Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНФЛЯЦИИ…………………
ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ИЗМЕРЕНИЕ И ФОРМЫ
МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ (ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА …………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности1.docx

— 211.48 Кб (Скачать файл)

Из перечисленных  факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются  регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании  остальных факторов, которые можно  свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.  
В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. 

Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией. 

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период. 

Основным  направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике [22, с. 74 - 75]. 

 

7 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В

РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

До недавнего времени существовало два глобальных подхода, связанных с двумя мировыми системами. Социализм предполагал прямое государственное регулирование, а капитализм - использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования.

Принято считать,  что президент Р.Никсон был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой. Однако непростое экономическое   положение  в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры.

Не имея   альтернативной программы косвенного регулирования экономики,   Никсон вынужден был пойти на замораживание   цен  и заработной платы.

Следует отметить,  что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики США. Однако уже в ближайшие годы выявились отрицательные последствия централизованной   модели  регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности,  сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Прямое государственное  регулирование  цен   осуществляется в настоящее  время  лишь в высоко монополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования.

Нынешняя американская администрация,   ограничивая  прямое государственное вмешательство, делает упор на активное использование рыночных рычагов. Надо признать,  что в целом   подобный подход оказывал в последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов.

Теоретически инфляция может быть вызвана  или   изменениями спроса, или изменениями издержек.

В первом случае,  когда происходит увеличение спроса (денег),  в  начале наблюдается лишь расширение производства,  а затем - по достижении его предела - изменение уровня  цен. Между двумя этими  точками находится область,  где одновременно возможны изменения и первого, и второго рода.

Во втором   случае  толчок  развитию инфляционного процесса может быть получен со стороны издержек. Способность повышать цены независимо от колебаний спроса основывается на обладании определённой монополией. Например, используя   свои  возможности, профсоюзы могут повышать цену на рабочую силу,  промышленность - уровень прибылей (повысив цены без увеличения заработной платы), а правительство – налоги [16, с. 69 - 76].

После первого толчка,  полученного со стороны спроса,   в результате воздействия спроса на издержки происходит увеличение последних и  они в свою очередь дают толчок инфляции. Начинается инфляция издержек.

Однако инфляция - это процесс,   на который можно воздействовать, используя различные инструменты экономической политики.

Полностью отказаться от инфляции нельзя,   т.к. избавление от инфляции потребовало бы отказа от краткосрочного регулирования экономики,  в частности,  отказа от использования инструментов денежной политики  в  целях   воздействия  на   процентные ставки,  курс акций, инвестиции и производство, без которого не обходится ни одно современное рыночное хозяйство. В передовых странах продолжают  проводить краткосрочную денежную политику, а, следовательно, остаются ее инфляционные эффекты.

Основной целью   антиинфляционной  политики  является   цель сделать инфляцию управляемой,  а ее уровень достаточно умеренным.

Проблема контроля  над  инфляцией сводится к использованию механизмов,  способных ослабить и в конечном итоге  прекратить действие силы, способствующей дальнейшему развитию инфляции.

Существует  два возможных пути:   использование жесткой политики или проведение определённой  политики  в   области  доходов. Если избран путь жесткой политики, то нет особой разницы в том,   что именно будет предприниматься,  как будут называться конкретные мероприятия:   ограничение спроса или денежный контроль. Практически это означает одно и то же.

Одно из  этих   направлений политики не исключает другого: если речь идёт о контроле над инфляцией, то нет никаких причин препятствующих их совместному использованию.

Питер Браунинг в своей книге "ECONOMIC IMAGES" пишет: "Рациональность жесткой политики заключается в том, что вызванная сдвигами в величине  издержек   инфляция  не  будет  развиваться слишком далеко,  если политика правительства в области спроса не будет этому попустительствовать, а количество денег в обращении будет разумно регулироваться".

Политика в области доходов нацелена на то,   чтобы  объяснить работникам (профсоюзам), определяющим инфляционный спрос, что традиционная линия поведения в отношении   заработной  платы способствует   развитию инфляции и,  как следствие,  негативно сказывается на их положении.

Сотрудничество профсоюзов  могло бы свести трудности к минимуму. Чем скорее профсоюзы осознают, что жесткий контроль над денежным  обращением - это "всерьёз и надолго" и что чрезмерные требования о повышении заработной платы могут лишь вызвать безработицу, тем легче будет решить эту проблему.

Рассматривая эти направления надо заметить, что не обязательно их раздельное использование,  напротив,   быть может, их совместное применение даст наибольший эффект.

Выбрав антиинфляционную политику необходимо выбрать методы , через которые она будет реализована и ее долгосрочную и краткосрочную перcпективу.

Антиинфляционная стратегия - соединяет  цели и методы  долговременного характера,  антиинфляционная тактика - на относительно небольшой период времени [13, 25 - 31].

Одним из   основных   факторов,   влияющих на инфляционные процессы являются инфляционные ожидания. Таким образом одной  из важнейших задач будет задача переломить инфляционные ожидания. Эта задача выполнима при соблюдении следующих условий:

1. Укрепление   механизмов  рыночной  системы (рациональная налоговая политика,   ослабление таможенных и иных  ограничений на ввоз импортной продукции, поощрение малого бизнеса, диверсификации производства и т. д.)

2. Существование  правительства,  исповедующего  твердый курс на переход к управляемой инфляции и пользующегося поддержкой большинства населения.

Кроме того может проводиться долгосрочная денежная политика. Она  предполагает введение жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.

Чтобы политика была действительно  антиинфляционной необходимо удерживать эти лимиты в течении   продолжительного  периода времени. Даже   при  временном  отходе от антиинфляционного курса - происходит усиление инфляционных ожиданий  и  ее  эффект   резко снижается.

Ещё одной   задачей является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эта задача решается  двумя основными путями:  увеличение доходов или сокращение расходов государства,  однако предпочтительнее второе. Дело в том,  что усиление налогового пресса может лишь усилить инфляцию, хотя и принесет сиюминутный антидефицитный результат.

Без устранения дефицита бюджета любые  попытки  установить контроль над инфляцией нереальны,   поскольку, как в большинстве стран, сталкивающихся с проблемой инфляции, так и в нашей стране  одним из наиболее существенных факторов развития инфляции является дефицит бюджета.

Кроме того, одним из наиболее важных элементов антиинфляционной стратегии является совершенствование   налоговой  системы. Так   как  чрезмерный  налоговый пресс не только способствует постоянному повышению цен,  но и снижает деловую активность, что влияет на сокращение предложения и в итоге влечёт ещё больший рост цен.

Разрабатывая стратегию  необходимо уделить внимание и тактике ,   позволяющей  проводить  регулирование   в  краткосрочной перспективе. К методам краткосрочного регулирования относятся:

- регулирование учётной  ставки Центрального Банка;

- регулирование нормы федеральных резервов;

- проведение приватизации - появление  на  рынке   большого числа акций отвлечёт часть инфляционного спроса, приватизация кроме того облегчит напряжение в расходной части бюджета;

- выпуск государственных займов  и т.д.

Надо  заметить,  что в нашей стране   инфляция  усиливается некоторыми специфичными факторами, среди которых, кроме дефицита бюджета,  который характерен практически для любой страны, высокий уровень неплатежей.

Кризис неплатежей сужает предъявляемый спрос,  что вынуждает производителей замедлять рост цен на свою продукцию,  однако, несмотря на это он не может являться положительным   фактором, т. к. усиливает промышленный спад, который в свою очередь создаёт дефицит и поощряет рост цен.

Одним из   методов борьбы с этим фактором может быть введение,  развитие и совершенствование системы взаимозачёта и вексельной оплаты платёжных обязательств, а также совершенствование банковской системы,  введение жестких санкций по отношению к банкам, задерживающим переводы платежей. Что касается предприятий, не имеющих необходимых денежных средств (если отсутствие таковых не   является  причиной неплатежей),  то в отношении их необходимо применять меры предусмотренные законодательством.

Кроме того одним из специфических факторов является задолженность государства перед отдельными отраслями, что напрягает бюджет и создает неблагоприятную социальную атмосферу.

Решить эту и другие проблемы не просто,  практически  невозможно без оздоровления экономики,   без создания условий для нормального функционирования рынка [20, с. 226 - 234].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста, то есть политика предусматривает социальную ориентированность. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.

Поскольку цивилизованные рыночные отношения  в РБ только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ.

Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности