Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:07, реферат
Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.
Реферат
История экономических учений
Шишканова Н.А.
Реферат: История экономических учений Название: История экономических учений
Некоторые экономисты считают
излишним обращаться к теориям и
взглядам прошлого. Но таких немного.
Но основная масса считает, что необходимо
знакомиться с историей возникновения
и развития экономической мысли,
с теоретическими разработками и
концепциями, создававшимися и имевшими
хождение еще сто, двести и более
лет тому назад. Во-первых, история
экономических учений представляет
собой как бы ступени познания
экономической науки. Знакомство с
ней помогает понять внутреннюю логику,
взаимосвязь экономических
Изучение истории
Во-вторых, знакомство с различными
школами и направлениями в
экономической науке позволяет
полнее уяснить взаимосвязь
В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.
2. Предмет и метод,
методология истории
Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Это значит, что данная дисциплина изучает ход эволюции экономической мыли со времен её появления до настоящего времени. Методом истории экономических учений является метод материалистической диалектики. Это значит, что экономические идеи и теории изучаются в процессе их исторического развития, они отражают интересы тех или иных классов. Для того чтобы правильно подходить к оценке экономических учений, необходимо «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь». Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов. Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов. Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа. Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнении теорий как друг с другим, так и действительностью с другом, так и с действительностью с помощью чего можно увидеть достижения той ил иной теории или ее специфичность.
3. Экономическая мысль Древнего Востока
В странах Древнего Востока,
экономическая жизнь имела
страны. Он был сторонником патриархально-семейных отношений. Он считал, что образованный правитель (отец народов) способен создать систему равномерного распределения блага в государстве. Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 – 3 веке до н.э. появиляются оппоненты – пегисты. Пегизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм. Основоположник – Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества. Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации.
4. Экономическая мысль Средневековой Европы. Августин. Ф.Аквинский
В социально-экономическом
отношении период средневековья
совпадает с феодальной системой
(превращение свободных
5. Экономические идеи Античного мира. Аристотель
Наиболее глубоко и
полно экономическая мысль
6. Средневековая экономическая
мысль арабского Востока. Ибн-
Экономические представления
арабов связаны с изменениями
в аравийском обществе. В Аравии
феодальные отношения возникли
в результате разложения
7. Меркантилизм: особенности и этапы развития
В период позднего средневековья
натуральное хозяйство уходило
на 2ой план, а на 1ый план выходили товарно-денежные
отношения. Богатством являлась не совокупность
натуральных продуктов, а деньги.
Развитие товарно-денежных отношений
подготовило возникновение
8. Экономически взгляды У.Петти
Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был Уильям Петти. Он придерживался меркантилизму. В начале своей теоретической деятельности был сторонником государственного влияния на экономику. 1ая работа «разная деньга», в которой он делал выводы о том, что богатство страны не определяется количеством золота. Забота о пополнении денег -- забота государства. Петти считал, что основная часть населения должна заниматься производством, а не торговлей. Он считал, что большое значение в создании национального продукта принадлежит ремеслу и земледельцу – трактат «о налогах и сборах». Важнейшим отправным пунктом в экономической теории Петти явилось учение о стоимости. Считал что она связана с ценой на рынке. Политическая цена товара – рыночная цена. Цена определяется стоимостью. Стоимость – затраты труда. В основу цены земли он положил величину ренты (рента также зависела ещё и от степени отдалённости земли от рынка). З/П определял ценой труда. Выделил и ссудный процент, как доход собственника денежного капитала. Уделил внимание национальному доходу и предложил метод его исчисления.
9. Роль П. Буагильбера в формировании классической политической экономии.
Родоначальником классической политической экономии во Франции был Пьер Лапезан де Буагильбер (1646-1714). Франция отставала от Англии. До конца ХVIII в. Франция оставалась феодальным государством, в котором официальной государственной политикой являлся меркантилизм. Буагильбер, в отличие от У. Петти, с первых шагов своей теоретической деятельности занял враждебную позицию по отношению к меркантилизму. Экономическую политику кольбертизма (Мин.фин. Кольбер) он считал главной причиной упадка народного хозяйства Франции. Он выступил в защиту интересов сельского хозяйства. Уделял он внимание налоговой политики, выступал за реформирование налоговой системы. Буагильбер признавал, что экономика развивается по естественным законам. Он также отрицал неразумное вмешательство государства в экономическую жизнь, требовал свободы торговли. Возражая меркантилистам, Буагильбер объявлял не деньги, а материальные блага, создаваемые в процессе производства, основой которого он считал сельское хозяйство. Особая заслуга Буагильбера - положил начало разработке теории трудовой стоимости. Он различал рыночную цену товара и его "истинную стоимость", которая определяется затратами труда, а мерой стоимости является рабочее время. Определяя стоимость затратами труда Буагильбер считал закон стоимости вечным законом природы. Он обращал внимание только на вещественную сторону богатства, на потребление. Он выступил против меркантилистского обожествления денег. В деньгах он видел основное зло, поскольку они нарушают обмен товаров по их истинной стоимости. Он признавал только одну функцию денег – средства обращения. Он сделал вывод, что металлические деньги могут быть заменены бумажными.
10. Экономическое учение физиократов (Кенэ,Тюрго)
Физиократизм – др.гр. "власть природы". Сторонники данной школы считали, что определяющая роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству. Этому учению были присущи определенные особенности: а)признание сельского хозяйства в качестве единственной сферы, где создается богатство; б) признание источником стоимости только труда, затраченного в земледелии; в)объявление земельной ренты в качестве единственной формы прибавочного продукта. “Lesser feire, lesser passer”. Школа физиократов ("экономистов") сложилась в 50-70 годах ХVIII в. Основоположник - Франсуа Кенэ, продолжил Анн Робер Жак Тюрго. Учение Кенэ - учение о "чистом продукте", под которым подразумевался прибавочный продукт. Под "чистым продуктом" он понимал избыток продукции, полученный в земледелии, над издержками производства. Создается он только в сельском хозяйстве, поскольку здесь действуют силы природы. Он выделил в составе общества три класса: а) производительный класс; б) класс собственников земли, которые не создают прибавочный продукт, но потребляет его; в) непроизводительный класс, не участвующий в создании прибавочного продукта. У него капитал-это средства производства, применяемые в земледелии. Кенэ разделил капитал на основной и оборотный. Тюрго, разделяя взгляды Кенэ. Деньги рассматриваются Тюрго в качестве одного из товаров в товарном мире. Серьезное внимание уделял Тюрго исследованию природы происхождения ссудного (денежного) процента. Выделял так же 3 класса, только первые 2 – это предприниматели и рабочие.