Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть инфляцию как форму проявления макроэкономической нестабильности, её причины, виды и формы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность инфляции и причины её возникновения;
- изучить формы и виды инфляции;
- проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
- рассмотреть пути и способы снижения инфляции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ГЛАВА. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 7
1.1. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ. 7
1.2. ИНФЛЯЦИЯ: ФОРМЫ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. 10
2 ГЛАВА. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 20
2.1. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 20
2.2.ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

MIU_KURSOVAYa_po_makroekonomike.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что одной из особенностей белорусской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одними из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о странах ЕС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               2.2. Пути снижения инфляции в Республике Беларусь

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, что бы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.

И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия. [12. с. 5]

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий.

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям.

Основные последствия инфляции в Республике Беларусь:

– перераспределение доходов и богатства;

– отставание цен государственных предприятий от рыночных;

– скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

– ускоренная материализация денежных средств;

– нестабильность экономической информации;

– падение реального процента;

– обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования   национальной  экономики,  ухудшает условия  жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий, в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии - долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во-первых, увеличение доходов бюджета. Во-вторых, уменьшение расходов государства.

Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии - это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них - регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность. [9. с. 250]

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий антиинфляционный инструмент - операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая - увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.

 Политики валютного курса - представляет  собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются: 1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки; 2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и  внешнего заимствования; 3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита; 4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере; 5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами; 6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие   введенных   ограничений   и  либерализация   соответствующих   сфер экономической деятельности.

Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер.

Таким образом, основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Макроэкономическая нестабильность — это, прежде всего колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицит государственного бюджета, дефицит внешнеторгового баланса. Она характерна для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Макроэкономическая нестабильность – это нарушения макроэкономического равновесия, появляющиеся: в безработице; в инфляции; в цикличности экономического развития.

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, проявляющиеся в росте цен и обеспечении денег.

В зависимости от размеров государственного регулирования различают открытую и скрытую инфляцию. В зависимости от темпов роста цен различают инфляцию умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от степени предвидения различают ожидаемую (прогнозируемую) инфляцию и неожиданную инфляцию. В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, различают инфляцию спроса и инфляцию издержек

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, что бы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.

Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь)