Инфраструктура рынка РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление и раскрытие сущности инфраструктуры рынка, ее назначения; определение сущности банковской, биржевой и налоговой систем развитых стран. Также в работе рассмотрено развитие инфраструктуры рынка в Республике Беларусь, его особенности и проблемы.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Определить, в чем заключается сущность инфраструктуры рынка.
Охарактеризовать основные элементы рыночной инфраструктуры и показать их значимость в развитии рыночной экономики.
Проанализировать развитие инфраструктуры рынка в Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Инфраструктура рыночной экономики: сущность, функции
и элементы ..…………………………………………………………………………………………………...5

2 Специфика функционирования рыночной инфраструктуры
в развитых странах………………………………………………………………………………….…….13

2.1 Банковская система ……………………………………………………………………………………13

2.2 Биржи и их роль в экономике .......................................................................17

2.3 Налоговая система …………………………………………………………………………………….24

3 Особенности и проблемы формирования рыночной
инфраструктуры в Республике Беларусь ………………………………………………..….29

Заключение ………………………………………………………………………………………………………42

Список использованных источников ……………………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Ярмарки — места периодических съездов торговцев и привоза товара главным образом для оптового торга.

Основными отличительными признаками различия между торгово-промышленными выставками и торговыми ярмарками-выставками являются масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущий выставкам.

Типы ярмарок и выставок:

  • общие ярмарки, выставки, смотры; 
  • отраслевые ярмарки, выставки; 
  • главные торговые ярмарки;
  • более мелкие промышленные и торговые ярмарки;
  • сольные выставки, их еще называют «тематическими»;
  • выставки какой-либо одной фирмы или компании.

Торговый  дом - крупное оптово-розничное предприятие, действующее на внутреннем рынке, имеющее разветвленную сеть розничных магазинов, которые к тому же ведут производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.

По  организационно-правовой форме торговый дом - акционерное общество, создаваемое на добровольных началах заинтересованными предприятиями и организациями различных форм собственности и направлений деятельности для:

  • организации эффективного производства, переработки и сбыта по рыночным ценам продукции - промышленных товаров;
  • ресурсного обеспечения;
  • снабжения городского и сельского населения продуктами питания и товарами народного потребления.

Аукцион - продажа с публичного торга в установленное время и в заранее назначенном месте каких-либо товаров или имущества, заблаговременно выставленных для осмотра. Продаваемые товары или имущество достаются покупателю, предложившему самую высокую цену.

Принудительные  аукционы проводятся судебными органами или органами власти с целью взыскания долгов с неплательщика, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, заложенного и невыкупленного в срок имущества, невостребованных и неоплаченных товаров и т. д.

Добровольные  аукционы организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров или имущества с целью наиболее выгодной их реализации.

Торги - разновидность аукциона - состязательная форма закупки, практикуемая, как правило, при внешнеэкономических операциях. При проведении торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на определенный товар. При этом оговариваются определенные технические и экономические характеристики продукции.

Внутренние  торги - только с участием национальных предприятий.

Международные (тендеры) - с участием иностранных компаний.

Торги бывают: открытые (публичные), в которых могут принимать участие все желающие фирмы, и закрытые — с участием лишь наиболее известных на мировом рынке поставщиков и подрядчиков данной продукции.

Предприятия оптовой торговли продают товары розничным торговцам или непосредственным потребителям (если реализуется продукция производственно-технического назначения).

Предприятия розничной торговли представляют собой магазины, посредством которых осуществляется реализация товаров конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Однако наиболее значимым элементом в сбытовой сети различных фирм на внутреннем рынке является фирменная торговля, которая включает в себя сеть фирменных магазинов, расположенных во всех крупных областных центрах и городах республики.

Торгово-промышленная палата (ТПП) - организация, создаваемая с целью содействия развития страны, ее интегрирования в широкую хозяйственную систему, формирования современной промышленной, финансовой, торговой инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, развития всех видов предпринимательства.

Направления деятельности ТПП: проведение выставочно-ярмарочных мероприятий; проведение экспертиз и сертификации продукции, поставляемой белорусскими предприятиями на зарубежные рынки; участие в выполнении республиканской программы экспорта.

ТПП страны принимает участие в подготовке проектов законов страны, постановлений правительства страны, решений министерств и ведомств страны, затрагивающих интересы предпринимателей.

Инфраструктура  товарного рынка связывает друг с другом все сферы общественного  производства и обеспечивает движение товарных потоков во всех направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей. Поэтому в своём составе она имеет такие элементы коммуникационного обеспечения, как: связь, транспорт, рекламные агентства, нотариат, аудиторские организации.

Рекламные агентства - организации, которые информируют покупателей о новинках, создают спрос, объясняют принципы действия товаров, описывают предлагаемые фирмами услуги, сообщают об изменении цен, формируют образ фирмы.

Реклама - неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования.

Цель аудиторской деятельности - установление достоверности во всех существенных аспектах финансовой (бухгалтерской) отчетности экономических субъектов и соответствия ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РБ. Аудиторская компания «БУХБИЗНЕСАУДИТ» работает в сфере оказания высококлассных аудиторских услуг в Республике Беларусь на протяжении успешных 15 лет.

В рыночной экономике  существует сектор профессиональных деловых услуг дня предприятий, оказываемых консалтинговыми, трастовыми, лизинговыми, риэлтерскими компаниями.

Консалтинговые  компании - особые организации, оказывающие профессиональную помощь со стороны независимых, высококвалифицированных специалистов по управлению (менеджменту) в анализе проблем функционирования и развития различных предприятий, организаций. Консалтинг осуществляется в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

Существуют  два направления консалтинговых услуг:

    1. Под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении содержания процесса или структуры задачи, при которой консультант не отвечает за выполнение задачи, но помогает ответственным за ее выполнение.
    2. Рассматривает консультирование как особую профессиональную службу, которая работает по контракту и оказывает услуги организации с помощью квалифицированных лиц при решении определенных вопросов в организации.

Выделяют  следующие разновидности услуг, входящих в консалтинг:

      1. Стратегические вопросы развития: разработка и планирование общей стратегии развития, прогнозирование, организация филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствование организационной структуры.
      2. Финансовые вопросы: финансовое планирование и контроль, налоги, бухгалтерский учет, размещение на рынке акций или паев, кредит, страхование, оценка стоимости предприятий или имущества.
      3. Управление кадрами: подбор сотрудников, контроль качества кадрового состава, система оплаты труда, повышение квалификации, обучение кадров, организация охраны труда и медицинское обслуживание, психологический климат в коллективе.
      4. Текущее, управление производством и его обслуживание: организация и планирование производства, контроль качества продукции, материально-техническое обеспечение, организация ремонта и капитальных вложений, технологические вопросы, организация НИОКР.
      5. Маркетинг и сбыт, формирование структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных партнеров-оптовиков, поиск новых заказчиков и рынков, стимулирование и исследование перспектив сбыта.
      6. Информационные технологии и системы, использование компьютеров и информационных систем в управлении.
      7. Управление проектом, решение комплекса управленческих проблем, возникающих при создании какого-либо нового объекта, подразделения, фирмы, выпуска нового товара и т. д.
      8. Экономико-экологические вопросы: исследование экологической обстановки, организация экологических служб и т. д.

Процесс лизинга - комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с движением имущества между участниками лизинговой операции.

Лизинговая  компания - это вновь создаваемые специализированные учреждения, восстанавливающие связи между предпринимателями-производителями и потребителями их продукции путем предоставления продукции последним в лизинг[3, с.24-37].

В экономической  литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.

Если говорить об организации торговой сети за рубежом, то среди получивших наибольшее распространение и наиболее перспективных следует выделить:

супермаркеты  — магазины самообслуживания с преимущественно  продовольственным ассортиментом;

«суперонтер» — перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, располагающийся чаще всего вне города;

«конвиннес  онтер» — небольшой магазин с  ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину); 

«супертриадо» — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного качества;

«драгонтер» —  розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимают кредитные и дебиторские карточки;

магазин-дискаунт — магазин сниженных цен, реализует  товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др [2, с.121].

Сущность рыночной инфраструктуры можно определить как комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в производстве и жизнедеятельности человека. Она призвана обеспечивать взаимосвязь деятельности инфраструктуры отраслей. От нее зависят воспроизводственные процессы и конкурентные возможности. Вместе с тем она является сферой приложения сложного и высококвалифицированного труда, играет большую роль в создании рабочих мест и обеспечении рациональной занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

Связь элементов  инфраструктуры различных рынков очевидна: благодаря кредитно-финансовой инфраструктуре (банки, страховые компании, различные  фонды) производство обеспечивается капиталом. Биржи труда обеспечивают производство рабочей силой. Фондовые биржи соединяют владельцев сбережений с будущими инвесторами. Товарные биржи обеспечивают движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организуют заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Анализ показывает, что издержки плохой инфраструктуры эквивалентны дополнительному 30%-ному налогу на все коммерческие предприятия страны.

В целом инфраструктура рынка определяется уровнем развития экономической системы. Например, на Западе, в развитых странах, существует мощная, достаточно разветвленная рыночная инфраструктура. Использование субъектами рынка новых информационных технологий в своей деятельности вывело рыночную инфраструктуру на более высокий качественный уровень, например, создание «виртуальных» банков, широкое распространение и использование компьютерных сетей, развитие крупных международных организаций [3, с.7-8].

    1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Денежное обращение, денежное хозяйство и тем более  денежно-кредитную систему следует представлять не только как совокупность правил, норм и принципов специфических отношений и функций. С позиций институционального анализа денежно-кредитная система всегда представляет как совокупность специальных организаций и учреждений, которые организуют движение денег и ссудного капитала, т. е. как национальная банковская система [4, c.416].

Банковские  системы развитых стран с рыночной экономикой имеют как общие черты, связанные с общим направлением развития экономики, так и специфические, вызванные особенностями эволюции национальных экономик и национальных денежных рынков.

Общие признаки построения банковских систем:

- двухуровневый  характер банковских систем развитых  стран: первый уровень представлен  центральным банком или аналогичным органом (органами) регулирования денежно-кредитной сферы и банковского надзора, второй уровень - кредитные и финансовые учреждения, непосредственно удовлетворяющие потребности экономических субъектов в банковском обслуживании (финансовые посредники);

- система надзора  за деятельностью коммерческих  банков.

Можно выделить три группы стран, отличающихся способами  построения надзорных структур, местом и ролью центральных банков в этих структурах:

- страны, в которых  надзор осуществляет центральный банк;

- страны, в которых  надзор осуществляют другие органы, которым государство делегировало  эти полномочия;

- страны, в которых  надзор осуществляют центральный  банк совместно с другими органами государственного управления;

- формы и  методы регулирования банковской деятельности и денежно-кредитной сферы в целом: лицензирование, нормы пруденциального надзора за деятельностью банковских учреждений, операции центральных банков на денежном рынке, унификация форм расчетов.

Информация о работе Инфраструктура рынка РБ