Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:47, доклад
В зависимости от специфики продаваемых товаров магазины делятся на специализированные и универсальные. Специализированные торговые предприятия реализуют ограниченный круг товаров одной или нескольких товарных групп. По такой схеме работают, например, мебельные, обувные, ювелирные магазины, кондитерские и булочные и т. д. Универсальные магазины (продовольственные и непродовольственные) предлагают покупателям более широкий круг товаров разного назначения.
Какие бывают магазины
В зависимости от специфики продаваемых товаров магазины делятся на специализированные и универсальные. Специализированные торговые предприятия реализуют ограниченный круг товаров одной или нескольких товарных групп. По такой схеме работают, например, мебельные, обувные, ювелирные магазины, кондитерские и булочные и т. д. Универсальные магазины (продовольственные и непродовольственные) предлагают покупателям более широкий круг товаров разного назначения.
Помимо этого магазины различаются по способу организации торговли -- доступу потребителей к товарам, к системе оплаты и т. п. Каждый вариант имеет плюсы и минусы для потребителя. Рассмотрим основные из них.
Продажа товаров в магазине самообслуживания. Потребитель имеет свободный доступ к товару: может его рассмотреть, потрогать, самостоятельно выбрать нужный, сложить покупки в корзину, а затем подойти к кассе и расплатиться за все сразу. Такие магазины часто называют супермаркетами или гипермаркетами. Они, как правило, оснащены современным оборудованием и предлагают широкий ассортимент товаров.
Чем самообслуживание удобно для потребителей? Безусловно, такая форма торговли позволяет выбирать товары не торопясь, осмысленно. У покупателя есть возможность внимательно изучить информацию на упаковке, сравнить цены на аналогичные товары. Чтобы оплатить покупки, достаточно подойти к любой кассе и пробить сразу чеки за хлеб и молоко, шоколадку и корм для кошки, а не стоять в очередях в каждый отдел. Налицо существенная экономия времени.
Однако у этой формы торговли есть и минусы. Так что, отправляясь в магазин самообслуживания, потребитель должен их учитывать.
Во-первых, нужно понимать: вся эта система нацелена на то, чтобы вы купили как можно больше товаров. Именно в таких магазинах возрастает число импульсных (незапланированных) покупок. Они совершаются под воздействием красивой упаковки, удачного расположения на полках, рекламного предложения о скидках и т. д. Поэтому нет ничего удивительного, что, зайдя в супермаркет за макаронами, человек выходит из него с полной сумкой. Собираясь в такой магазин, составьте список того, что вам нужно купить, и постарайтесь его придерживаться -- это поможет избежать ненужных трат.
Во-вторых, цены во многих российских магазинах самообслуживания не ниже, а порой намного выше, чем в других магазинах.
Тогда как во всем мире наоборот! Это объясняется тем, что в цену товаров заложены издержки, которые магазин несет из-за краж. Так что за удобство и возможность не спеша выбрать товар, придется приплачивать.
В-третьих, когда вы покупаете много товаров сразу (а это нормальная ситуация для магазина самообслуживания), вам сложно подсчитать, сколько стоит каждая покупка. Поэтому всегда берите у продавца чек и не ленитесь проверять, сходятся ли цифры на упаковке товара (или на ценнике в зале) с теми, которые указаны в чеке. Если вы нашли расхождения, скажите об этом кассиру. Если же в этом магазине чеки не выдают, а сбрасывают в коробку, поищите другой магазин. Велика вероятность, что вас обсчитывают. И помните, современный интерьер магазина еще не гарантия добросовестности и добропорядочности продавцов.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первый магазин самообслуживания открыл Кларенс Сондерс в 1915 г. в Мемфисе (США). Это был первый магазин системы оптовой торговли «Cash and carry» -- «плати наличными и неси». Минимальная реализуемая партия -- одна упаковка. По истечении некоторого срока этот же предприниматель открыл аналогичный магазин розничной торговли под названием «Piggly Wiggly».
Успех этой формы продажи товаров был очевиден. Но, увы, в магазинах самообслуживания было слишком много краж. Свободный доступ к товарам и отсутствие контроля со стороны продавцов провоцировали не очень честных граждан на воровство. Чтобы продавцы не несли убытков, возмещая украденное, было решено: 6% стоимости всех товаров списывать «на забывчивость» покупателей. Шло время, продавцы определили самые опасные с точки зрения краж места в торговом зале, продумали планировку, расстановку касс и в результате снизили сумму, списываемую «на забывчивость», до 1%.
В СССР первый магазин самообслуживания открылся в 1954 г. Это была булочная в Ленинграде. В 1971 г. появился первый универсам (советский аналог американского супермаркета).
С началом экономических реформ самообслуживания в торговле практически не стало -- дороговизна украденных товаров наносила магазину слишком большие убытки. Однако со временем российские предприниматели поняли, насколько выгодна такая форма организации торговли, и вернулись к хорошо забытым магазинам самообслуживания. Только раньше они назывались универсамами, а теперь превратились в супермаркеты.
Сегодня во многих больших городах успешно работают и магазины по системе «Cash and carry», принадлежащие той или иной торговой сети.
Но в супермаркете потребитель может столкнуться с целым рядом проблем.
Проблема 1. Может ли супермаркет запрещать вход с собаками, мороженым, колясками, на роликовых коньках и др.?
Магазин может устанавливать любые ограничения, если они приняты в интересах обеспечения безопасности покупателей. Вряд ли кто-то будет возражать против запрета входить в торговый зал с мороженым, потому что мороженое, подтаяв, может испачкать пол или одежду других покупателей. К тому же подобный запрет не лишает потенциального покупателя возможности зайти в магазин и сделать покупку. Надо лишь доесть мороженое за пределами торгового зала.
Другое дело -- покупатели с детскими колясками или инвалиды, передвигающиеся на колясках. Устанавливая запрет, который непреодолим для покупателя, супермаркет фактически отказывает ему в праве на покупку. Понятно, что инвалид не может передвигаться без коляски, а мать не оставит ребенка без присмотра. Это недопустимо, даже если такое правило магазин оправдывает интересами безопасности других покупателей, например, ссылается на недостаток торговых площадей или невозможность передвижения по торговому залу на коляске. Чтобы не нарушать права потребителей, магазин обязан обеспечить покупателю возможность сделать покупку. Например, сотрудник магазина мог бы попросить у инвалида список необходимых продуктов и принести их к кассе. Или присмотреть за коляской с ребенком, пока его мама делает покупки в магазине.
Проблема 2.Могут ли сотрудники супермаркета требовать, чтобы покупатель оставил сумки в камере хранения? Имеет ли право охрана или администрация супермаркета обыскивать на выходе покупателя, не сдавшего сумки в камеру хранения?
Супермаркет может требовать, чтобы покупатель оставил сумки за пределами торгового зала лишь в том случае, если магазин несет ответственность за их сохранность. Если вам предлагают оставить вещи в ячейках, знайте: НИКАКОЙ ответственности за их сохранность магазин не несет. Вы оставляете вещи на свой страх и риск, и если их украдут, магазин не обязан возмещать вам причиненный ущерб. Так что вы можете, смело заходить в магазин со своими сумками и рюкзаками. Но если в них уже есть продукты или другие товары, которые можно купить в этом супермаркете, стоит предупредить об этом менеджера.
Обыскивать покупателя и его сумки ни охрана магазина, ни его администрация НЕ МОГУТ. Если же у охраны возникли сомнения в честности покупателя, то для проведения каких-либо процессуальных действий (досмотр, обыск и т.п.) нужно вызвать представителей органов внутренних дел, т. е. милицию.
Проблема 3. Какие «подводные камни» ожидают потребителя в торговом зале?
-- Цена, указанная на ценнике, не соответствует действительности;
-- продажа товара с истекшим (или вот-вот истекающим) сроком годности;
-- махинации с весом: заморозка до обледенения (в этом случае потребитель оплачивает вес не только товара, но и воды), пересортица (в расфасовке могут оказаться товары разных ценовых категорий) и т. п.
Чтобы не попасться на подобные уловки, нужно быть очень внимательным.
Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием (традиционная торговля). Эта форма торговли отличается от самообслуживания тем, что в данном случае покупатель вступает в личный контакт с продавцом. Так организована торговля в ювелирных магазинах; магазинах, торгующих парфюмерно-косметическими товарами, а также в палатках, киосках, павильонах.
В каких случаях эта организация продажи товаров предпочтительнее для покупателей? Прежде всего, тогда, когда вам необходима помощь продавца. Скажем, при покупке новых, еще не известных вам товаров, сложной бытовой техники, электроники.
Основной недостаток такой формы торговли -- большие затраты времени. Чтобы сделать несколько покупок в подобном магазине, придется отстоять очереди в несколько отделов, дожидаясь, пока продавцы в каждом из них обслужат своих покупателей, ответят на их вопросы и т. п.
Продажа товаров с открытой выкладкой -- своего рода комбинация двух предыдущих форм торговли. В таком магазине вы можете подойти к товару, взять его, внимательно изучить, обратиться с вопросами к продавцу, находящемуся в зале, получить консультацию, а затем оплатить товар. Как правило, так устроены магазины, которые продают обувь, одежду, сложную бытовую технику, мебель, книги и т. п.
Удобства этой формы обслуживания для покупателя очевидны. С одной стороны, можно спокойно рассмотреть товар, а с другой -- всегда рядом продавец-консультант, который поможет с выбором. Единственное, что иногда омрачает пребывание в таком магазине, -- излишняя назойливость продавца, предлагающего свою помощь.
Продажа товаров на вещевом рынке или ярмарке внешне похожа на магазинную торговлю с открытой выкладкой. Однако здесь есть серьезные отличия. На рынке товар обычно дешевле, но гарантии качества там вам никто не даст. Кроме того, когда купленный зонтик сломается, юбка вытянется, а сорочка полиняет, вы, скорее всего не найдете продавца на прежнем месте, а, значит, предъявлять претензии будет некому. Так что выбирайте, что для вас важнее -- качество или цена.
К тому же, отправляясь за покупками на вещевой рынок или ярмарку, вы должны понимать, что вероятность карманной кражи там намного выше, чем в магазине. Идя на рынок, не кладите деньги в задние карманы брюк или боковые карманы куртки. Используйте для этого внутренние карманы куртки или пиджака. Расплачиваясь, не демонстрируйте окружающим всю свою наличность.
Где же все-таки лучше делать покупки? Если вы хотите избежать лишних хлопот, старайтесь покупать сложные технические изделия, ювелирные украшения, лекарства в специализированных магазинах. Во-первых, у них, как правило, установлены прямые связи с производителями. Поэтому там вы купите изделие с наибольшим сроком гарантии и полностью адаптированное к российским условиям (если это, например, импортная электроника или бытовая техника). Во-вторых, в специализированных магазинах обычно представлен богатый выбор моделей. В-третьих, в таких магазинах работают продавцы, которые досконально знают товар и помогут сделать оптимальный выбор. В-четвертых, часто крупные специализированные предприятия торговли имеют собственные сервисные центры, куда можно обратиться, если изделие сломается.
Товары повседневного спроса можно покупать там, где вам удобно. Но согласитесь, что в жаркую погоду опасно приобретать скоропортящиеся продукты на необорудованных рынках. Так что не рискуйте.