Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 03:30, курсовая работа
Инфляция – переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных. Актуальностью данной курсовой работы является то, что обесценение денег и повышение цен приводит к увеличению расходов бюджета, снижению реальных доходов государства, необходимости усиления налогового бремени, росту государственного долга, вызываемого дефицитом государственного бюджета, что в свою очередь показывает влияние инфляции на экономику России в целом. Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики.
Введение. 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции.
1.1 Факторы возникновения, измерения инфляции. 3
1.2Причины, виды и типы инфляции. 5
1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационных ожиданий 11
1.4 Социально-экономические последствия инфляции. 15
1.5 Последствия инфляции. 16
Глава 2. Особенности инфляционных процессов в России
2.1.Динамика инфляции в Российской Федерации 18
2.2 Антиинфляционная политика РФ 25
Заключение 30
Список литературы: 32
На практике борьба с высокой инфляцией
в различных западных странах используются
смешанные программы.
Примером может служить, предпринятые
в США в период президентства Рейгана.
Антиинфляционная политика предусматривала заметное сокращение
социальных программ и хозяйственных
государственных расходов, ликвидацию
дефицита государственного бюджета и
последовательное проведение жестко ограничительной
кредитно- денежной политики. Целью программы
провозглашалась борьба и с высокой инфляцией,
и высокой безработицей. Таким образом
"рейганомика" сочетала методы и
концепции "экономики предложения",
монетаристской и кейсианской. В результате
галопирующая инфляция была снижена до
уровня 4-6% годовых при ускорении научно-
технического прогресса и роста производительности
труда. [12]
Страны с рыночной
экономикой практически все прошли через
инфляцию. Изучение их опыта дает ответ
на многие вопросы. Однако в России своя
специфика: отсутствие самонастраивающейся,
саморегулирующейся рыночной экономической
системы.
Начиная
с 1999 года, инфляция последовательно снижалась.
Однако достигнутый ее уровень в 8-9% является неприемлемо
высоким для современной экономики. Кроме
того, на рубеже 2007-2008 гг. динамика снижения
уровня инфляции будет нарушена, и инфляция
вновь начнет расти.
Не правы те, кто
скажет: ничего страшного, было 8% в 2007 году,
будет, допустим 10%. С одной стороны, действительно:
ну подумаешь, на 2% стала инфляция в этом
году выше прошлогодней. С другой стороны,
это ведь не просто прибавка в темпах инфляции,
а изменение тенденции: инфляция неуклонно
снижалась после дефолтового 1998 года,
т.е. на протяжении последних восьми лет.
В экономике изменение
тенденции значит намного больше, чем
показатели абсолютных величин, так позволяет
прогнозировать изменение ситуации. А
изменение тенденции в борьбе с инфляцией
– важно и показательно вдвойне. Причина
в том, что динамика инфляции в значительной
мере предопределяется уровнем инфляционных
ожиданий, а они в свою очередь зависят
от изменения тенденции. И если такое происходит,
да к тому же есть веские основания ожидать
ухудшения ситуации, инфляция наверняка
будет расти.
Сейчас именно
такая ситуация. Инфляционные ожидания,
ставшие самостоятельным фактором ускорения
инфляции, растут. Принципиально важно
изменить представление о том, что в конечном
итоге предопределяет уровень инфляции.
Следует принять
дополнительные меры по развитию конкуренции.
Причем речь нужно вести о развитии конкуренции,
как среди отечественных товаропроизводителей,
так и со стороны импорта.
Традиционно
данный ключевой фактор, влияющий на уровень
конкуренции, недооценивался. Первостепенное
внимание уделялось и уделяется динамике
денежных агрегатов и обменного курса
рубля, росту потребительских расходов
и процентных ставок. Даже влияние на уровень
инфляции изменения цен и тарифов на продукцию
(услуги) естественных монополий было
поставлено под сомнение.
Среди мер по
развитию конкуренции должны быть: снижение
административных барьеров; гибкая таможенная политика;
эффективное применение норм Федерального
закона " О защите конкуренции" и
т.п.
Требуется
ввести институт антиинфляционной экспертизы
принимаемых законов и иных нормативных
актов. Ошибочность современной антиинфляционной
политики состоит в том, что недооценивается
влияние на сдерживание цен и тарифов
не только конкуренции, но и других факторов
и принимаемых решений. К примеру, в конце 2006 г. правительственным постановлением
с 1 апреля 2007 г. для розничной торговли
в палатках и на рынках допустимая доля
иностранных работников установлена в
размере 0%. Данное постановление было
направлено на решение вопросов миграционного
характера, однако оно совершенно не учитывало
возможные инфляционные последствия. [16] В результате свой вклад в более
высокий уровень инфляции 2007 г. по сравнению с прогнозными
показателями оно, безусловно, внесло.
Запросы по заработной плате мигрантов,
работавших на российских рынках до принятия
данного постановления, были заметно ниже
по сравнению с запросами российских граждан.
Инфляция чувствительна
практически ко всем решениям экономического
характера, поэтому их экспертиза позволяет
своевременно выявлять соответствующие
риски.
Необходимо повысить
доверие к официальным фактическим показателям
инфляции. Когда население и хозяйствующие
субъекты не доверяют официальной статистики
по инфляции, это повышает инфляционные
ожидания. [17]В настоящее время население,
как показывают результаты социологических
опросов, оценивают реальный уровень инфляции
в два-три раза выше по сравнению с официальным.
Решить проблему можно путем введения
внешнего контроля достоверности официальной
статистической информации.
Не только ради получения
более достоверной информации по ценам.
но и в целом требуется рассмотреть вопрос
о целесообразности сохранения отечественного
официального статистического органа
– Росстата – в структуре федеральной
исполнительной власти. В сегодняшнем
положении Росстата не обладает должной
независимостью, что повышает вероятность
искажения информации. Передовой зарубежный
опыт однозначно свидетельствует в пользу
того, что официальная статистическая
информация должна являться результатом
деятельности институтов, центров и т.п.,
обладающих максимальной степенью независимости.
Нужно также проводить информационно-
разъяснительную работу с населением,
объясняя, почему субъективная оценка
уровня инфляции бывает заметно выше по
сравнению с официальными данными.
Индексацию регулируемых
тарифов, цен на другие товары и услуги
следует проводить равномерно в течение
года. До тех пор пока будет сохраняться
государственное регулирование тарифов
естественных монополий, его влияние на
динамику инфляции можно снизить, "отвязав"
соответствующую индексацию от начала
календарного года.
Существующая
многолетняя практика, когда тарифы и
цены обязательно поднимались с 1 января,
привела к тому, что уже задолго до этой
даты соответствующим образом формировались
инфляционные ожидания. в результате в
начале года всегда происходит неоправданно
высокий ценовой скачок.
Управление
инфляцией эффективно, только когда предпринимаемые
действия носят упреждающий, превентивный
характер.
Заключение
В
настоящее время инфляция - одна из самых
опасных проблем, она негативно воздействует
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не
только снижение покупательной способности
денег, но и подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований.
Нельзя
выделять только одну проблему ее развития,
это взаимосвязь всей проводимой экономической
политике, так как рост цен оказывается
неизбежным результатом глубинных процессов
в экономике, объективным следствием нарастания
диспропорций между спросом и предложением,
производством предметов потребления
и средств производства, накоплением и
потреблением и т.д. Таким образом, она
носит не случайный характер, а устойчивый.
Все
виды инфляции имеют сложные, разнообразные
и весьма значительные экономические
и социальные последствия для всех хозяйственных
субъектов. Наибольшие темпы инфляции
содействует росту цен и нормы прибыли,
являясь, таким образом, фактором временного
оживления конъюнктуры. По мере развития
инфляция превращается в серьезное препятствие
для воспроизводства, обостряет экономическую
и социальную напряженность в обществе.
К негативным
последствиям инфляционных процессов
относятся: снижение реальных доходов
и обесценение сбережений населения; потеря
у производителей заинтересованности
в создании качественных товаров; ограничение
продажи сельскохозяйственных продуктов
в городе деревенскими производителями
в силу падения заинтересованности, в
ожидании повышения цен на продовольствие;
ухудшение условий жизни преимущественно
у представителей социальных групп с твердыми
доходами (пенсионеров. служащих, студентов).
В своей работе
я проанализировала показатели инфляции
и пришла к выводу, что в России инфляционный
процесс развертывается, как правило в
возрастающих темпах. Это необычный, специфический
тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию
и регулированию. Инфляцию поддерживают
инфляционные ожидания, нарушение народнохозяйственной
сбалансированности.
Управление инфляцией
представляет важнейшую проблему денежно-
кредитной, в целом экономической политике,
так как в ее основе лежат множество факторов.
Пока проводимая антиинфляционная политика, проводимая в России, не приводит значительных
результатов, хотя по сравнению с предыдущими
годами, она стала меньше. Но на данном
этапе, нужно искать пути преодоления
макроэкономических проблем инфляции,
которые до сих пор решаются очень медленно.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России