Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 11:19, курсовая работа
На сегодняшний день в нашем мире присутствует немало проблем, которые играют одну из важнейшей роли жизни государства, экономик страны в целом. Инфляция одна из них. Инфляция – это повышение общего уровня цен или обесценивание денег. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.
Введение 3
1.Теоретические основы инфляции 5
1.1 Сущность и понятия инфляции 5
1.2 Виды инфляции 11
2.Основные причины и последствия инфляции в России 18
2.1 Причины инфляции в России 18
2.2 Последствия инфляции в России 25
3. Пути преодоления инфляции в России………………………………….......34
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Основным фактором наблюдаемой инфляции в Российской экономике является покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Именно это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике.
Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам. В результате, поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.
В связи с вышеизложенным, основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики.
Министерство финансов РФ ожидает уровень инфляции в России в 2014 году в пределах 5,5-6 процентов. А в случае отказа от повышения тарифов естественных монополий он может составить до 5 процентов и ниже.
От уровня инфляции зависит очень много факторов, главный из которых – это увеличение уровня расходов федерального бюджета, а также внебюджетных фондов – таких, как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Если объявить инфляцию выше, чем это заложено в федеральных законах о пенсионной системе, то тогда государству придется индексировать выплаты пенсий и пособий несколько чаще и в больших объемах, нежели это делается сегодня.
Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.
Инфляция тормозится путем денежного сжатия, то есть ограничения денежной эмиссии, происходит торможение развития экономики. У нас сейчас коэффициент монетизации экономики (этот показатель вычисляется как отношение среднегодового объема денежной массы к ВВП, созданному в том же году) составляет около 0,5, в то время, как в странах Еврозоны он составляет в среднем единицу, а для таких стран, как Китай и Канада – норма 1,5 , в Японии – около 2,5. Сажая страну на голодный денежный паек, экономическое руководство страны по сути дела, душит экономику.
Вообще показатель инфляции, это как показатель температуры у больного человека: чем более разболтана экономика, тем выше инфляция. Чем больше человек начинает заболевать, тем выше у него температура. Так и здесь, инфляция - это один ин индикаторов дисбалансов в самом хозяйстве. Поэтому чем ниже инфляция, тем, при прочих равных условиях, более благоприятное положение в стране. Но если инфляция подавляется такими варварскими способами, то это то же самое, что дать больному с высокой температурой сильное жаропонижающее и оставить все как есть. Болезнь не исчезнет, а уйдет вглубь организма, и тогда бороться с ней будет тяжелей. Именно это и происходит в России. Угроза инфляции не столько в том, большая она или маленькая, сколько в том, как равномерно она распределяется по отдельным отраслям хозяйства. Вообще, как правило, чем выше темпы инфляции, тем больше различия в этих темпах по отдельным отраслям. И именно это наносит серьезный ущерб всему хозяйству, усиливая его разбалансировку. Известно, что чем более сбалансирована система, тем лучше, спокойнее, без кризисов развивается экономика.» С другой стороны, не следует забывать, что умеренная инфляция - это стимул для развития экономики. Вообще, чем быстрее у вас растут цены, тем быстрее вы стараетесь избавиться от денег, которые дешевеют. Деньги крутятся быстрее. Это некий ускоритель экономического развития.» Вся проблема в том, что нужно найти «золотую середину», при которой, положительно влияя на экономически рост, инфляция не приводила бы к разносу экономики, как это случается с разбалансированным вращающимся колесом. Существует комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Это называется инфляционным таргетированием. Обычно в качестве такого таргетирование действительно применяется ограничение денежной эмиссии. Но положительный эффект может дать только в более или менее сбалансированной экономике. Кроме этого, для снижения инфляции применяют и другие методы регулирования цен. Так как всё это сводится исключительно к сжиманию денежной массы, поэтому у предприятий не хватает оборотных средств, деньги становятся дорогими, что ведет к замедлению оборотов на всех этапах воспроизводственного процесса. В этом вся порочность системы, которая работает у нас на протяжении последних 20 лет. Сегодня главная задача России состоит восстановление оборонной промышленность, без которой население может потерять все. Одномоментная либерализация цен, проведенная в начале 90-х годов и фактический отказ государства от участия в управлении экономикой и регулирования цен, сопровождавшийся массовой приватизацией государственной собственности без достаточной подготовленной правовой и институциональной базы привел к тому, что на месте плановой, жестко регулируемой и балансируемой экономики возникла хаотически развивающаяся разбалансированная, сегментированная экономика. Открытость экономики, возникшая в результате широкой либерализацией внешнеэкономических связей, начавшейся еще в советское время, резко обострила конкуренцию на внутреннем рынке России. Пострадала не только обрабатывающая промышленность, но и сельское хозяйство. В стране сложилось ненормальное положение: естественные монополии, начали диктовать цены на свою продукцию и услуги, не взирая на покупательную способность потребителей. В результате в экономике страны сформировались два сегмента, фактически игнорирующие интересы развития страны: экспортоориентированный энерго-сырьевой, связанный с ценами мирового рынка, и естественно монопольный сектор, использующий свое монопольное положение в сфере ценообразования. Остальная часть рынка, в которой могла бы действовать конкуренция, ведущая к снижению цен оказалась блокированной огромной армией посредников, большая часть которых носит откровенно паразитический характер. Именно отсутствие активной государственной ценовой политики привело к подавлению конкурентных механизмов. Там, где нет государства, появляется частный монополист. Но с государственной монополии можно истребовать деньги в пользу государства, а с частного монополиста – нет.» Таким образом, фактически сложившаяся в настоящее время в России национальная хозяйственная система и формирующиеся в ней цены в основном являются рыночными. И обычными комплексами мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране их рост не остановить.» Инфляция — по большому счету это есть проявление неких процессов в денежной сфере, это чисто денежный феномен. Собственно, весь мир экономики состоит из двух полюсов: полюс денег и полюс товаров. Понятно, что человек не может манипулировать товарной массой, он должен трудиться и создавать эту товарную массу. А вот денежной массой он может манипулировать. И поэтому, естественно, инфляция зарождается именно в этом полюсе, в денежном полюсе. И, собственно говоря, если так посмотреть с высоты птичьего полета, то инфляция — это есть результат нарушения баланса между денежной и товарной массой. Но может происходить таким образом, что, скажем, денежная масса растет, товарная масса тоже растет, но меньшими темпами. Все равно это будет, конечно, инфляция. А может происходить разнонаправленное движение. То есть на самом-то деле инфляция может даже не сопровождаться ростом цен. А может быть такое, когда рост цен не инфляционный.
Современная Россия представляет собой пример «спящего» общества. Сегодня оценка инфляции как серьезной и актуальной опасности может вызвать удивление. Многие люди утверждают, что в 1990-х годах инфляция в России не была столько, она не представлялась злом или болезнью, а напротив это был естественный спутник экономического роста. Но, конечно же, это их заблуждение, чем больше таких откликов, тем важнее объяснить людям, что они ошибаются, считая инфляцию побежденной и/или не представляющей опасности. Политика 1990-х и в 2000-х годах, значительна отличается, т.к. сейчас она является гораздо более разумной и ответственной. Лавинообразный рост цен, резкие скачки валютных курсов, раздувание государственного долга и последующий отказ от его уплаты – все эти вещи ушли из нашей жизни вместе с президентом Ельциным, примерно в 2000 году. При Путине цены довольно стабильны, курс рубля к доллару практически зафиксирован, а бездефицитный бюджет позволил правительству не только отказаться от новых займов, но и досрочно погашать ссуды, взятые ранее.
Но, если трезво посмотреть на факты, придётся признать, что идиллическая картина нынешней финансовой стабильности – лишь оптический обман. Реальные макроэкономические достижения администрации 2000-2006 гг. сводятся к сбалансированности бюджета и уменьшению государственного долга. Но в том, что касается денежной политики, всё осталось по-старому. Политика безудержного раздувания денежной массы, проводившаяся при Ельцине, проводится и сегодня.
В настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.
Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательного изучения и умелого использования в условиях России.
Антиинфляционная политика
насчитывает богатый
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и развитие безработицы
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача, которой по существу сводится к ограничению заработной платы.
Третий метод – поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Чтобы эффективно бороться с инфляцией, необходимо проводить антиинфляционную политику.
Основные направления антиинфляционной работы:
- развитие конкуренции и
- стимулирование роста реальных
секторов производства и
- повышение эффективности бюджет
- ввод в экономический оборот
нематериальных активов и
Государство должно обеспечить выполнение всех взятых на себя социальных обязательств
Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.
Чтобы преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
Государство в рыночной экономике не может полностью искоренить инфляцию. Борьба же с этим явлением негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.
Инфляция на сегодняшний день занимает одну из резких проблем современного развития экономики во многих странах. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, которая негативно влияет на финансы, денежную и экономическую систему в целом
В данной работе я постаралась раскрыть понятие и сущность инфляции, виды инфляции, проанализировала основные причины инфляции за последние сроки, охарактеризовала последствия инфляции в России.
Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.
По оценкам ЦБ, на 10 февраля инфляция в годовом выражении составила 6,1 процентов. В этот же период в прошлом году показатель составил 6,5 процентов. Официальный прогноз по инфляции Минэкономразвития - 4,5-5,5 процентов. Пока наиболее вероятным ориентиром считается 4,8 процентов. Но из-за ослабления рубля министерство намерено скорректировать свой прогноз до 5,2-5,3 процентов. Нынешнее снижение курса рубля умеренно влияет на рост цен. В 2013 году его вклад в инфляцию составил 0,3-0,5 процентных пункта. Потенциальный вклад в инфляцию снижения рубля, которое имело место в январе - начале февраля 2014 года, оценивается на уровне около 0,5 процентных пунктов.
Основными факторами
роста инфляции являются