Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:17, реферат
Цель работы – проанализировать эффективность использования государственной антиинфляционной политики, выявить ее недостатки и поставить новые задачи для устранения этих недостатков и повышения эффективности борьбы с инфляцией.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы инфляции, понять ее сущность и причинные возникновения;
Рассмотреть классические примеры борьбы с инфляцией;
Выявить отличительные черты инфляции в России, изучить ее природу;
Изучить прежний опыт борьбы с инфляцией и значение «книжных» примеров в антиинфляционной политике России.
1. СУЩНОСТЬ ДЕФЛЯЦИИ 5
1.1. Понятие дефляции 5
1.2. Опасность дефляции 5
2. ИНФЛЯЦИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ. 7
2.1. Сущность и причины инфляции, формы проявления. 7
2.2. Виды инфляции. 10
2.3. Социально-экономические последствия инфляции. 16
2.4.1. Адаптационная политика. 19
2.4.2. Долгосрочные антиинфляционные меры. 21
2.4.3. Антиинфляционная стратегия. 23
2.4.4. Антиинфляционная тактика. 27
3. БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ 30
3.1. Денежная реформа, как один из инструментов борьбы с инфляцией. 30
3.2. Инфляция и экономический рост 31
3.3. Рекомендации по борьбе с инфляцией в России. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.
Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.
Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.
Краткосрочные резервы роста предложения:
- Государственная поддержка
- Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.
- Разумно организованная
- Действенными средствами
Краткосрочные резервы снижения текущего спроса:
- Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь.
- Повышение процента по
- Для понижения уровня ликвидности сбережений
практикуется повышение нормы процента
по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные
на то, чтобы подольше удержать депозиты
в банковской системе. Иногда вводится
временное замораживание вкладов до востребования.
- В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.
Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. До 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Повышение курса рубля, безусловно, укрепляет экономическую мощь страны, дает толчок для роста внутреннего производства, повышает ее инвестиционную привлекательность.
С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы.
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) были разработаны с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2015 года исходя из необходимости:
3.2. Инфляция и экономический рост
В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе - сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.
Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе - сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе - сентябре 2011 года - на 5,0%).
В условиях роста экономики численность занятого населения увеличивалась. Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее).
Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
На фоне высоких мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе - сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе - сентябре 2011 года - 2,9% ВВП).
В январе - мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в середине 2011 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5 - 6%).
По оценке, выпуск товаров и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию волатильных и административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).
Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой
инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||
базовая |
инфля- |
базовая |
инфля- |
базовая |
инфля- |
базовая |
инфля- | |
Январь |
13,8 |
13,4 |
7,6 |
8,0 |
7,2 |
9,6 |
6,0 |
4,2 |
Февраль |
14,5 |
13,9 |
6,3 |
7,2 |
7,4 |
9,5 |
5,7 |
3,7 |
Март |
14,8 |
14,0 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
9,5 |
5,5 |
3,7 |
Апрель |
14,4 |
13,2 |
4,8 |
6,0 |
8,0 |
9,6 |
5,3 |
3,6 |
Май |
13,6 |
12,3 |
4,4 |
6,0 |
8,3 |
9,6 |
5,1 |
3,6 |
Июнь |
12,9 |
11,9 |
4,3 |
5,8 |
8,4 |
9,4 |
5,2 |
4,3 |
Июль |
12,3 |
12,0 |
4,3 |
5,5 |
8,4 |
9,0 |
5,3 |
5,6 |
Август |
11,7 |
11,6 |
4,6 |
6,1 |
8,1 |
8,2 |
5,5 |
5,9 |
Сентябрь |
10,8 |
10,7 |
5,3 |
7,0 |
7,4 |
7,2 |
5,7 |
6,6 |
Октябрь |
9,6 |
9,7 |
5,8 |
7,5 |
7,2 |
7,2 |
||
Ноябрь |
8,8 |
9,1 |
6,2 |
8,1 |
6,9 |
6,8 |
||
Декабрь |
8,3 |
8,8 |
6,6 |
8,8 |
6,6 |
6,1 |
Во второй половине 2011 - начале 2012 года на замедление роста потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем в апреле 2011 года.
Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле - мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.
Однако в мае - сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).
Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция - до 5,7%.
По итогам 2012 года инфляция может составить около 7% (в 2011 году она составила 6,1%), что связано в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается на уровне 6% (в 2011 году она составила 6,6%).
Для борьбы с инфляцией в России, нужно учитывать особенности ее инфляционных процессов. Как уже было отмечено, Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов. Это объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной. А также необходимо учитывать тот факт, что природа российской инфляции не до конца изучена. Ряд исследователей полагают, что она имеет не только монетарную природу. Как показывает опыт, монетарные методы борьбы с инфляцией неэффективны. Следовательно, необходим новый подход к борьбе с инфляцией в России.
В сложившейся ситуации,
для достижения социально-
- повысить покупательную
- привести денежную массу и процентные
ставки в соответствие с потребностями
производства, товарного рынка, капитальных
вложений и бюджетных выплат;
- сократить, а в перспективе ликвидировать,
диспропорции цен по основным ценообразующим
отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому
комплексу, транспорту и т.д.