Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:16, курсовая работа
Актуальность моей темы заключается в том, что в практике организации эффективного государственного управления мы не можем ни обойтись без использования методов стратегического управления. Для успешного осуществления функции государственного управления особое место занимает правильно разработанная стратегия. От этого зависит как судьба организации, так и функционирование системы государственного управления в целом.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика и значение методов и инструментов стратегического управления в государственном управлении……………………………………………………………4-15
Характеристика методов и инструментов стратегического управления……………4-10
Необходимость применения стратегического управления на государственном уровне……………………………………………………………………………………10-15
Глава 2. Использование стратегического менеджмента в органах государственного и муниципального управления……………………………………………………………….16-26
2.1.Применения стратегического управления в органах государственного управления в РА…………………………………………………………………………………………….16-21
2.2.Применение стратегического управления на примере органов местного управления в РА…………………………………………………………………………………………….21-26
Заключение……………………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………
Модель Ансоффа, позволяющая использовать несколько стратегий.Эта модель предполагает, что для интенсивного роста объема продаж необходимо продавать продукты на существующем или новом рынке. Она имеет следующий вид:
Вид рынка |
Старый рынок |
Новый рынок |
Старый товар |
Совершенствование деятельности |
Стратегия развития рынка |
Новый товар |
Товарная экспансия |
Диверсификация |
Рис.3. Матрица Ансоффа4
Проста в применении, наглядность позволяют с легкостью использовать ее в практике. Это, безусловно, ее достоинство. Однако есть и недостатки. К примеру, это только одностороння ориентация продукт-рынок.
Таким образом, в условиях быстро меняющейся среды, необходимо разработать соответствующие методы и инструменты по разработке долгосрочной стратегии поведения фирмы, которые помогают адаптироваться во внешней среде.
1.2.Необходимость
применения стратегического
Для успешного осуществления функции государственного управления особое место занимает правильно разработанная стратегия. От этого зависит как судьба организации, так и функционирование системы государственного управления в целом. Социальное прогнозирование и социальное предвидение играют также большую роль в организации данного процесса. Под социальным предвидением мы понимаем ожидания наступления того или иного события, а под социальным прогнозирование наиболее правильный выбор из имеющих ресурсов, для наступления данного события.
Стратегическое управление имеет социально-экономических характер. Он определяет процесс планирования, направления деятельности организации, направленный на долгосрочную перспективу.
Процесс формирования стратегии имеет сложный характер, который требует соединения, учета изменений происходящих во внешней среде, связанного, прежде всего, с рыночным положением, на который влияет в свою очередь государственное управление. Это обусловлено тем, что одним из факторов внешней среды, оказывающих влияние, является именно политический фактор, наряду с социальными, технологическими, культурными и т.д. Примерами правовых и политических факторов внешней среды выступают: изменения в налоговом законодательстве, расстановка политических сил, фискальная политика, правительственные расходы, в целом государственное регулирование, антимонопольное законодательство.
В каждом субъекте государственного управления должны быть отражены все виды целей: стратегические, тактические, оперативные. При формировании стратегических целей должны быть учтены все устойчивые и изменчивые условия и факторы, также они должны охватывать значительный исторический срок, анализировать и давать оценку подлежащим изменению явлениям. Также при установлении стратегии необходимо строить цепочки своих целей таким образом, чтобы реализация одной влекла за собой осуществление другой. Создание новых ресурсов, рассмотрение их в комплексе и многообразии, создание системности управленческих решений и действий, мониторинг, контролинг за правильным выполнением поставленный целей- все это также следует учитывать, при постановке стратегических целей. Планирование управленческой деятельности должно быть открытым, нести адаптационный характер, что обеспечить реализацию стратегии.
Стратегия государственного управления направлена на урегулирование общественных отношений, имеет публичный характер, закреплена в нормативах и законодательных актах, а также распределена по субъектам и объектам ее реализации. Одной из форм публичного представления стратегий может выступать государственная политика. Она выполняет миссию государства, обеспечение своей независимости, безопасности, направленные на развитие общества. Государственные программы также выступает одной из форм стратегического управления государством, представляющие собой качественное, целевое, ресурсное, управленческое направления для улучшения каких-либо сфер или областей жизнедеятельности. Помимо государственной политики и государственных программ, также государственные планы являются формой стратегии, которые направленные на способы решения конкретных проблем по достижению поставленных целей. В законодательных и иных нормативно-правовых актах отражены правовые нормы, которые будут идеальны для регулирования поведения людей в общественной системе.
В государственном управлении комплексная стратегия реализуется и распределяется на территории страны по ее различным региональным уровням: географическим, экономическим, политико-административным, городским и сельским. В политико-административных сферах стратегия дифференцирована и конкретизирована, учитывая потенциал ресурсов. В географических зонах учитывается геополитические, климатические условия определенных территориальных зонах. В городских и сельских зонах, в которых устанавливается процесс стратегического развития.
Стратегия реализуется через стратегическое планирование. Оно является одним из главных звеньев в стратегическом управлении и характерно для относительно стабильно развивающихся организаций. При помощи стратегического планирования создается система целей фирмы, оно выступает инструментом, набором мероприятий для его осуществления. Таким образом, стратегическое планирование представляет процесс разработки стратегического плана. Срок реализации, которого равен периоду выполнения всей стратегии. Моделирование будущего развития организации является центральной задачей в целях обеспечения эффективной деятельности компании, кроме этого стратегическое планирование вызвано обеспечить гибкость для приспособления к изменениям во внешней среде. В частности, если речь идет о выработке стратегического управления на государственном уровне, к воздействию политических факторов.
Если говорить о стратегическом планировании в практике государственного управления экономикой, то в нем представлены лишь некоторые элементы данного вида планирования. В этом случае мы ставим перед собой следующие задачи: выявляем решения по ресурсным, организационным, стратегическим задачам. Все выработанные стратегии для каждого территориального уровня должны быть взаимосвязанные и согласованные, т.к. мы должны охватить весь государственный уровень.
Помимо такого понятие как стратегическое планирование существует также индикативное планирование, которое выражает цели социально-экономического развития в виде конкретных индикаторов, которые достигаются с помощью конкретных разработанных мероприятий со стороны государственного регулирования поведения участников рынка. Индикаторами может выступать темпы роста ВВП, показатели динамики финансовой системы, показатели изменения занятности и т.д. Данные показатели государственного индикативного плана имеют рекомендательный характер, с которым считаются хозяйствующие субъекты. Государство реализует этот план с помощью различных методов: через систему налогообложения, с помощью государственных субсидий и т.д.5
Таким образом, индикативное планирование представляет прогноз, стратегическое планирование выражено через план. Конечно, план и прогноз взаимосвязаны между собой. Перед разработкой плана необходимо изучить предстоящие прогнозы. Уже на основе полученных результатов разработать стратегический план развития экономики. После реализации плана, можно разработать прогнозы возможных последствий. Прогнозирование является одним из инструментов государственного управления. В свою очередь государственное планирование создает предпосылки для эффективного прогнозирования. Одной из таких предпосылок выступает обеспечение нормативно-экономической базы экономического прогнозирования. Она создает целостную методологию и систему научно обоснованного государственного прогнозирования. Однако не существует комплекса подзаконных и нормативных актах, которые привели бы к образованию единой системы государственного прогнозирования и планирования. Для создания методологической основы государственного регулирования необходимо научно обосновывать, для установления наиболее тесной связи между долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными прогнозами. Процесс прогнозирования должен быть логически выстроен и отражать взаимосвязь всех процедур.
Основным инструментом государственного регулирования экономики выступает государственное планирование. Государственное регулирование обеспечивает эффективную среду функционирования экономики, также формирование социальной среды, которая обеспечит политическую стабильность, поддерживающая авторитетом государства. Помимо формирования социальной среды образуется организационно-экономическая среда, которая помогает повышать эффективность их работы и соединять интересы как предприятия, так общества и государства.
Как мы знаем суть стратегического управления заключается в том, чтобы ориентировать деятельность предприятия на запросы потребителей, создавать такие условия, которые способствовали к изменениям во внешней среде, обеспечивали выживание организации в долгосрочной перспективе. Основными объектами стратегического управления может выступать как отдельные функциональные зоны организации, так и вся организации в целом.
Однако, раз мы говорим о стратегическом управлении на государственном уровне, то менеджмент в государственных организациях значительно отличается от просто бизнес-менеджмента. Частные бизнесмены привыкли к свободе, большой власти. Оказавшись на государственных постах, они сталкиваются с проблемами. Это связано, прежде всего, с бесконечным бюрократизмом, устанавливающие правила и ограничения. Из-за этого любые изменения протекают медленно по сравнению с бизнес средой. Процесс принятия решения также занимает значительное время, т.к. существуют множество административных единиц, которые носят формальный характер, но прохождение через них является обязательным. Это не способствует оптимизации в принятии государственных решений. Понятие личной ответственности в принятии решении утрачивает свои смысл, т.к. решения принимаются большим количеством лиц.
Конкретные задачи
При анализе стратегического менеджмента в государственном управлении необходимо давать оценку обстановки. Изучение политической власти имеет важное место в разработке стратегического менеджмента. Политическая власть включает в себя часть государственного управления, которые состоит из конституции, парламента, правовой системы и т.д. Также она создает формальные и неформальные связи между населением и государством.
Для регулирования кризисных ситуаций в государственном управлении нельзя выработать одну только стратегию, которая могла бы разрешить все вопросы. Не существует универсальных механизмов в решении их, однако существует совокупность механизмов регулирования коллективного поведения. Они применяются в зависимости от условий, возникших в данной стране. Это может быть вызвано доминированием регуляторов коллективного поведения, локализацией и глобализацией кризиса и т.д. Осуществление стратегии государственного регулирования направлено на определение способов применение мощи государства для разрешения кризисных ситуаций. С помощью выявленных способов можно дать абсолютно точный научный прогноз, выявить причины их возникновения, найти адекватные механизмы и способы государственного стратегического управления. Основной задачей стратегий государственного управления является выбор тех направлений, которые будут учитывать стратегические цели, реорганизацию органов власти. Стратегическое государственное управление находится в тесной взаимосвязи с оперативным управлением и тактикой. Из целей оперативного управления вытекает государственная тактика, которая включает прогнозирование и мониторинг коллективного поведения на долгосрочную перспективу, а также социально и культурно-значимая деятельность.6
Таким образом, в результате разработки стратегии государственного управления выявляются методы использования различных видов ресурсов, их правильная комбинация, с целью укрепления и увеличения мощи государства. Органы власти и различные управленческие службы помогают в разработке и реализации антикризисных мероприятий. Такими методами могут быть: установление налоговых льгот или привилегий, которые в свою очередь окажут влияние на деятельность коммерческих организаций. Выработка проектов для реализации данных методов называется стратегическое позиционирование, которое является особым видом стратегического регулирования.
Если рассматривать
Методы стратегического
Общей тенденцией в применении стратегического управления является предоставлении прав и полномочий отдельным самостоятельным коллективам, которые могут даже выступать, как отдельные филиалы.
Глава 2. Использование стратегического менеджмента в государственном управлении РА
2.1. Применения стратегического управления в органах государственного управления
Органы государственного управления делятся на линейные и функциональные, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции. Для всех элементов системы органов государственного управления система целей должна быть едина. При осуществлении фактической деятельности органов государственного управления уточняются и конкретизируются цели, задачи и функции. Это проводится для того, чтобы провести учет социально-экономических, материальных, демографических и иных особенностей. В результате определения целей устанавливается функциональная структура система органов управления. В процесс формирования данной системы образуется организационная структура. Состав структурных подразделения определяется в зависимости от выполнения конкретных и объективных функций органами управления. Под государственным управлением мы понимаем то вид деятельности, в рамках которой осуществляется исполнительская деятельность. Субъекты, осуществляющие государственную деятельность, являются органами государственного управления. Специфической особенностью органов государственной власти является осуществление задач и функций государства, наделение особыми полномочиями. К таким полномочиям относятся права по изданию юридических актов от имени государства, применение мер по реализации юридических актов.