История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:29, реферат

Краткое описание

Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
История экономических учений является составной частью истории экономической мысли — более широкого понятия, включающего не только теоретические взгляды, но и такие смежные области, как история налогов, денег, финансов, домоводства, форм управления, правовых норм хозяйственной деятельности. Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств.

Вложенные файлы: 1 файл

История экономики.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного. При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена. Он считал, что все вещи принадлежат богу, а человек может ими только пользоваться. Тем не менее, для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность (частное пользование) необходима.

      Богатство делится  на естественное (плоды земли  и ремесла) и искусственное (золото и серебро). Жизнь без обменов невозможна, но за вещь должна быть назначена «справедливая цена». Земельная рента оправдана, поскольку эта часть продукта производится силами природы

Следуй Аристотелю, Фома Аквинский  считал, что «деньги не могут порождать деньги», т.е. процента. Взимание процента он сравнивал с желанием продать и вино, и, вдобавок, право пить (за отдельную плату) это вино.

     На самом же деле  Ф. Аквинский, учитывая реалии  своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций  внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако если последние придерживалась принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисгы, подразделяя  труд на умственный и физический виды, исходили и божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям».

Двойственную и компромиссную  позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.

 

Ж. Кальвин (1509 — 1546). Его писания стали предвестником экономических воззрений Нового времени. Несмотря на их отчетливую религиозную форму, они имели вполне конкретное экономическое содержание. Миром правит божественное предопределение (одним Бог предопределил к вечному блаженству, других к вечным мукам), однако каждый человек, не зная этого, должен думать, что именно он — божий избранник, и доказывать свою избранность всей своей деятельностью. Свидетельством этому служит денежный успех. Человек должен быть бережливым, расчетливым, деятельным и честным — это его моральный долг перед Богом.

    Доктрина Кальвина (вообще, протестантизма) помогла становлению духа предприимчивости и бережливости в Голландии и Англии, а затем в США. Ссудный процент стал считаться нормальным явлением, а стремление к богатству — естественным для человека. Законы должны разрешать каждому человеку употреблять свои способности и состояние гак, как он считает нужным. Частная собственность и частная жизнь человека священны и неприкосновенны

    Вместо прежнего тезиса  «не обманешь - не продашь» пришло  осознание того, что обман затрудняет  систематическую торговлю большими  количествами товаров. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральному оправданию процента. Широкое распространение получает «венецианский счет», т. е. бухгалтерия, регулярно сопоставляющая все доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и банковского дела.

    Когда в Европе появились  национальные государства и успехи в развитии торговли привели к повышенному спросу на золото и серебро, появилось большое чисто трактатов о деньгах и их роли в хозяйственной жизни. Так, великий естествоиспытатель Николай Коперник в работе «О способе чеканки монеты» указывал четыре причины упадка государств: раздоры, смертность, не плодородие земли и обесценение денег. Он предупреждает, что обесценившиеся деньги ведут к сокращению торговли и удорожанию жизненных средств.

 

Первые экономические  школы: меркантилизм и физиократия

Заслуга первых представителей экономических  школ состоит не в том, что они  нашли исчерпывающий ответ на вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему - значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

 Первые камни в фундамент  новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты и физиократы.

Меркантилисты - от итал. merkante - купец, торговец Меркантилизм - это достаточно разнородная система взглядов, в основе которых лежит положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста, умножения национального богатства.

 Физиократия (от гр. physis — природа + kratos — власть) в буквальном переводе означает «власть природы». Физиократы считали, что увеличение богатства происходит лишь в сельском хозяйстве благодаря природному фактору, ибо только здесь произрастает материальная основа всех потребительских благ.

Как отмечали французские историки, меркантилисту страна представлялась в образе богатого купца наподобие амстердамского. Амстердам к тому времени превратился в главный торговый центр Европы — на его рынках ежедневно скапливалось до 2,5 тыс. судов. Для физиократов же страна была воплощением сельского дворянина, живущего на своей земле и плодами этой земли.

Не все авторы признают за меркантилистами  право называться «школой». Говорят, что меркантилизм — это главным образом или почти исключительно сфера экономической политики, политики проводимой странами с сильной централизованной властью в целях защиты национальной экономики.

Но меркантилизм не только политика. Меркантилисты внесли несомненный вклад в теорию международной торговли, раскрыли содержание ряда категорий, вошедших арсенал экономической науки. Можно утверждать, что меркантилизм — это и экономическая концепция, и сфера экономической политики, возникшая в XVI в., в эпоху великих географических открытий, интенсивного развития торгового капитала. Сам термин употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (в свое время политика накопления золота и серебра, основы богатства государства и нации) и как теоретическое обоснование этой политики (система взглядов, обозначившая этап в истории экономических учений).

 

Меркантилизм – первая теоретическая школа периода  зарождения рыночных отношений.

Предмет и метод изучения меркантилистов

Вытеснение натурального хозяйства  рыночными экономическими отношениями произошло на протяжении значительного промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как периодом (эпохой) меркантилизма. Широко распространена в экономической литературе и характеристика этого времени К. Марксом, назвавшим его периодом «первоначального накопления капитала». Кроме того, в марксистском толковании меркантилизм — это, прежде всего один из последовавших за великими географическими открытиями моментов в процессе перехода от феодализма к капитализму.

      Между тем практически  все экономисты современности  единодушны как в том, что меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально-экономической сфере, так и в том, что благодаря меркантилизму пришло понимание сдерживающих признаков научно-технического прогресса в доиндустриальной экономике. Латинские («mercari» — торговать), англо-французские («mercantile»— торговый) и итальянские («mercantile» — торговец, купец) корни в слове «меркантилизм», конечно же, не дают полного представления о сути меркантилистской системы, «принципы» научного мировоззрения которой господствовали на протяжении XV1-XVIII столетий.

В частности, идеологи меркантилизма  были убеждены, то только деньги (золотые и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства. Приумножение богатства, полагали они, требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли и того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Наряду с этим из-за отсутствия должных теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения (предложения рабочей силы).

       По меркантилистской  концепции достижение активного  торгового баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Причем не только меркантилисты, но и подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, в монархию, и были весьма далеки от истинных принципов демократии.

К сказанному следует прибавить, что  даже более 100 лет спустя после выхода в свет в 1664 г. книги английского  меркантилиста Томаса Мена («Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства»), т.е. когда уже появилось «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) великого Адама Смита и были опубликованы произведения крупнейших физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго, — еще тогда во Франции, например, сохранялись такие средневековые «традиции», как ремесленные цехи и феодальные привилегии (отменены в 1790 г.), а в Англии — Статут о ремесленниках и елизаветинский Закон о бедных (отменены соответственно в 1813—1814 и 1834 гг.).                   Другими словами, меркантилисты, ратуя за всеобщую коммерциализацию национального хозяйства, все же сдерживали этот процесс в отношении таких основных факторов производства, как труд и земля, без чего едва ли вообще возможна независимая рыночная экономическая система.

     Характеризуя систему меркантилистов как систему практически политики, И. Кондратьев и другие современные экономисты, прежде всего, имеют в виду то обстоятельство, что промышленное производство в тот период контролировалось главным образом торговым капиталом, т.е. купцами. Благодаря последним эта сфера стала развиваться на коммерческой основе, и ее масштабы вышли далеко за пределы городов. Объяснялось это тем, что вплоть до конца XVIII в. преимущественно надомное производство не имело дорогого оборудования и поэтому, подключаясь к сфере промышленной деятельности, хорошо знавшие конъюнктуру рынка купцы мало чем рисковали, превратив ее в конечном счете, в некий придаток торговли.

Как очевидно, меркантилисты хотя и не согласовывали между собой  ни принципы, ни общий аналитический инструментарий, но тем не менее на протяжении трех столетий придерживались общих «принципов» научного мировоззрения. Бот как лаконично в шести тезисах сформулировал их (принципы) М. Блауг:

1) золото и сокровища любого  рода как выражение сути богатства

2) регулирование внешней торговли  с целью обеспечения притока  в страну золота и серебра;

3) поддержка промышленности путем  импорта дешевого сырья;

4) протекционистские тарифы на  импортируемые промышленные товары;

5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

6) рост населения для поддержания  низкого уровня заработной платы.               

Итак, в ситуации до индустриальной экономики меркантилистам не приходилось  сталкиваться с проблемами регулярной занятости рабочей силы, организации  неизвестного тогда еще фабрично-заводского производства. Основными их требованиями неизменно оставались превышение экспорта над импортом, стимулирование вывоза из страны капитала и ввоза в нее золота и роскоши из-за рубежа, недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций.

     Однако подобного  рода теоретические установки,  основанные на протекционистских  настроениях в области государственного  регулирования внешней торговли, наивное отождествление денег  и богатства, всемерное одобрение  общественных работ и другие постулаты меркантилистов, в самом деле располагают к нелепым с позиции сегодняшней экономической науки выводам об «обязанности» государства обеспечивать население рабочими местами, придерживаться политики «разори соседа» ради обогащения собственного

народа и т.п.

     Таким образом, меркантилизм  как первая школа экономической мысли периода зарождающихся рыночных экономических отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводится к тому, что меркантилисты:

Информация о работе История экономических учений