Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 11:00, контрольная работа
Определение информации, информационные качества управленческих решений, информация как ресурс развития, информационная система государственного управления.
Информация как основа государственного управления………………..3
Информационные качества управленческих решений…………………6
Организация информации в системе государственного управления…11
Информационная система государственного управления…………….16
Информация как ресурс развития……………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..26
В мире уже несколько десятилетий идет
информационно-технологическая революция,
которая во многих передовых странах привела
к становлению информационного общества.
На наших глазах качественно меняются
самые различные стороны, источники, механизмы,
формы и другие проявления жизнедеятельности
людей. Наступает новая информационная
эпоха в истории человечества, которая
для его судеб будет иметь определяющее
значение.
Пока суть ее фиксируется главным
образом в создании и распространении
глобальных трансграничных информационно-
все общему участию; г) дальнейшее развитие.
Нельзя не сказать, что это слишком
узкое понимание информационно-технологической
революции, которое не раскрывает ни объема
и масштабов, ни содержания и влияния ее
последствий. Еще многим кажется, что надо
побольше купить, сделать и поставить
компьютеров и обеспечивающих их устройств,
соединить их в локальные сети, подключить
к Интернету, обучить людей работе с компьютером,
и проблема создания информационного
общества будет решена. Подобный, чисто
механический и поверхностный взгляд
особо распространен в современной России
и как бы искусственно навязывается власть
предержащими. Вроде того, что в сельской
школе делают класс компьютеров и полагают,
что на его основе сформируются актуальные
специалисты, забывая при этом, в каком
состоянии находится российская деревня,
какие в ней происходят реальные процессы
и что будут в будущем делать эти компьютерщики.
То же самое можно сказать и по многим
другим видам жизнедеятельности людей:
промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение,
быт, транспорт, торговля и т.д.
Конечно, необходима всемерная
компьютеризация страны, чтобы каждый
имел компьютер и доступ к Интернету. Но
компьютер представляет собой всего лишь
«аккумулятор», носитель, приемник и передатчик
информации, которая должна быть с его
помощью введена во все виды и стороны
воспроизводственной деятельности. Отсюда
и проистекают все жизненные проблемы,
которые необходимо знать и решать в период
становления информационного общества.
Первая. Информационно-технологическая
революция есть продукт, содержание и
практическое действие интеллекта людей.
Она включает в себя знания, опыт и нравственность,
выстраданные человечеством в процессе
его развития. Как пишет М. Кастельс (с
чем можно полностью согласиться): «Я верю
в рациональность, в возможность предоставить
слово разуму, не впадая в поклонение этому
божеству. Я верю в возможность осмысленного
действия, в политику преобразований,
не обязательно дрейфующих к смертоносным
обрывам абсолютных утопий. Я верю в освобождающую
силу идентичности, не принимая необходимости
ее индивидуализации либо ее поглощения
фундаментализмом».
Нам необходимо понять, какие
знания и опыт нужны для создания информационного
общества, какими знаниями и опытом обладаем
и какие воспроизводим, в чем особенности
национальных знаний и опыта и их отличие
от цивилизационных и конкретных стран,
как эти, может быть и в чем-то выдающиеся,
знания и опыт включены в общественную
практику, воплощены в разных производствах
и технологиях. Другими словами, в качестве
предпосылки, актуальна инвентаризация:
а) национальных знаний и опыта и их оценки
с точки зрения требований информационно-технологической
революции; б) механизмов усвоения, использования
и развития таких знаний и опыта; в) оснований,
факторов и причин, прежде всего нравственных,
которые мешают практическому использованию
уже имеющегося информационного потенциала.
Между тем, если быть более откровенными,
в российском сознании и главным образом
в сознании руководителей государственных
органов и бизнес-структур, а также средств
массовой информации не наблюдается никакого
зримого представления о том, каким должен
быть всеобщий и их конкретно интеллект
в эпоху информационно-технологической
революции. Существуют иллюзии, что достаточно,
мол, освоить программы, а там компьютер
даст нам ответы на все вопросы жизни.
Нет, только наш собственный разум, насыщенный
знаниями, опытом и нравственностью, может
что-то сделать для своей страны.
Вторая. Я бы сказал «очищающая» проблема, состоит в соотнесении
того состояния нашего мышления, поведения
и деятельности, нашего производства и
быта, обслуживания и культуры, в котором
мы реально находимся, с тем, которое достигнуто
в странах, созидающих информационное
общество. У нас любят употреблять терминологию
информационно-технологической революции,
но почему-то забывают, что под любыми
обозначениями существуют объективные
процессы, явления и отношения с определенным
уровнем развития. Мы не только неизмеримо
отстали (скажем, только по одному показателю
ВВП на душу населения по сравнению с ЕС,
где 8—9 к 1), но попали в ситуацию, когда
нам не позволяют наверстывать отставание,
сполна использовать наши ресурсы, в том
числе образовательные и научно-технические.
Об этом известно везде, но только не у
нас, ибо наша политическая и экономическая
элита не хочет разговаривать с народом
языком правды.
Приведем слова ученого
из США: «сведенные к сетям первичной идентичности
и индивидуального выживания, русский
народ и народы бывших советских республик
должны будут пройти через восстановление
своей коллективной идентичности в мире,
где потоки власти и денег пытаются дезинтегрировать
возникающие экономические и социальные
институты еще до того, как они окончательно
оформились, чтобы поглотить эти институты
в своих глобальных сетях. Нигде идущая
борьба между глобальными экономическими
потоками и культурной идентичностью
не является более важной, чем на обширном
пустыре, созданном коллапсом советского
этатизма на исторически переднем крае
информационного общества (курсив мой
— ГЛ.)».
Вместо осознания этого
и выработки разумной политики и практики,
наша социальная информация переполнена
потоками разрушения, отрицания, копания
в грязи, интеллектуального нигилизма,
социального неверия и политического
цинизма. Причем все подобное объясняется
свободой, для которой, как получается
на практике, совсем не интересна историческая
судьба Родины. А ведь все в человеческой
жизни инициируется, определяется и сопровождается
сознанием, как зависящим от информации,
так и создающим ее. Здесь не бывает пустоты,
ибо при отсутствии деловой, прагматичной
информации ее место занимает чувственно-эмоциональная,
развлекательная и мифологическая.
Третья. Проистекает из
комплексной сущности информационно-технологической
революции, которая требует как изменения
мировоззрения, философии и методологии
человеческого мышления, так и качественного
преобразования во всех составных национальных
производительных сил — в человеческом
потенциале, в материально-техническом
производстве, во взаимоотношениях с природой.
Таким образом, речь идет об изменении
идеалов, ценностей и целей жизнедеятельности
людей, их поведения и деятельности.
Необходимы новые средства производства,
новые технологии, новые работники, новые
оценки международной ситуации и тенденций
ее развития. Глобализация, интеграция,
всемирная информационная паутина и, на
другом полюсе, локализация, культурная
и национальная идентичность, индивидуализация
— это процессы взаимосвязанные и взаимозависящие,
они не существуют друг без друга. Сегодня
вновь приходится обращаться к законам
диалектики и четко фиксировать реальные
противоречия потребностей, интересов
и целей разных стран и народов, классов
и социальных слоев, множества людей.
Такого понимания современного
состояния жизнедеятельности общества
и государства у нас, однако, практически
нет. Мы как маятники бросаемся из одной
идеологической крайности в другую и в
то же время не замечаем реалий в городах
и селах, в отраслях производства и обслуживания.
А начинать следует с простых, повседневных
дел: укрепления физического и психического
здоровья, совершенствования систем школьного
и высшего образования, налаживания разумного
образа жизни, развития и использования
научных знаний и т.д., т.е. со всего того,
о чем у нас почти не ведется серьезных
и постоянных разговоров, не говоря уже
о политике. И все это измерять реальным
их соответствием парадигмам информационного
общества.
Четвертая. Касается непосредственно
преобразования сути, субъектов и отношений
власти (всех видов) под влиянием информационно-технологической
реализации. На первое место, хотя и скрытое
публично, выдвигается экономическая
власть, а внутри ее финансовая (власть
международной олигархии), которая требует
полного открытия национальных границ
и свободного движения капитала. Именно
эта власть ставит под сомнение институт
государства и пытается свести его к сугубо
политическим функциям по отношению к
людям труда. И все это, увы, закономерно:
капитал всегда обезличен, космополитичен,
мобилен, ищет максимальную прибыль; труд
же, хотя и может мигрировать, привязан
в основной своей массе к конкретному
производству и месту жительства. Поэтому
только труд (разумеется, что люди труда)
заинтересован в государстве, готов его
поддерживать, укреплять и защищать. Несмотря
на свою силу, удельный вес крупных бизнесменов
всегда незначителен, и государственная
власть должна уметь сочетать и разрешать
возникающие (из соответствующей пропорции)
противоречия. Тем более, что реальным
источником капитала является ТРУД, а
не виртуальные финансовые манипуляции.
Следовательно, основными стратегическими задачами
органов государственного управления
в такой ситуации являются: Укрепление
государственности, развертывание корпоративных
отношений между трудом и капиталом, создание
условий для заинтересованности национального
и международного капитала в развитии
страны, формирование в стране идеологии
созидания, творчества, рационального
использования ресурсов. А такие задачи
требуют совершенно иного, чем сегодня
наблюдается, политического и управленческого
мышления, можно сказать, масштабного
и высокого. Компьютеры это мышление не
могут дать, оно возможно посредством
качественного образования и глубокого
освоения достижений и методологии современной
науки. Здесь крайне актуален прорыв в
профессиональной подготовке и эвристических
способностях управленческих кадров.
Как раз в том, чего нашим управленцам
так не хватает. Большинство из них просто
не хотят видеть того, что происходит вокруг,
как рядом, так и в мире, не понимают, насколько
усложняются общественные интересы и
как меняются взаимосвязи между их многообразными
элементами.
И пятая. Связана с анализом,
оценкой и использованием самой информации
как ресурса развития. Можно, конечно,
продолжать утешать себя двумя тенденциями:
возрастанием объемов информации и увеличением
емкостей компьютерных систем. Но рано
или поздно придется понять, что информация
не решает проблем и не является природной,
социальной или технической потребительской
ценностью для людей. Ее потрясающие возможности
не заменяют реальный, живой мир. Вновь
приведем итоговые суждения М. Кастельса:
«XXI век не будет темным веком. Также не
принесет он большинству людей щедрот,
обещанных самой экстраординарной технологической
революцией в истории. Скорее всего, он
может быть охарактеризован как информационная
неразбериха». Значит, нельзя уповать
на стихийные, спонтанные, экзистенциальные
процессы в информационной сфере и полагать,
что беспорядочный рост информации, в
том числе разрушающей, деструктивной,
аморальной будет компенсирован мощностями
Интернета и это принесет людям какую-то
пользу. Опыт пока свидетельствует, что
именно негативное быстрее и шире всего
использует возможности современных средств
информатики и связи.
Информацией нужно и можно овладеть
и превратить ее в средство сотрудничества,
созидания и мира. Основная роль здесь
объективно принадлежит государственной
власти и ее аппарату. И дело здесь не только
в правовом регулировании информационных
потоков, о чем много пишется. Это лишь
часть проблемы. Важно, чтобы органы государственной
власти (и местного самоуправления) осознали,
что на территории их юрисдикции вся действующая
информация всегда имеет свои источники,
смыслы и находящиеся под ними интересы.
Ее, следовательно, нужно знать, анализировать
и оценивать и на основе этого опять же
с помощью информации упорядочивать и
целенаправлять. В многообразии, плюрализме
информации следует отыскивать рациональное
зерно, ресурс развития и именно их поддерживать
и распространять. Но не путем запретов
и ограничений (они обладают своими пределами),
а через развертывание позитивной, благородной,
патриотической, жизни творящей информации.
В общем, информационное обеспечение
государственного управления призвано
включать в состав своей управленческой
информации как информацию, обеспечивающую
собственно процессы государственного
управления, так и ту, которая созидает
общество. Подчеркнем: созидает, а не разрушает.
Основу ее составляют, конечно, национальные
интересы исторического сохранения и
благополучия России. В информации необходимо
разбираться, процеживать ее сквозь «сито»
добра, разума и совести и все плохое отбрасывать.
Не надо только игнорировать или недооценивать
возможности разума. Между тем непонятно,
почему вдруг страна, которая за XIX и XX
века дала человечеству огромное количество
высоко интеллектуальной и художественной
информации, вдруг оказалась беспомощной
в современный период, забыла свое достоинство
и гордость и поддалась унизительным информационным
потокам? Задумайтесь, уважаемые читатели.
Заключение.
Подводя итоги по данной курсовой работе можно сказать, что информационное обеспечение является базой, на которой сроится управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т.д. Эти сведения будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму играют в управлении исключительную роль.
Учитывая всю важность информации для государственных органов, о системе государственного управления как о информационной системе, можно сказать что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все структуры, подразделения государственных органов.
В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный массив), формы методы и средства ее обработки и людей, включенных в информационные процессы. Поэтому когда мы говорим о создании и совершенствовании информационной системы государственного управления, то имеем в виду не просто систему, функционирование которой связано с формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации, отражающую состояние определенных объектов и субъектов в их динамике, а качественно и принципиально новое явление.
Говоря о развитии и совершенствовании информационной системы государственного управления можно привести некоторые основания определяющие это развитие и совершенствование.
Поскольку система государственного управления выступает в динамическом единстве иерархической управляющей и сложноорганизованной управляемой подсистем, постольку и информационная система, их обслуживающая, должна быть способной, с одной стороны, брать необходимые данные о функционировании управляемых объектов и доносить их до компетентных органов и, с другой - помогать в выработке рациональных управляющих воздействий, дифференцировать их по всей управляемой подсистеме и доводить до каждого исполнителя. Следовательно, информация призвана обеспечивать демократизм государственного управления. Следующее основание обусловлено тем, что ЭВМ - техника коллективного пользования, обладающая все возрастающей емкостью и быстротой работы и, соответственно, возможностью удовлетворять запросы многих государственных органов. Новые горизонты открывает био- или нейрокомпьютер. Значит, есть смысл в составе информационной системы государственного управления иметь крупные и информационно специализированные центры, оснащенные современными ЭВМ с емкостью одновременного и качественного обслуживания десятков государственных органов. Одно из оснований можно обозначить как комплексный подход в реализации взаимодействия человека и машины в информационной работе. Ведь смысл информационного обеспечения государственного управления в конечном счете заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы. Логично, что информационные преобразования сегодняшних дней выдвигают на первый план человека, от развитости и действий которого зависит успех в использовании новых возможностей.
Список используемой литературы:
Периодическая литература:
Информация о работе Информационное обеспечение государственного управления