Инфляция как форма макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной инфляции и проведение анализа ее социально-экономических последствий, рассмотрение антиинфляционной политики, проводимой государством, а также выявление особенностей ее проведения в Республике Беларусь. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
определить содержание понятия "инфляция";
выявить последствия возникновения инфляции;
проанализировать антиинфляционную политику, проводимую в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

бгэу инфляция.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)
  1. при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
  2. для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ. 
              Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы. 
             Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. [16, с. 21]

В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике.  
        С целью предотвращения инфляции или смягчения ее в каждой стране разрабатывается пакет антиинфляционных программ. В Беларуси действовал, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2012 год, однако в связи с высокой инфляцией в этом году и неэффективности ее регулирования с помощью разработанных раннее мер, правительство было вынуждено искать новую программу реформ. Разработка новой антиинфляционной программы была основана на изменении государственных приоритетов относительно валютного курса и золотовалютных запасов, а именно государство отказалось от поддержки национального курса валюты за счет уменьшения золотовалютных запасов страны.

Для стабилизации экономики в настоящее время правительство будет ограничивать рост доходов населения в валюте, будет продолжаться программа сокращения государственного финансирования (сокращение кредитов агросектору и государственного финансирования строительства жилья). Из-за кризиса политика государства будет включать в себя такие элементы, как продажа государственной собственности, продажу земли активную деятельность на рынке ценных бумаг и т.д.

Основной мерой по снижению инфляции в РБ в этом году, как и предыдущих, по прежнему оставались кредиты других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. поступил в Беларусь в июне. Общая сумма кредита в 2011 году запланирована в размере $1,24 млрд. Правительство Беларуси также намерено добиваться получения кредита от России и МВФ. [4]

Также в Беларуси с 11 ноября 2011 была увеличена ставка рефинансирования на 5 процентных пунктов - с 35% до 40% годовых.

Одновременно Комитет по монетарной политике Национального банка принял решение о повышении с 11 ноября текущего года процентных ставок по операциям регулирования ликвидности. Процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности увеличены до 60% годовых, по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых.

Очередное повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса.

В 2011 году была проведена полноценная смена курсовой политики, согласно которой курс на валюту будет определяться, исходя из спроса и предложения на нее. Это будет способствовать структурной перестройке экономики. Одновременно с мерами курсовой политики от Национального банка требовалось не проводить никакой эмиссии, все стройки и проекты должны финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников.

Для предотвращения темпов роста инфляции 20 сентября 2011 была также снижена финансовая нагрузка на физических лиц по погашению имеющейся кредитной задолженности в иностранной валюте в связи с увеличением курсов иностранных валют. Так, при наличии объективных обстоятельств (увеличение рублевого эквивалента размера платежей по кредитному договору, снижение уровня доходов, потеря работы, длительная болезнь), а также социально значимым категориям кредитополучателей (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам, бывшим узникам и другим) кредитным комитетам учреждений банков дано право предоставлять отсрочку погашения основного долга на срок до шести месяцев. Банки также могут устанавливать на срок до шести месяцев индивидуальные графики погашения основного долга с учетом платежеспособности кредитополучателя с последующим предоставлением рассрочки уплаты недоплаченной суммы основного долга в пределах конечного срока пользования кредитом. Возможно также продление сроков возврата кредитов, предоставленных в иностранной валюте.

Правительством Беларуси большие надежды возлагаются на создание Единого экономического пространства. При вступлении в него государство надеется повысить конкурентноспособность белорусских предприятий, снизить стоимость энергоресурсов, увеличить объем рынка сбыта товаров, а также уменьшить уровень цен. Сейчас по этому направлению ведется активная работа.

Что касается прогнозов, то предполагается, что снижение инфляции до 11% будет целью денежно-кредитной политики в 2014 году. Способствовать ограничению инфляционных процессов будет ограничение размеров льготного кредитования и роста денежной массы. Кроме этого, для обеспечения ценовой стабильности, сохранности сбережений населения и снижения инфляционных ожиданий процентные ставки будут поддерживать на положительном уровне. [5, с. 214]

С начало планировалось снизить инфляцию в 2014 году до 9,3% — такая оценка присутствовала в июньской концепции прогноза социально-экономического развития. Увеличение прогноза инфляции до 11% в будущем году может быть связано с планами государства увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги. [2]

В январе-июне 2013 года инфляция в Беларуси составляет 7%. Основной рост потребительских цен пришелся на первый квартал (инфляция в январе-марте составила 5,4%). В апреле, мае и июне наблюдалось снижение темпов роста потребительских цен по сравнению с первым кварталом до 0,5, 0,7 и 0,3% соответственно. По данным Министерства экономики, всплеск инфляции в первом квартале текущего года был следствием трех факторов (введение НДС на услуги электросвязи для населения, увеличение акцизов, рост цен на регулируемые государством товары и услуги), влияние которых на рост цен во втором квартале ослабло.  
        В случае сохранения до конца года жесткой денежно-кредитной политики, а также при обеспечении стабильной ситуации на валютном рынке задача правительства снизить инфляцию до 11% по итогам года может быть достигнута.  

2.2 Пути совершенствования функционирования антиинфляционной политики в Республике Беларусь

 

На основании проведенного исследования рекомендуется следующий комплекс общих мер по сдерживанию роста цен и дальнейшего возрастания инфляции. Для этих целей необходимо:

1) восстановить доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации;

2) стабилизировать белорусский рубль посредством:

а) полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;

б) снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.

в) проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон;

3) законодально запретить использование кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4) проводить политику "дорогих денег" путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

5) применять процедуры санации и банкротства предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

6) разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству.

На краткосрочную перспективу рекомендуются следующие антиинфляционные мероприятия:

  1. повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. Однако возможности такого антиинфляционного маневра ограниченны, так как повышение процента по вкладам может привести к удорожанию кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций;
  2. повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения;
  3. для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе;
  4. в качестве краткосрочного антиинфляционного средства может использоваться повышение курса белорусского рубля. Если внутренние рынки достаточно конкурентны, и отсутствуют разного рода внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике.

На долгосрочную перспективу необходимы следующие мероприятия:

  1. государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, реализующих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов;
  2. поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству;
  3. разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. С этой целью необходимо интенсифицировать усилия по проведению приватизации государственной собственности в Республике Беларусь;
  4. действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. [14]

Таким образом, в целях совершенствования антиинфляционной политики в Республике Беларусь рекомендуется комплекс краткосрочных и долгосрочных мероприятий, среди которых восстановление доверия к национальной валюте, стабилизация курса белорусского рубля, проведение жесткой денежно-кредитной политики, стимулирование роста сбережений населения, проведение масштабной приватизации государственной собственности и другие меры.

 

 

 

 

 

 

3 Особенности инфляционных процессов в Республики Беларусь  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Будучи многоаспектным явлением, инфляция имеет множество форм (видов, типов) своего проявления: инфляция спроса и предложения, ожидаемая и неожидаемая, сбалансированная и несбалансированная, а также подавленная инфляция, ползучая, галопирующая и гиперинфляция. 

Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. В мировой статистической практике для наиболее общей характеристики результатов инфляционных процессов используются два показателя: индекс потребительских цен  и дефлятор валового внутреннего продукта.

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям. Последствия инфляции могут быть различные, но важным их них является перераспределение дохода. С ростом цен снижается жизненный уровень основной массы населения в результате сокращения их реальных доходов.         В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее в каждой стране разрабатывается пакет антиинфляционных программ. Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа

В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике. Для стабилизации экономики в настоящее время правительство будет ограничивать рост доходов населения в валюте, будет продолжаться программа сокращения государственного финансирования, также очередное повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом.

Информация о работе Инфляция как форма макроэкономической нестабильности