Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:58, курсовая работа
Актуальность темы исследования связана с тем, что оптимальное решение экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных и региональных органов. Эффективность деятельности регионального органа напрямую зависит от эффективности организации работы с кадрами региональных служащих. Структурная перестройка экономики муниципального образования невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения территориальных структур. В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления и местного самоуправления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения.
Введение 3
1. Понятие и объект кадровой политики. 4
2. Основы кадровой политики. Классификация кадров. 7
3. Основы разработки кадровой политики и кадровой стратегии на региональном уровне. 9
Заключение 18
Список литературы
Управление человеческими
По содержанию кадровая политика охватывает такие проблемы:
● целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных работников, непрерывное повышение их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное воспитание кадров;
●
распределение и
● рациональное использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности, развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности трудом;
● организация кадровой и социальной работы, контроль за деятельностью кадров формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами.
Таким образом, кадровая политика как система управления человеческими ресурсами региона включает в себя ряд основных направлений:
Демографическая политика – часть кадровой политики государства, направленная на управление процессами демографического развития страны и ее отдельных регионов, т.е. воспроизводством и миграцией населения по территории страны.
●
Политика в области образования
– часть кадровой политики, целью
которой является всестороннее развитие
человека, его умственных и физических
способностей, воспитание высоких нравственных
качеств, формирование граждан, способных
к сознательному общественному
и профессиональному выбору, обогащение
на этой основе кадрового потенциала
страны, обеспечение народного
●
Политика в области занятости
– часть общегосударственной
кадровой политики, связанная с обеспечением
трудоспособного населения
● Политика в области труда и заработной платы – часть кадровой политики, связанная с осуществлением контроля за мерой труда и потребления материальных и духовных благ, регулированием трудовых отношений и оплаты труда, его материальным стимулированием, состоянием и укреплением трудовой и производственной дисциплины, характером и условиями труда, его содержанием и др.
● Социальная политика – часть кадровой политики, направленная на создание благоприятных условий для наиболее полного развития человека, его личностного потенциала за счет всемерного улучшения труда и быта людей, организации здравоохранения, торгового и бытового обслуживания населения, развития жилищно-коммунального хозяйства, организации социального обеспечения, развития культуры и искусства, поднятия уровня жизни и др.
Региональная кадровая политика базируется на территориальном и отраслевом разделении общественного труда, сущность которого состоит в закреплении определенных отраслей производства за определенными районами страны. Это обусловлено наличием в пределах конкретного региона соответствующих природных ресурсов, демографических, климатических, национальных, культурных и других особенностей.
Региональная
кадровая политика представлена на государственном
и местном уровнях
Формирование, развитие и использование кадров в условиях региона основывается на действии тех же экономических и социальных законов, что и в масштабе всего государства. Однако особенность регионального управления кадрами заключается в том, что этот процесс носит незавершенный характер, обусловленный межрегиональной и межотраслевой миграцией кадров. В результате этой миграции часть кадров, подготовленных в одном регионе (отрасли), используется в другом, что в определенной мере осложняет взаимоувязку плановых показателей развития кадров, отражающих все его фазы.
Региональная кадровая политика представляет собой специфическую форму сочетания отраслевого и территориального управления, основными задачами которого являются обеспечение населения региона рабочими местами, удовлетворение отраслевой кадровой потребности, дополнительной потребности в кадрах предприятий инфраструктуры региона, рациональное распределение кадров по сферам деятельности и отраслям, обеспечение высокой эффективности их использования на предприятиях и в организациях региона. В этой связи важной проблемой региональной кадровой политики является совершенствование методов определения оптимальной потребности в кадрах соответствующего уровня квалификации в целом по региону.
При
расчете потребности региона
в квалифицированных кадрах следует
различать общую и
Общая потребность региона в квалифицированных кадрах получается суммированием текущей потребности (количеством рабочих мест и должностей) и дополнительной. Формирование перспективной кадровой потребности региона должно осуществляться с учетом прогнозов развития хозяйственного комплекса региона в целом и выявления особенностей развития каждой конкретной отрасли, входящей в состав региона.
Расчет
общей потребности региона в
квалифицированных кадрах на перспективу
следует производить раздельно
по специалистам и рабочим, но с учетом
комплексного подхода, обоснованного
выделения каждой категории работающих
из общей численности. Для определения
потребности в рабочих в
Наряду
с общей, важное значение имеет определение
дополнительной потребности региона
в кадрах, которая определяется как
разность между общей потребностью
в кадрах на конец планового периода
и фактическим наличием их на начало
планового периода, а также с
учетом их убыли в плановом периоде
по различным причинам. Обоснование
необходимой дополнительной потребности
региона в квалифицированных
кадрах должно осуществляться также
раздельно по квалифицированным
рабочим и специалистам.
Рис.
2. Формирование общей и дополнительной
потребности региона в
При
расчете дополнительной потребности
в рабочих следует учитывать
потребность на прирост (убыль) численности
и на замену выбывающих в связи
с окончанием срока договора или
выполнением работ, уходящим на учебу
с отрывом от производства, в Вооруженные
Силы, на пенсию и др. Необходимо также
учитывать потребность для
Всю систему региональных нормативов, используемых при разработке региональной кадровой политики, можно условно разделить на две основные группы: первая группа – позволяет определить перспективу в формировании и подготовке кадров, вторая группа – ориентиры, характеризующие распределение и использование кадров.
К нормативным документам, отражающим фазу формирования и подготовки кадров, следует отнести следующие: квалификационные характеристики специалистов по основным группам специальностей и профессий на пятилетний и долгосрочный (20 лет) период; нормативы численности рабочих и служащих по отраслям производственной и непроизводственной сфер с учетом специфики региона; нормативы насыщенности специалистами отраслей региона; региональные нормативы численности рабочих и служащих; нормативы, характеризующие организацию учебно-воспитательного процесса (перечни специальностей и профессий, учебные планы и программы обучения, нормативы нагрузки преподавателей и т.д.).
Система нормативных документов, используемых при разработке показателей на стадиях распределения и использования кадров, включает: типовые структуры управления отраслей и типовые штаты; типовые номенклатуры должностей, замещаемые специалистами; паспорта организаций, предприятий с обоснованием кадрового потенциала; нормативы соотношений между рабочими кадрами и специалистами и др.
Работа по созданию и уточнению названных нормативных документов достаточно трудоемкая и требует участия значительного количества организаций и учреждений. Так, квалификационные характеристики в соответствии с профилем подготавливаемых специалистов разрабатывают высшие учебные заведения. Номенклатуры должностей разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами (они представляют собой перечень тех должностей на предприятиях и в организациях, которые должны замещаться дипломированными специалистами, с указанием специальности и уровня образования; в них устанавливаются обоснованные соотношения между специалистами с различным уровнем высшего образования).
Использование номенклатуры должностей позволяет: а) достаточно точно определить общую потребность в специалистах на перспективу; б) установить норматив насыщенности специалистами конкретной отрасли (как отношение числа должностей, замещаемых специалистами, к плановой численности работающих); в) выявить эффективность использования специалистов.
Таким
образом, региональная кадровая политика
представлена на государственном и
местных уровнях
Сегодня, при бурном развитии новых технологий все большую значимость приобретает обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Своевременное комплектование нужными кадрами становится невозможным без разработки и реализации кадровой стратегии и политики.
Следует отметить, что решение важнейших задач кадровой политики, таких как отбор, подготовка, оплата и правильное использование персонала, в современных условиях невозможно в рамках традиционной работы с персоналом. В связи с этим, в рамках изменившихся условий менеджмента возникла новая концепция «стратегический менеджмент персонала», которая предполагает управление коллективом предприятия, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах развития организации и ее окружения.
В целом кадровую стратегия определяется как разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Ряд авторов считает, что следует различать два типа стратегии: в узком смысле и в широком смысле слова. Стратегия в узком смысле определяет направленность действий на определенный период, например стратегия выживания или стратегия снижения затрат. В широком смысле стратегия – генеральная программа действий и распределения ресурсов для достижения миссии и достижения целей регионов.
Практика разработки кадровой стратегии предприятия такова:
Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит свое отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация кадровой стратегии и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане – документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.)