Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:58, курсовая работа
Развитие рыночной экономики в данный период не является равномерным, поступательным и абсолютно сбалансированным движением. Экономика подвержена макроэкономической нестабильности, по-разному проявляющейся на различных фазах экономического цикла, включающего, как правило, периоды подъема, спада (кризиса), депрессии и оживления. Интенсивность и продолжительность периодов цикла предопределяется конкретной социально-экономической обстановкой в той или иной стране и в мире в целом на различных исторических этапах.
Введение
1. Инфляция и причины ее возникновения
1.1 Сущность и теории инфляции
1.2 Причины инфляции
2. Формы и виды инфляции
3. Динамика инфляционных процессов в республике беларусь и пути снижения инфляции
Заключение
Список использованных источников
Рисунок 3.1 - Сводные индексы цен в Республике Беларусь
В 2013 году увеличение общего индекса потребительских цен было обусловлено на 68,6 процента ростом цен на продовольственные товары (в 2012 году - на 51,5 процента), на 12,4 процента - ростом цен на непродовольственные товары (в 2012 году - на 18,2 процента), на 19 процентов - ростом тарифов на платные услуги (в 2012 году - на 30,3 процента).
Цены производителей промышленной продукции за 2013 год возросли на 17,1 процента (годом ранее - на 9 процентов), при этом из их общего прироста цены на средства производства увеличились на 5,8 процента, цены на промежуточные товары - на 21,4, цены на потребительские товары - на 12,7 процента.
Рост цен на основные товары и услуги в Беларуси, 2011 - 2013 гг. в % к предыдущему году приведен в таблице 3.1.
В Беларуси складывается парадоксальная ситуация, когда внутри страны цены растут, а в сфере экспортно-импортных операций, напротив - снижаются. Так, в 200 г. потребительские цены возросли на 13%, а средние цены экспорта снизились на 26,2%, импорта - на 17%.
Товар |
2013 к 2012,% |
2012 к 2011,% |
Продовольственные товары |
14,0 |
17,7 |
Продукты питания |
14,3 |
17,0 |
Молоко и молочные продукты |
18,1 |
28,3 |
Мясо и птица |
14,7 |
17,0 |
Масло животное |
13,8 |
30,2 |
Яйца |
17,2 |
13,1 |
Рыба |
18,2 |
8,7 |
Хлеб |
12,5 |
13,5 |
Мука пшеничная |
19.6 |
23,8 |
Сахар |
12,2 |
4,9 |
Кондитерские изделия |
14,3 |
14,7 |
Чай |
29,3 |
13,1 |
Фрукты |
7,4 |
33,0 |
Овощи |
5,6 |
20,6 |
Картофель |
28,6 |
12,4 |
Алкогольные напитки |
13,8 |
11,2 |
Табачные изделия |
14,4 |
7,8 |
Парфюмерно-косметические товары |
22,7 |
8,9 |
Мебель |
5,7 |
5,5 |
Посуда |
9,6 |
4,0 |
Моющие средства |
15,8 |
12,2 |
Медикаменты |
27,7 |
10,7 |
Бензин |
0,6 |
17,1 |
Платные услуги населению |
13,9 |
18,2 |
Оплата ЖКХ |
19,7 |
31,4 |
Электроснабжение |
27,8 |
29,4 |
Газоснабжение |
2,8 |
90,9 |
Водоснабжение |
20,4 |
20,7 |
Отопление |
28,0 |
18,9 |
Техническое обслуживание жилых помещений |
15,4 |
14,0 |
Пассажирский транспорт |
11,8 |
12,1 |
Пригородный транспорт |
22,0 |
0,0 |
Услуги связи |
6,0 |
3,3 |
Услуги дошкольных учреждении |
9,1 |
18,7 |
Услуги высшего образования |
11,9 |
11,6 |
Санаторно-оздоровительные услуги |
22,0 |
27,5 |
Туристические и экскурсионные услуги |
26,3 |
17,2 |
В текущей ситуации инфляция обусловлена скорее немонетарными факторами, в частности, высоким уровнем монополизма и коррупции в экономике, административным регулированием цен, различными региональными барьерами, а также особым менталитетом белорусских предпринимателей и др.
В настоящее время в состав потребительской корзины, используемой Национальным статистическим комитетом при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров и услуг. То есть в данном случае речь идет об агрегированном показателе инфляции, характеризующем динамику среднего уровня цен в целом по стране.
В то же время, на наш взгляд, целесообразным выглядит расчет отдельных индексов цен для различных социально-демографических групп населения (на основе соответствующих потребительских корзин). С этой точки зрения практический интерес представляет расчет субиндексов инфляции в разрезе следующих групп домохозяйств: пенсионеры, низкооплачиваемые наемные работники, наемные работники с детьми, а также в региональном разрезе - домашние хозяйства, проживающие в Минске, в городах с численностью населения до 100 тыс. чел. и в сельской местности и др. Здесь обращает на себя внимание сохранение значительной региональной дифференциации цен на ряд наиболее социально значимых товаров и услуг, что свидетельствует о неоднородности и несогласованности ценовой динамики в Беларуси.
Так, по состоянию на конец января 2010 г. средняя цена реализации 1 кг пшена в Минске (3084 руб) превышает среднюю цену в Могилевской области (1714 руб) сразу на 79,9%. Далее следуют: яблоки - 57,5%, творог - 52,2%, сметана - 37,7%, лук репчатый - 33,7%, рыба мороженая - 32,6%, рис - 31,9%, картофель - 31,3%, капуста - 31,3%, морковь - 30,8%, хлеб - 30%, колбаса полукопченая - 23,2%, сыр твердый - 21%, говядина - 20,4%, яйца - 17%, масло животное - 15,4%, свинина - 15,1% и др. При этом стоит отметить, что в разрезе отдельных районов и городов страны ценовая ситуация еще больше различается.
Заметная региональная дифференциация цен, скорее всего, связана с искусственным ограничением конкуренции со стороны местных властей. Это могут быть различные административные барьеры, лицензии, сертификаты, прямое ограничение сферы реализации продукции или ограничения другого рода, например, устные запреты и т.д. Из-за наличия барьеров на вход количество компаний, которые занимаются производством или распределением конкретного товара или услуги на рынке региона, ограничено, поэтому существующие предприятия используют свое монопольное положение с целью получения дополнительных, далеко не всегда обоснованных, доходов за счет повышения цен и тарифов.
В результате в первую очередь страдает рядовой потребитель. Ведь цены повысить гораздо проще, чем эффективность производства и производительность труда. Иными словами, если та или иная компания занимает монопольное положение, потому что у нее есть некоторые договоренности с властями, у нее нет стимула снижать издержки и работать более эффективно.
Таким образом, текущий уровень цен в целом в Беларуси выше, чем мог бы быть при существовании более интегрированного общестранового рынка и при более высокой конкуренции на региональном уровне.
В первом полугодии 2010 года уровень инфляции составил 4,1%, что в 1,8 раза ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Поэтому есть все основания, чтобы закончить год с инфляцией ниже 10%. В целом подводя итоги работы экономики Беларуси за январь-июнь 2010 года, премьер-министр отметил, что по большинству основных параметров удалось выйти на запланированные уровни. Так, темп роста ВВП составил за первое полугодие 106,6% (при расчетных показателях 106%), продукции промышленности - 108,8% (106,2%), строительно-монтажных работ - 111%, розничного товарооборота - 115%. Это хорошая работа экономики. Но самое главное - достигнута ежемесячная динамики роста (как в росте ВВП, так и в росте экономики в целом) [18].
По мнению правительства, темп роста потребительской инфляции в 2010 году, будет в диапазоне 8 - 10%, по мнению МВФ, потребительская инфляция в нашей стране составит 8,3%. По прогнозам экономистов уровень потребительской инфляции в стране составит 8,5%.
На данный момент государству удается удерживать запланированный уровень цен на 2010 год, но это обходится все дороже и дороже. Стоит отметить и тот факт, что рост цен на энергоресурсы будет продолжаться, а энергоемкость нашего производства практически не уменьшается, что само по себе будет провоцировать инфляцию. Так же стоит принять во внимание снижение Национальным Банком ставки рефинансирования, что может увеличить потребление и, тем самым, будет способствовать росту темпов инфляции.
В целях предотвращения или смягчения инфляционных последствий государство вырабатывает механизм антиинфляционного регулирования. Он состоит из антиинфляционной стратегии и тактики. Первое включает цели и методы долгосрочного характера: введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, борьба с бюджетным дефицитом, сведение к минимуму внешних инфляционных влияний, проведение эффективной внешнеторговой и валютной политики.
Технические меры антиинфляционной политики направлены не на устранение причин инфляции, а на сбивание темпов, смягчения ее последствия. К таким мерам относятся регулирование уровня цен на отдельные товары; регулирование доходов населения предприятий; проведение эффективной краткосрочной кредитно-денежной политики путем использования налоговых ставок, амортизации, процентов за кредит.
Специфической особенностью, усиливающей инфляцию Республики Беларусь является зависимость цен на внутриреспубликанском уровне от цен на энергоносители, которые импортируются из стран СНГ. В результате происходит раскручивание спирали "цена-выпуск".
К основным направлениям антиинфляционной политики в республике в условиях перехода к рыночной экономике относятся следующие: ускорение формирования рыночной экономики с одновременной структурной перестройкой; активизация производственной деятельности; проведение жесткой финансовой политики в области расходов государственных средств; совершенствование механизма привлечения денежных средств населения и предприятий, развитие рынка ценных бумаг, совершенствование налоговой системы в целях стимулирования развития предпринимательства и др.
При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии [14, с.7].
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.
Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики, такие, как:
необходимость структурной перестройки народного хозяйства;
запаздывание формирования рыночной экономики;
монопольный характер экономики;
перекладывание налогового бремени на себестоимость продукции.
С учетом вышеизложенного антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:
отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
проведение либеральной торговой политики;
радикальная аграрная реформа;
реформа системы налогообложения;
реализация политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом [15, с.25].
Правительство и Национальный банк Республики Беларусь, как и любой страны, находящейся в кризисе, проводят антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямыми и косвенными.
Косвенные методы:
регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг [13, с.31].
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
государственное регулирование цен;
государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса [13, с.32].
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в
достатке продовольствием. Это первейшее
условие любых реформаторских
усилий. Для налаживания
установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.