Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:58, курсовая работа
Понятие «инфляция» происходит от латинского слова infljatio, что означает «вздутие», т.е. наполнение каналов обращения избыточными денежными знаками, не обеспеченными товарами.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства. В условиях инфляции происходит обесценивание денег, которое проявляется по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте.
Условия для проведения экономических реформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах Восточной Европы в силу следующих особенностей: различная продолжительность социалистической «полосы» (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля агропромышленного комплекса в экономике (совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями населения).
Несмотря
на некоторое улучшение
В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков.
Статистика инфляции за последние 10 лет представлена в таблице:
Инфляция в Белоруссии по годам.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
107,5% | 46,1% | 34,8% | 25,4% | 14,4% | 8,0%. | 6,6% | 12,1% | 13,3% | 10,1% |
Темпы роста инфляции в Беларуси в текущем году по сравнению с 2009 годом сократились. Так, с января по сентябрь инфляция составила 6,8% против 7,9% за аналогичный период прошлого года. Напомним, в 2009 году инфляция в Беларуси достигла 10,1%. На 2010 год этот показатель запланирован в пределах 8-10%, а ВВП страны должен увеличиться на 11-13%.
Также отмечается снижение и такого показателя, как среднемесячный прирост индекса потребительских цен. За 9 месяцев 2010 года он составил 0,7% против 0,8% за аналогичный период прошлого года.
В 2011 году инфляция в Беларуси прогнозируется на уровне 7-8%. Это предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2011 год. Также власти прогнозируют рост ВВП на 9-10% в следующем году.
Ключевым
фактором в создании предпосылок
для устойчивого экономического
роста и повышения благосостояния населения
является стабилизация инфляционных процессов.
В этих условиях обществу требуется научно
обоснованная детальная программа действий
по осуществлению всего комплекса мер
по переходу к рыночной экономике, прежде
всего в области финансовой стабилизации
и укрепления денежной системы. [8, с.74].
2.2
Основные направления
и методы антиинфляционного
регулирования в Республике
Беларусь
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры. Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от подорожания «потребительской корзины».
Государство
при выборе методов макроэкономического
регулирования может
Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Так как системной причиной инфляция стала попытка внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, самый общий рецепт обуздания и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это означает формирование развитой инфраструктуры рынка (совокупности отраслей, предприятий и организаций, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей), институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику [8, с.74-75].
Выделяют следующий перечень факторов инфляции в РБ:
1) Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
2) Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
3) Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
4) Повышение взимаемых налогов на производство в одной или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
5) Снижение обменного курса национальной валюты;
6) Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [9, с.24].
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного «климата» в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам деятельности совместных и иностранных предприятий.
В настоящее время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объёмы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным «оздоровление» финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
В целях «оздоровления» финансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования – предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [8, с.75-76].
Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [9].
Для
того чтобы построить модель антиинфляционного
регулирования, позволяющую эффективно
управлять инфляционными
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: 1) экономические: внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); 2) политические: внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); 3) психологические (инфляционные ожидания). [11, c.224].
Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трём группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.
В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и будут иметь во главе общую цель – обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.
Модель, взаимосвязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.
Основным
направлением решения проблем социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в XIX веке, и в настоящее время инфляция называлась проблемой бумажных денег и считалась одним из основных факторов, тормозящих экономическое развитие страны. С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.