Информационная экономика: современные проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление перспектив развития информационной экономики в современном мире. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность, особенности и измерение информационной экономики, исследовать проблемы развития информационной экономики и определить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………5
Сущность информационной экономики………………………………..5
Особенности информационной экономики…………………………….12
Измерение информационной экономики……………………………….16
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…………………………………………………………………………..21
2.1 Проблемы информационной экономики………………………………..21
2.2 Перспективы развития информационной экономики………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.78 Кб (Скачать файл)

2.1 Проблемы  информационной экономики

 

 

     С конца 1980-х годов распространение ИКТ приобрело всеобъемлющий характер, причем скорость их распространения превысила все ожидания. В первой половине 1990-х годов развитые страны, а затем и ряд развивающихся стран приняли национальные программы развития информационного общества. Это программы действий государства и общества, основной темой которых является не только построение современной информационной инфраструктуры, но и исследование возможностей использования ИКТ в социальных целях.

     Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых


8 Добрынин А.И. Новые экономические теории 21 века С.2

рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения  нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронный  техникой деперсонификация общения  и уход от реальности, что делает человека мало защищённым в реальном мире.

     Однако существует практическая и совершенно актуальная уже сегодня социальная проблема - усиление социального неравенства по принципу доступа к современным ИКТ. По мере ускорения темпов информационной революции возникает особый вид бедности, называемый информационной бедностью, информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой опыт, увеличивается [2, с.106].

     Например,  России это чревато и внутренними и внешними проблемами. Ее менее развитые регионы и наименее обеспеченные слои населения все более оттесняются на обочину из-за невозможности полноценного доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что значительная часть общества в этих регионах не ощущает на себе положительного воздействия информационной революции, там появляется негативное отношение ко всему, что с нею связано, и развитие тормозится [2, с.105].

    Также следует отметить проблему конкурентоспособности экономики, поскольку отставание в обработке и получении необходимой информации, неумение использовать информационный ресурс, распоряжаться интеллектуальной собственностью, в конце концов, сопровождается утратой прежних позиций не только на рынках информации и интеллектуальных достижений, но так же на рынках продуктов и услуг в потребительских секторах[9, с.20]..

     С позиций теории асимметрии международной торговли и доминирования при информационно-технологическом отставании, возникает информационная зависимость одной страны (или групп стран) о других, что является ещё одной немаловажной проблемой. Особенностью такой структурной зависимости является невозможность её преодоления, поскольку прогресс в области информационных технологий происходит с довольно значительной скоростью, а новые технологии могут быть воспроизведены только на основе предыдущих результатов. Если ими страна не обладает либо какие-то технические и технологические решения утеряны, тогда невозможно создать что то новое и совершить следующий шаг. Поступление информационных продуктов по импорту может снять остроту проблем на некоторое время, но учитывая, что коэффициент сменности в этом секторе очень высок и полная смена парка компьютеров, аналитических программ, аппаратного обеспечения происходит раз в 2-3 года, привязка к импорту таких систем либо производству их по «отвёрточной технологии», предоставленной из-за рубежа лицензии,  не может являться основанием для создания прочных конкурентоспособных позиций в данной области[7, с.114]..

 

 

2.2 Перспективы  развития информационной экономики.

 

 

     В системе глобальной трансформации наступает новый качественный этап, связанный с особой ролью науки, наукоёмких технологий. В связи с этим резко возрастает роль человеческого фактора в организации научно-творческого и внедренческого труда. Поэтому страны, которые не смогут обеспечить необходимый уровень образования, развития науки, качества информационной среды, неизбежно попадут, как уже отмечалось выше, в зависимость от стран лидеров в области создания и распространения знаний. Страны, наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают значительные конкурентные преимущества[1, с.50]..

     В настоящее время технологическими лидерами являются США, страны ЕС, Япония, Канада, Австралия. Так, США принадлежит 36% мирового рынка высоких технологий, Японии – 16-18%. Опыт стран, где знаниевая экономика уже сформировалась или выступает как значительный сектор хозяйства, позволяет нам выделить чётко обозначенные тенденции её развития9.

  1. Постепенность. Трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную происходит не скачкообразно, а постепенно с накоплением качественных характеристик, с ярко выраженными элементами информационной экономики.
  2. Преемственность. Экономика знаний формируется на основе материально-технологического базиса предшествующих укладов, имеет в себе все черты преемственности индустриальной эпохи, но уже со всевозрастающей значимостью невещественных факторов. Структура национального богатства развитых стран иллюстрирует сокращение вещественного богатства в пользу невещественного: сегодня в США доля человеческих ресурсов составляет – 76%, физического капитала-19%, природного капитала-5%. По этому поводу А. Эльянов замечает: «разумеется, постиндустриальное развитие опирается на производственные силы, созданные за время промышленной революции. Но не только и не столько на их материально воспроизводимую часть, сколько на интеллектуальную составляющую - накопленные знания, умения, общую культуру труда, научно-технические разработки и т.д. Словом, на всё, в основе чего лежит творческое начало» [13]:. При таком подходе информационная экономика не является следствием перехода на принципиально новую траекторию развития, а скорее представляет тот отрезок исторического развития. На котором начинают более рельефно проявляться скрытые до тех пор информационные характеристики.
  3. Интеллектуализация. Знаниевая модель экономики предъявляет высокие требования к интеллектуальной доминанте человеческих ресурсов. «Короткий цикл» знаний, навыков, профессий предполагает постоянное

9 Варрава М.Ю Этапы становления и тенденции развития экономики знанийС.45-51

 

 

обновление индивидуальных способностей и восприятия новой  информации. В настоящее время  ежегодно обновляются около 5% теоретических знаний и 20% профессиональных знаний. Для поддержания компетентности на требуемом уровне, необходимо в течении недели знакомиться с 3-мя 4-мя новыми публикациями по специальности. Экономика знаний требует не менее 60% трудоспособного населения с высшим образованием, и в ближайшие 10-15 лет человечество будет переживать всемирный бум спроса на образовательные услуги. Так, в США около 60% рабочей силы составляют лица с высшим и неоконченным высшим образованием, и выдвигается задача довести этот показатель до 90% ещё при жизни нынешнего поколения американцев.

  1. Глобальность. Новую экономику связывают с глобализацией научно-технологических открытий и применяемых знаний. В связи с этим её характерными чертами становятся: глобальность  происходящих изменений, их скорость и масштабность, многократный рост производительности и интенсивности труда как производителей информационных продуктов, так и их потребителей.

     Доступность всех видов знания, обеспечивает одинаковые возможности для разных стран ускорить своё развитие, решить важнейшие социальные проблемы (гарантированное обеспечение продовольствием, энергоресурсами, здравоохранением и т.д.).

        По оценке Всемирного банка  сравнительное преимущество стран всё меньше и меньше определяется богатством природных ресурсов и дешёвой рабочей силой, а всё больше - технологическими инновациями и конкурентным применением  знаний. В рамках глобализации интенсифицируются экспорт научных знаний, высоко-инновационных продуктов, интеллектуальных и образовательных услуг: знания превращаются в глобальный воспроизводственный ресурс, способный быстро увеличиваться в масштабах (объёмы научно-технических баз данных в настоящее время удваивается в течении 12-18 месяцев).

  1. Сциентарность. Для знаниевой экономики характерен разумный сциентизм, который опирается на ряд моментов:

А) интеграционность. По словам А. Добрынина, интеграционные процессы способствуют науке «нахождению своей ниши в глобальном разделении труда» [11]:. Интеграция ускоряет технологическое развитие за счёт объединение совместных усилий многих стран в решении важнейших научно-исследовательских проблем.

Б) индустриализация. Мировая наука становится все более прикладной, и с технологической точки зрения всё больше приближается к производственному процессу. Огромные интеллектуальные ресурсы. Колоссальные материальные затраты, масштабные проекты, многообразие институтов, характеризующих «большую науку», по словам И.Черняковой «создают впечатление, что производство научных идей поставлено «на поток», индустриализовано, стало делом коллективного творчества…и все более приближается к производству вещей» [10]:

В) гетерархичность интерперсональность. Усложнение процесса производства нового знания, рост факторов неопределённости и риска требуют, чтобы научным поиском занимались целые коллективы. Знания такого типа не могут быть произведены только внутри прежних, стабильных иерархических структур посредством индивидуальной исследовательской работы. Вот почему эти структуры заменяются гетерархичными и недолговечными, с упором на коллективное творчество, и сети временных соглашений между практиками и исследователями. В результате наука утрачивает свой индивидуальный характер и становится интерперсональной. Кроме того, указанное обстоятельство предполагает информационное обеспечение научного процесса, сетевое общение с коллегами, внешнюю экспертизу полученных результатов. Т.о. сетевое общество информационной эпохи своим главным субъектом делает группу, без которой не может существовать сеть.

Г) виртуализация. В основе этого процесса лежит всеобщая компьютеризация  деятельности вообще и научной в частности. Виртуализация способствует усилению  коммуникативности научного общества, а ведущую роль в этом процессе играет «невидимый колледж». Он состоит из группы учёных, находящихся в непосредственных научных контактах по поводу разработок проблем обмена информации по новейшим результатам исследований.

     Интерактивные и виртуальные технологии распространяются и на процесс обучения. Так с начала 2000-х годов в США функционируют свыше 3 тысяч учебных заведений, специализирующиеся на обучении в диалоговом режиме. В 33 штатах созданы виртуальные университеты. Компьютеризация и Интернет породили новые формы получения непрерывного образования- дистанционное обучение на дому.

Д) мобильность. Виртуализация научной деятельности позволяет в настоящее время любому учёному распространять свои научные работы, читать лекции в зарубежных вузах, создавать личные электро, читать лекции в зарубежных вузах, создавать личные электро, читать лекции в зарубежных вузах, создавать личные электронные учебники, встречаться с коллегами, в какой бы географической точке они не находились. Мобильность предполагает  и беспрепятственное перемещение высококвалифицированных научных кадров в межстрановым аспекте.

     Таким образом ключевыми факторами тенденций развития информационной экономики являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоёмких и информационных технологий на экономику, общество и государство, и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

     На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

     В первой главе были рассмотрены теоретические основы становления информационной экономики, или экономики постиндустриального общества. Вообще, нужно отметить, что теория индустриального развития предусматривает выделение трех стадий: доиндустриальную экономику, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия была основана на аграрном типе хозяйстве, были развиты добывающие виды хозяйствования. На второй стадии развивается промышленное производство. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат). Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

     Также были определены особенности информационной экономики, был представлен индекс информационной экономики, который состоит из ряда показателей.

     Во второй главе были определены основные проблемы, возникшие при становлении экономики знаний в мире. Можно сказать, что несмотря на то, мировая экономика признается, готовой к переходу к информационной, существует ряд проблем, без решения которых этот переход невозможно будет осуществить. К числу таких проблем можно отнести: отсутствие высококвалифицированных кадров, малая инновационная активность, утечка человеческого капитала за рубеж, отсутствие полной компьютеризации населения, ограниченный доступ к мировым информационным сетям, отсутствие стратегии развития т.д.

     На решение этих проблем направлены сегодняшние действия правительств  стран, которые  проводят активную политику в области привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли.

     А так же были представлены тенденции развития информационной экономики в современном мире в ближайшее будущее.

 

 

 

  

  

  

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Варрава М.Ю Этапы становления и тенденции развития экономики знаний//Вестник Оренбургского Государственного Университета. 2008. №85. С.45-51
  2. Вихорева О.М. Экономика знаний: мировые тенденции и Россия//Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика-2010. №6. С. 100-108.
  3. Гутник А. Сектор информационных и коммуникальных технологий// Мировая экономика и международные отношения. 2011. №7, с. 99-106.
  4. Добрынин А.И. Новые экономические теории 21 века.// Учёные записки института управления и экономики. СПб. 2002. №5. С.2
  5. Николаев А.Б. Некоторые теоретические аспекты инновационного развития/А.Б. Николаев, М.Н. Осьмова//Вестник Московского Университета. Сер. 6., Экономика-2010. №5. С. 3-14.
  6. Родина Г. Этапы и условия инновационного развития// Экономист. 2008.№4. С. 92-96.
  7. Савченко Г.И. Национальны инновационные системы в зарубежных странах и в России// Вестник Московского Университета. Сер.6. Экономика-2008. №3. С. 114-118
  8. Сидакова С.С. Знания в современной парадигме инноваций// Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика-2010. №4. С.74-84
  9. Сухарев О.С. Информационная экономика: аспекты развития// Финансы и кредит. 2009. №5. С. 8-21.
  10. Чернякова И.С. Истина как смысл человеческой деятельности//СПб. Питер. 1993. С. 85-86.
  11. Чугров С. Япония в век информатизации// МЭ и МО. 2004. № 10. С. 102
  12. Швецов А.Н. Информационное общество: теория и практика становления в мире//Всероссийский экономический журнал. 2011. №1. С. 15-24.
  13. Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран//МЭиМО.2009. №7. С.5

Информация о работе Информационная экономика: современные проблемы и перспективы развития