бюджетных средств. При этом Правительство
устойчиво планирует профицит
бюджета, деньги объявляются лишними
и размещаются в Стабилизационном
фонде, а актуальность проблемы
модернизации экономики остается,
деньги не инвестируются в экономику .
Кроме этого, ситуацию усугубляют
приток иностранной валюты в виде зарубежных
инвестиций, а также стойкие инфляционные
ожидания хозяйствующих субъектов и населения.
В качестве решения данных проблем
предлагается:
- активное участие государства
в экономике, как в целях защиты внутреннего
рынка, так и для развития экономической
активности в сферах, связанных с высокой
степенью переработки;
- необходимо эффективно использовать
накопленный инвестиционный потенциал
в интересах повышения конкурентоспособности
экономики и благосостояния населения.
Проблему инфляционных ожиданий
предлагается решить путем:
- укрепления доверия российского
общества к рублю, властным структурам,
участникам рынка;
- предложено ввести мониторинг
инфляционных ожиданий.
Рассмотрев проблемы снижения
темпа инфляции в России, следует сказать,
что это далеко не исчерпывающий их список.
При подведении итога вышесказанного
следует добавить, что одним из путей решения
проблемы инфляции является необходимость
перехода от разрозненных мер к комплексной
программе по снижению темпа инфляции
в целях обеспечения устойчивого развития
экономики.
3.2. Антиинфляционные меры по
снижению темпов инфляции
В настоящее время проблема
инфляции в России становится особенно
актуальной в связи со сменой модели экономического
развития в сторону усиления факторов
инновационного развития, значительного
увеличения инвестиционной активности.
В отличие от предыдущей модели
развития, основанной на природных ресурсах,
сделан акцент на развитие социальной
сферы, технологическую модернизацию,
инновационную структуру, повышение конкурентоспособности,
улучшение инвестиционного климата, повышение
энергетической безопасности и модернизацию
энергетики, обновление региональной
политики.
Одним из условий реализации
этих важнейших задач является стабилизация
рубля. С этой целью Правительство Российской
Федерации утвердило комплекс антиинфляционных
мер, которые выгодно отличаются от ранее
применявшихся разрозненных методов воздействия
на инфляционный процесс.
В утвержденном Правительством
комплексе антиинфляционных мер сделан
акцент на первоочередных направлениях
регулирования инфляции. Из пяти направлений
три предусматривают воздействие на ценообразование.
Во-первых, предусмотрено ограничение
роста регулируемых цен на продукцию естественных
монополий и тарифов на услуги ЖКХ при
усилении контроля за издержками монополистов.
Во-вторых, намечены меры по
снижению темпа роста цен на горюче-смазочные
материалы. В их числе: стимулирование
конкуренции, в частности, путем организации
биржевой торговли, снижение налоговой
нагрузки и стимулирование технологического
обновления нефтяной отрасли.
В-третьих, прогнозируется замедление
роста цен на продовольственные товары,
и чтобы он не превышал общий темп инфляции,
предусмотрено стимулирование роста предложения
этих товаров и доступа крестьянских и
фермерских хозяйств на рынки, совершенствование
регулирования импорта сельскохозяйственной
продукции .
Перечисленные меры воздействия
на ценообразование – самое трудное направление
регулирования инфляции. Конечно, неправомерно
отождествлять с инфляцией всякий рост
цен, возникающий независимо от влияния
избытка денег в обращении.
При вступлении России в качественно
новую фазу инновационного развития для
снижения темпа инфляции на основе долгосрочной
комплексной программы необходимо формирование
соответствующих макроэкономических
условий. В их числе:
- проведение предусмотренных
радикальных реформ по модернизации экономики,
социальной сферы, государства в целях
повышения конкурентоспособности России в условиях вступления
во внешне торговые отношения;
- снижение зависимости экономического
роста и инфляции от внешних факторов,
неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
- увеличение инвестиций в производственные
технологии, человеческий капитал, инфраструктуру
в целях модернизации экономики, в том
числе экспортных и несырьевых отраслей;
- активное противостояние коррупции
и теневой экономики, которая, по оценкам
Российского комитета статистики и министерства
внутренних дел, контролирует от 25 до 50%
ВВП соответственно. Декриминализация
позволит увеличить производство на 20%;
- сдерживание «бегства» капитала
за рубеж, которое продолжается, хотя и
в меньших масштабах;
- дальнейшее совершенствование
законодательства, преодоление его противоречивости,
бессистемности, а также ужесточение контроля
за исполнением законов. На рынках должен
царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
- повышение качества экономической
политики с учетом предыдущих ошибок,
усиление ее предсказуемости, которая,
по оценке Всемирного банка, может увеличить
вероятность новых инвестиций на 30%;
- восстановление доверия в российском
обществе – к властным структурам, банкам,
корпорациям, рублю, так как оно влияет
на мотивацию сделок, трансакционные издержки,
инициативы участников рыночной экономики.