Инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности явления инфляции.
Задачи:
- дать определение инфляции и рассмотреть ее основные типы,
- показать причины возникновения и последствия действия инфляции,
- рассмотреть развитие инфляционных процессов в России, а так же показать каким образом осуществлялась антиинфляционная политика государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………...…….3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ.………….....................5
1.1 Определение инфляции и ее основные типы……………….………6
1.2 Причины возникновения и последствия инфляции………………10
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……...16
2.1 Инфляция в России…………………………………………………18
2.2 Методы борьбы с инфляцией в России……………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

Вспомним уравнение количественной теории денег: M*V = P*Y, где M (money supply)– номинальное предложение денег (масса денег в обращении), V (velocity of money) – скорость обращения денег (величина, которая показывает, сколько оборотов в среднем в год делает одна денежная единица, например, 1 рубль, 1 доллар и т.п. или какое количество сделок в среднем в год обслуживает одна денежная единица), P (price level) – уровень цен и Y(yield) – реальный выпуск (реальный ВВП). Произведение уровня цен на величину реального выпуска (P * Y) представляет собой величину номинального выпуска (номинального ВВП). Скорость обращения денег практически не меняется и обычно считается величиной постоянной, поэтому увеличение предложения денег, т.е. рост левой части уравнения, ведет к росту правой его части. Рост денежной массы ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис. 2.(а)), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис. 2.(б)). При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном уровне.  

 
В долгосрочном периоде проявляется  принцип нейтральности денег, означающий, что изменение предложения денег не оказывает влияния на реальные показатели (величина реального выпуска не изменилась и осталась на уровне Y*) (рис. 2.(б)). Уравнение обмена может быть представлено в темповой записи (для небольших изменений входящих в него величин):  

,

 
где (deltaМ/М х 100%) – темп прироста денежной массы, обычно обозначаемое m, (deltaV/V x 100%) – темп прироста скорости обращения денег, (deltaP/P x 100%) – темп прироста уровня цен, т.е. темп инфляции pi, (deltaY/Y x 100%) – темп прироста реального ВВП, обозначаемого g. 
Поскольку предполагается, что скорость обращения денег практически не меняется, то перегруппировав уравнение, получим: pi = m – g, т.е. темп инфляции равен разнице в темпах прироста денежной массы и реального выпуска. Отсюда можно сделать вывод, который носит название «монетарного правила»: чтобы уровень цен в экономике был стабилен, правительство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. Возникает вопрос: почему же правительства (особенно в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой) увеличивают предложение денег, представляя себе негативные последствия этого процесса? Дело в том, что эмиссия денег проводится в целях финансирования дефицита государственного бюджета, что и является объяснением увеличения темпов роста денежной массы и основной причиной высокой инфляции в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Если инфляция вызвана  сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и уровня цен (рис. 3) 

 

 
В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль (рис. 4.). Предположим, что центральный  банк увеличил предложение денег, что  ведет к росту рост совокупного  спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с  Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход/уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (W2/P3 < W2/P2). 

 

 
Рабочие снова начнут требовать  повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают  потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного  спроса сдвигается вправо до AD3, уровень  цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали «заработная плата – цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.

Главными последствиями  инфляции выступают:

1) снижение реальных доходов;

2) снижение покупательной способности денег.

Доходы различают номинальные и реальные:

Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. 

Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).

реальный  доход

=

номинальный доход

=

номинальный доход

уровень цен

1 + p


где p - темп инфляции. Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.

Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает. Если Р –  уровень цен, т.е. стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денег будет равна 1/Р, т.е. это стоимость (value) денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит $5, то Р = $5. Цена доллара тогда составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается так, что теперь она стоит $10, цена денег падает наполовину своей исходной величины. Поскольку цена корзины теперь равна $10 или Р = $10, цена денег упала до 1/ Р или 1/10 корзины товаров. Таким образом, когда цена корзины товаров и услуг удваивается с $5 до $10, цена денег падает от 1/5 до 1/10 корзины товаров.

Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег, и, следовательно, тем меньшее количество денег хотят иметь люди, поскольку  те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег» («run from money»). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги.  В своей книге «Монетарная история США» Милтон Фридман, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин, и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли – то это инфляция; а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы – то это гиперинфляция.  [3] [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

Антиинфляционная  политика – это совокупность мер  государственного регулирования, направленная на контроль над уровнем инфляции.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для  расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким  образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать  инфляцию. К тому же большие бюджетные  дефициты ограничивают правительственные  возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической  теории. На первый план выдвигается  денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Этот вид регулирования  проводится неподконтрольным правительству  центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег  в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода  считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия  для ограничения платежеспособного  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под  контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили  так называемую политику цен и  доходов, главная задача которой  по существу сводится к ограничению  заработной платы - третий метод. Поскольку  эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией, она не всегда достигает  объявленной цели. [5] [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инфляция в России

 

 

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2012

0,50

0,37

0,58

0,31

               

1,77

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

-0,01

-0,24

-0,04

0,48

0,42

0,44

6,10

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,50

0,39

0,36

0,55

0,84

0,50

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,60

0,63

0,00

-0,03

0,00

0,29

0,41

8,80

2008

2,31

1,20

1,20

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,80

0,91

0,83

0,69

13,28

2007

1,68

1,11

0,59

0,57

0,63

0,95

0,87

0,09

0,79

1,64

1,23

1,13

11,87

2006

2,43

1,66

0,82

0,35

0,48

0,28

0,67

0,19

0,09

0,28

0,63

0,79

9,00

2005

2,62

1,23

1,34

1,12

0,80

0,64

0,46

-0,14

0,25

0,55

0,74

0,82

10,91

2004

1,75

0,99

0,75

0,99

0,74

0,78

0,92

0,42

0,43

1,14

1,11

1,14

11,74

2003

2,40

1,63

1,05

1,02

0,80

0,80

0,71

-0,41

0,34

1,00

0,96

1,10

11,99

2002

3,09

1,16

1,08

1,16

1,69

0,53

0,72

0,09

0,40

1,07

1,61

1,54

15,06

2001

2,8

2,3

1,9

1,8

1,8

1,6

0,5

0,0

0,6

1,1

1,4

1,6

18,8

2000

2,3

1,0

0,6

0,9

1,8

2,6

1,8

1,0

1,3

2,1

1,5

1,6

20,1

1999

8,4

4,1

2,8

3,0

2,2

1,9

2,8

1,2

1,5

1,4

1,2

1,3

36,6

1998

1,5

0,9

0,6

0,4

0,5

0,1

0,2

3,7

38,4

4,5

5,7

11,6

84,5

1997

2,3

1,5

1,4

1,0

0,9

1,1

0,9

-0,1

-0,3

0,2

0,6

1,0

11,0

1996

4,1

2,8

2,8

2,2

1,6

1,2

0,7

-0,2

0,3

1,2

1,9

1,4

21,8

1995

17,8

11,0

8,9

8,5

7,9

6,7

5,4

4,6

4,5

4,7

4,6

3,2

131,6

1994

17,9

10,8

7,4

8,5

6,9

6,0

5,3

4,6

8,0

15,0

14,6

16,4

214,8

1993

25,8

24,7

20,1

18,7

18,1

19,9

22,4

26,0

23,0

19,5

16,4

12,5

840,0

1992

245,3

38,0

29,9

21,7

11,9

19,1

10,6

8,6

11,5

22,9

26,1

25,2

2508,8

1991

6,2

4,8

6,3

63,5

3,0

1,2

0,6

0,5

1,1

3,5

8,9

12,1

160,4

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства