Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:40, курсовая работа
Целью данной работы является выявление и раскрытие сущности инфраструктуры рынка, ее назначения; определение сущности банковской, биржевой и налоговой систем развитых стран. Также в работе рассмотрено развитие инфраструктуры рынка в Республике Беларусь, его особенности и проблемы.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Определить, в чем заключается сущность инфраструктуры рынка.
Охарактеризовать основные элементы рыночной инфраструктуры и показать их значимость в развитии рыночной экономики.
Проанализировать развитие инфраструктуры рынка в Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Инфраструктура рыночной экономики: сущность, функции
и элементы ..…………………………………………………………………………………………………...5
2 Специфика функционирования рыночной инфраструктуры
в развитых странах………………………………………………………………………………….…….13
2.1 Банковская система ……………………………………………………………………………………13
2.2 Биржи и их роль в экономике .......................................................................17
2.3 Налоговая система …………………………………………………………………………………….24
3 Особенности и проблемы формирования рыночной
инфраструктуры в Республике Беларусь ………………………………………………..….29
Заключение ………………………………………………………………………………………………………42
Список использованных источников ……………………………………………………………..44
Ярмарки — места периодических съездов торговцев и привоза товара главным образом для оптового торга.
Основными отличительными признаками различия между торгово-промышленными выставками и торговыми ярмарками-выставками являются масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущий выставкам.
Типы ярмарок и выставок:
Торговый дом - крупное оптово-розничное предприятие, действующее на внутреннем рынке, имеющее разветвленную сеть розничных магазинов, которые к тому же ведут производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.
По организационно-правовой форме торговый дом - акционерное общество, создаваемое на добровольных началах заинтересованными предприятиями и организациями различных форм собственности и направлений деятельности для:
Аукцион - продажа с публичного торга в установленное время и в заранее назначенном месте каких-либо товаров или имущества, заблаговременно выставленных для осмотра. Продаваемые товары или имущество достаются покупателю, предложившему самую высокую цену.
Принудительные аукционы проводятся судебными органами или органами власти с целью взыскания долгов с неплательщика, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, заложенного и невыкупленного в срок имущества, невостребованных и неоплаченных товаров и т. д.
Добровольные аукционы организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров или имущества с целью наиболее выгодной их реализации.
Торги - разновидность аукциона - состязательная форма закупки, практикуемая, как правило, при внешнеэкономических операциях. При проведении торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на определенный товар. При этом оговариваются определенные технические и экономические характеристики продукции.
Внутренние торги - только с участием национальных предприятий.
Международные (тендеры) - с участием иностранных компаний.
Торги бывают: открытые (публичные), в которых могут принимать участие все желающие фирмы, и закрытые — с участием лишь наиболее известных на мировом рынке поставщиков и подрядчиков данной продукции.
Предприятия оптовой торговли продают товары розничным торговцам или непосредственным потребителям (если реализуется продукция производственно-технического назначения).
Предприятия розничной торговли представляют собой магазины, посредством которых осуществляется реализация товаров конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Однако наиболее значимым элементом в сбытовой сети различных фирм на внутреннем рынке является фирменная торговля, которая включает в себя сеть фирменных магазинов, расположенных во всех крупных областных центрах и городах республики.
Торгово-промышленная палата (ТПП) - организация, создаваемая с целью содействия развития страны, ее интегрирования в широкую хозяйственную систему, формирования современной промышленной, финансовой, торговой инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, развития всех видов предпринимательства.
Направления деятельности ТПП: проведение выставочно-ярмарочных мероприятий; проведение экспертиз и сертификации продукции, поставляемой белорусскими предприятиями на зарубежные рынки; участие в выполнении республиканской программы экспорта.
ТПП страны принимает участие в подготовке проектов законов страны, постановлений правительства страны, решений министерств и ведомств страны, затрагивающих интересы предпринимателей.
Инфраструктура товарного рынка связывает друг с другом все сферы общественного производства и обеспечивает движение товарных потоков во всех направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей. Поэтому в своём составе она имеет такие элементы коммуникационного обеспечения, как: связь, транспорт, рекламные агентства, нотариат, аудиторские организации.
Рекламные агентства - организации, которые информируют покупателей о новинках, создают спрос, объясняют принципы действия товаров, описывают предлагаемые фирмами услуги, сообщают об изменении цен, формируют образ фирмы.
Реклама - неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования.
Цель аудиторской деятельности - установление достоверности во всех существенных аспектах финансовой (бухгалтерской) отчетности экономических субъектов и соответствия ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РБ. Аудиторская компания «БУХБИЗНЕСАУДИТ» работает в сфере оказания высококлассных аудиторских услуг в Республике Беларусь на протяжении успешных 15 лет.
В рыночной экономике существует сектор профессиональных деловых услуг дня предприятий, оказываемых консалтинговыми, трастовыми, лизинговыми, риэлтерскими компаниями.
Консалтинговые компании - особые организации, оказывающие профессиональную помощь со стороны независимых, высококвалифицированных специалистов по управлению (менеджменту) в анализе проблем функционирования и развития различных предприятий, организаций. Консалтинг осуществляется в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.
Существуют два направления консалтинговых услуг:
Выделяют следующие разновидности услуг, входящих в консалтинг:
Процесс лизинга - комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с движением имущества между участниками лизинговой операции.
Лизинговая
компания - это вновь создаваемые специализированные
учреждения, восстанавливающие связи
между предпринимателями-
В экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.
Если говорить об организации торговой сети за рубежом, то среди получивших наибольшее распространение и наиболее перспективных следует выделить:
супермаркеты — магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
«суперонтер» — перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, располагающийся чаще всего вне города;
«конвиннес онтер» — небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину);
«супертриадо» — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного качества;
«драгонтер» —
розничное предприятие с
магазин-дискаунт — магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др [2, с.121].
Сущность рыночной инфраструктуры можно определить как комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в производстве и жизнедеятельности человека. Она призвана обеспечивать взаимосвязь деятельности инфраструктуры отраслей. От нее зависят воспроизводственные процессы и конкурентные возможности. Вместе с тем она является сферой приложения сложного и высококвалифицированного труда, играет большую роль в создании рабочих мест и обеспечении рациональной занятости населения.
Связь элементов инфраструктуры различных рынков очевидна: благодаря кредитно-финансовой инфраструктуре (банки, страховые компании, различные фонды) производство обеспечивается капиталом. Биржи труда обеспечивают производство рабочей силой. Фондовые биржи соединяют владельцев сбережений с будущими инвесторами. Товарные биржи обеспечивают движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организуют заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.
Анализ показывает, что издержки плохой инфраструктуры эквивалентны дополнительному 30%-ному налогу на все коммерческие предприятия страны.
В целом инфраструктура рынка определяется уровнем развития экономической системы. Например, на Западе, в развитых странах, существует мощная, достаточно разветвленная рыночная инфраструктура. Использование субъектами рынка новых информационных технологий в своей деятельности вывело рыночную инфраструктуру на более высокий качественный уровень, например, создание «виртуальных» банков, широкое распространение и использование компьютерных сетей, развитие крупных международных организаций [3, с.7-8].
Денежное обращение, денежное хозяйство и тем более денежно-кредитную систему следует представлять не только как совокупность правил, норм и принципов специфических отношений и функций. С позиций институционального анализа денежно-кредитная система всегда представляет как совокупность специальных организаций и учреждений, которые организуют движение денег и ссудного капитала, т. е. как национальная банковская система [4, c.416].
Банковские системы развитых стран с рыночной экономикой имеют как общие черты, связанные с общим направлением развития экономики, так и специфические, вызванные особенностями эволюции национальных экономик и национальных денежных рынков.
Общие признаки построения банковских систем:
- двухуровневый
характер банковских систем
- система надзора за деятельностью коммерческих банков.
Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центральных банков в этих структурах:
- страны, в которых надзор осуществляет центральный банк;
- страны, в которых
надзор осуществляют другие
- страны, в которых
надзор осуществляют
- формы и методы регулирования банковской деятельности и денежно-кредитной сферы в целом: лицензирование, нормы пруденциального надзора за деятельностью банковских учреждений, операции центральных банков на денежном рынке, унификация форм расчетов.