Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:53, курсовая работа
Цель данной работы: разобрать основные принципы работы исламских банков, определить особенности исламской экономической системы, оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Выявить особенности исламской экономической системы и исламских банков;
2. Рассмотреть инструменты банковской системы
Введение ……………………………………………………………………… …..5
1. Исследование исламской экономической модели, беспроцентный и процентный механизмы………………………………………………………..…..6
1.1 Специфика исламской экономики, отличительные черты…………….….…6
1.2 Анализ воздействия ссудного процента на экономическое благосостояние…………………………………………………………………..….9 2. Организация и ведение Исламского банковского дела……………...….11
2.1 Основные инструменты и организация исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования……………………… …….11
3. Исламские банки в современной мировой финансовой системе………..…...20
3.1 Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе………….20
3.2 Перспективы развития исламских банков……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………
1.2 Анализ воздействия
ссудного процента на
За счет взимания процентов денежные состояния быстро увеличиваются через регулярные промежутки времени, т.е. они имеют экспоненциальную (темпы роста постоянно ускоряются) динамику роста, что объясняет, почему в прошлом через регулярные промежутки времени возникали сложности с системой денежного обращения, почему возникают они и сейчас. Фактически проценты на кредиты можно рассматривать как рак социальной структуры.
Период времени, необходимый для удвоения размера вложенной суммы денег при взимании 3% годовых - 24 года, при 6% - 12 лет, при 12% - 6 лет. Даже при 1% , проценты обусловливают экспоненциальную динамику роста с удвоением через приблизительно 70 лет.
Воздействие процентного механизма на денежную систему определяется его частичной завуалированностью. Большинство людей считает, что они платят проценты только тогда, когда берут деньги в кредит, и, если уплата процентов нежелательна, достаточно просто не брать деньги в кредит. Однако, это не так, потому что цена каждого товара, который мы оплачиваем, включает в себя процентную часть. Эта доля колеблется для товаров и услуг, приобретаемых нами в соответствии с величиной затраченного капитала. Несколько примеров, характерных для экономики Германии иллюстрируют эту разницу. Доля оплаты процентов по кредитам (капитальных затрат) удерживаемая за вывоз мусора составляет 12%. В данном случае доля процентов относительно невысока, так как преобладающими являются расходы по заработной плате. Положение меняется для цены за питьевую воду и канализацию, где оплата процентов в составе издержек составляет уже 38 и 47%. Для платы за пользование квартирами социального жилищного фонда эта доля составляет уже 77%.
Нежелательные свойства процентного банковского дела могут быть изложены следующим образом:
1) Сделки, основанные на
проценте, нарушают принцип
2) Нестабильность системы, основанной на проценте, в результате неудачи ведёт к банкротствам, результатом которых является потеря производственного потенциала и безработица.
3) Система, основанная на
процентах, ориентирована больше
на безопасность, нежели на рост.
Так как банки имеют
4) Процентная система
не является стимулом для
5) При процентной системе
банки заинтересованы только
в сохранении своего капитала
и получении процентов. Интерес
к финансируемым ими
На протяжении последних тридцати лет финансовый и банковский сектор экономики, как отдельных стран, так и целых регионов периодически испытывает острые кризисы, выражающиеся во внезапном росте числа неплатежеспособных банков, инвестиционных и страховых компаний. Массовые кризисы финансовой и банковской системы случались и в прошлом, пример этому масштабный кризис периода "Великой депрессии" в США. Только до последних десятилетий такие кризисы исторически представляли собой единичные явления.
Если большинство исследователей финансовых и банковских кризисов сходятся в том, что объективным фактором, обусловившим их массовый характер, является углубляющийся процесс глобализации финансовой деятельности, то попытки выделить и теоретически обосновать другие объективные факторы "неплатежеспособности", поражающие финансовые и банковские системы, пока еще не приносят существенных результатов.
В последние годы мусульманскими экспертами по экономике и банковскому делу внимательно рассматривались возможные пути замены процента. Мусульманские экономисты разработали модели беспроцентной экономической системы и проанализировали последствия отмены процента на экономический рост, установление ресурсов и распределение дохода. Обосновали теоретическую базу для организации современного банковского дела на беспроцентной основе.
Концепция беспроцентного банковского дела уже не является чисто теоретической категорией. В последние два десятилетия было создано на беспроцентной основе несколько исламских банков в разных частях мира. Три страны исламского мира, Пакистан, Иран и Судан предприняли попытку ликвидировать процент в масштабе всей экономики.
2. Организация и ведение Исламского банковского дела
2.1 Основные инструменты и организация исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования
В исламской экономической системе банки выполняют ту же функцию, что и в традиционной западной – компенсация негативных факторов финансовых рынков: пространственной и временной неравномерности спроса и предложения, искажения информации. Функция банков также заключается в обеспечении работы национальных платежных систем и финансовом посредничестве.
Примечательно то, что беспроцентная банковская система уходит своими этическими корнями в христианство, где она существовала вплоть до эпохи крестовых походов. Фома Аквинский учил, что «процент подрывает стабильность денег как меры стоимости через придание денежному предложению стоимости, отличной от номинала и зависящей от временного фактора…».[2, с. 118] В 1545г. в Англии был пересмотрен закон, запрещавший взимание процента и трактовавший его как ростовщичество; ростовщичество было определено как завышенная процентная ставка, а низкие ставки были «легализованы».[3, с. 11] Из трех религий (иудаизма, христианства и ислама) лишь ислам полностью запрещает процент, не подвергая изменениям первоначальные предписания. Запрет ростовщичества имеется в Торе: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост».[4, с. 18] Трактуя данные высказывания в своих целях, еврейские мудрецы и богословы объявили разрешенным взимание процента с представителей других национальностей и вероисповеданий.
Первая и главная отличительная особенность инструментов исламского банка от традиционного заключается в его фундаментальном расхождении с работой западного банка по части финансового посредничества.
Исполняя роль финансового посредника, любой банк аккумулирует денежные средства вкладчиков, которые в данный момент не используются их распорядителями, и формирует за их счет пассивы в источник финансов для тех лиц и предприятий, которые испытывают дефицит средств. В традиционной экономике банк получает прибыль с разницы процентных ставок, с одной стороны взимая с заемщиков более высокий процент, и, с другой, отдавая вкладчикам невысокий.
В исламской модели процесс происходит несколько сложнее. Вкладчик и заемщик, в сущности, выступают как агент и принципал соответственно. В шариате такая форма контракта называется «мудараба» и представляет собой партнерство в прибыли.
Одна сторона (владелец денег) вносит в какое-либо предприятие капитал, вклад второй стороны (мудариба – агента) заключается в его физическом, умственном труде или управленческой деятельности, благодаря которым предприятие реализуется. Банк является посредником между вкладчиком и заемщиком так же, как и агентство недвижимости несет посредническую функцию между продавцом/арендодателем недвижимости и покупателем/арендатором. В случае если предприятие терпит неудачу в силу причин, не зависящих от заемщика (мудариба), то потери несет вкладчик, так как шариат полагает, что затраченные силы, время, физическая и нервная энергия второй стороны не менее весомы, чем потерянные деньги. Однако это не означает, что «мудариб» не связан обязательствами в отношении потерь. Он может быть привлечен к ответственности в случае, если доказана его прямая вина в некомпетентных действиях, халатности, злонамеренности и пр. Полученная прибыль в результате успешной реализации проекта, делится между банком, заемщиком и вкладчиком в тех пропорциях, которые были установлены в результате договоренностей при обоюдном согласии сторон.
Рисунок 2.1 – Реализация сделки «мудараба»
1. Банк и Клиент заключают соглашение о доверительном партнерстве (для реализации Клиентом проекта), Банк осуществляет предоставление Клиенту финансирования.
2. Клиент осуществляет управление проектом.
3. В рамках реализации проекта генерируются результаты деятельности (прибыль или убыток).
4. Прибыль формирует денежные фонды для распределения, убыток уменьшает стоимость активов проекта.
5. Прибыль от реализации проекта, в соответствующих долях, распределяются между Банком и Клиентом.
6. Убыток от реализации проекта относится на результат Банка.
Примечание – Источник: [1]
Таблица 2.1 – Условия расчета дохода по сделке «мудараба»
Сумма всех инвестиций |
1000 000 $ |
Период участия в проекте |
36 месяцев |
Полученный убыток проекта за 1-й год |
200 000 $ |
Полученная прибыль проекта за 2-й год |
1000 000 $ |
Полученная прибыль проекта за 3-й год |
5000 000 $ |
Коэффициент распределения доходов от проекта (%) |
50% |
Расчет планируемого общего дохода от инвестиций |
((1000 000 + 5000 000)/2) – 200 000 = 2800 000 $ |
Примечание – Источник: [1]
Помимо «мудараба» в исламской банковской системе существует еще один инструмент, предназначенный для тех же целей, - «мушарака» (с арабск. – партнерство, соучастие). «Мушарака» используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно-импортного финансирования, проектного финансирования, выпусках ценных бумаг, соответствующих нормам Исламского права (Сукук).
Основой сделки «мушарака» является совместное участие Банка и Клиента в реализации какого-либо бизнес-плана (инвестиционного плана) и совместное финансирование. Прибыль делится в оговоренных заранее пропорциях между Банком и Клиентом. Убыток разделяется в пропорциях, соответствующих долям участия в партнерстве.
Рисунок 2.2 – Реализации сделки «мушарака»
1. Банк и Клиент обговаривают условия сделки и заключают соглашение об совместном участии (реализации бизнес-плана).
2. Банк и Клиент осуществляют, соответствующие условиям контракта, финансирование (в оговоренных долях) реализации бизнес - плана.
3. В рамках реализации бизнес-плана генерируются результаты деятельности (прибыль или убыток).
4. Прибыль формирует фонды для распределения, убыток уменьшает стоимость активов, используемые для реализации бизнес-плана.
5. Прибыль (или убыток) от реализации бизнес-плана, в соответствующих долях, распределяются между Банком и Клиентом.
Примечание – Источник: [1]
Таблица 2.2 – Условия расчета дохода по сделке «мушарака»
Сумма всех инвестиций |
1000 000 $ |
Сумма инвестиций |
500 000 $ |
Период участия в проекте |
24 месяца |
Полученный убыток проекта за 1-й год |
50 000 $ |
Полученная прибыль проекта за 2-й год |
500 000 $ |
Коэффициент распределения доходов от проекта (%) |
75% , 25% |
Расчет общего дохода от инвестиций |
((500 000*75%) – (50 000*50%)) = 350 000 $ |
Примечание – Источник: [1]
«Мурабаха» (с арабск. – перепродажа, биржевая игра) – еще один инструмент, присущий только исламским банкам. Применяется для кредитования какой-либо покупки клиентом. Банк покупает сырье или оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же в рассрочку, но по повышенной цене. Разница оговаривается заранее.
Основной экономический смысл сделки заключается в отсрочке (рассрочке) платежей покупки актива у Банка.
Рисунок 2.3 – Реализации сделки «мурабаха»
1. Клиент определяется
с активом и Поставщиком
2. Клиент обращается в
Банк за финансированием
3. Банк перечисляет денежные средства Поставщику.
4. Поставщик предоставляет актив в собственность Банку.
5. Банк на основе сделки «мурабаха» продает Клиенту приобретенный актив по новой цене.
6. Клиент осуществляет
платежи за приобретенный
Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты