Капитал,ссудный процент, ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянства, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако. став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою свободность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал названию новому рынку.

Содержание

Тема 1. Рынок труда. Заработная плата.
Вопрос1. Рынок труда и особенности его функционирования.
Вопрос2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы.
Вопрос3. Понятие «безработица», виды и формы. Государственная регулирование безработицы.
Тема 2. Рынок природных ресурсов и их цена
Вопрос1 Рынок природных ресурсов и его специфические особенности.
Вопрос2. Экономическая рента и ее виды.
Вопрос3. Цена земли.
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент.
Вопрос1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала
Вопрос2. Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал
Тема 4. Рынок ценных бума
Вопрос1.. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа
Вопрос 2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг
Вопрос 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Тема 5 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение
Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование
Вопрос 2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода
Вопрос 3. Налоги. Функции налогов, виды, элементы налога. Кривая Лаффера
Вопрос 4. Государственный бюджет.
Вопрос 5.Доходы населения и уровень жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 3 курс летняя сессия - последняя 06122012.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

 

Например, в результате роста денежной массы произошло  увеличение совокупного спроса (AD1 —> AD2)., и краткосрочное равновесие установилось в точке В, где Y>Y*, а уровень цен остался неизменным. Под влиянием высокого уровня спроса увеличивается объем производства, по некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако постепенно начинают расти издержки: при отсутствии достаточного количества свободных ресурсов и росте спроса на них увеличивается их цена, например, растет заработная плата. Это ведет к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С), и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска, но при более высоком уровне цен.

Долгосрочное равновесие устанавливается в точке С. Корректировка  цен в ответ на колебания AD происходит постепенно, тогда как приспособление объема выпуска и занятости к  новым условиям осуществляется гораздо быстрее. Эмпирические факты подтверждают, что, независимо от причин, вызвавших изменение совокупного спроса и отклонение от исходного равновесия, в долгосрочном периоде экономика путем саморегуляции возвращается к уровню потенциала, заданного имеющимся количеством факторов производства и технологией.

В условиях неполной занятости  факторов рост совокупного спроса может  длительное время стимулировать  увеличение совокупного предложения, вплоть до достижения потенциального уровня выпуска. Дальнейшее увеличение совокупного спроса приведет к последствиям, описанным выше (рисунок 4)

Заметим, что в случае сокращения совокупного спроса (уменьшение предложения денег, падение государственных  расходов, увеличение налогов и т.д.) кривая AD сдвигается влево, показывая снижение выпуска в краткосрочном периоде при относительной устойчивости цен. В дальнейшем корректировка цен в сторону понижения

 

 

Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение

 
Вопрос1. Макроэкономическое регулирование

 

Макроэкономическое регулирование — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.

В отличие от частного регулирования, напр. регулирования деятельности естественных монополий, макроэкономическое регулирование обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка.

Как всякое регулирование, макроэкономическое регулирование предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида:

  • регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории);
  • регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).

Соответственно  в первом случае, обнаружив отклонение тех или иных макроэкономических показателей от намеченных на определенный период ориентиров (программы, плана, прогноза и пр.), государство принимает меры для исправления ситуации. Напр., при спаде производства более глубоком, чем предполагалось, возможны следующие меры: снижение налогов на производителей в целом или только на инвестиции, привлечение иностранных кредитов, приватизация слабых предприятий для передачи их более эффективным собственникам, стимулирование спроса на продукцию и другие варианты макроэкономического регулирования. Во втором случае можно установить, скажем, в перспективном плане определенный критический уровень безработицы, грозящий социальным взрывом, и при приближении к этому показателю принять срочные меры для повышения занятости (ввести поощрение предпринимателей за открытие новых рабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и т. п.).

В моделях экономической  политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы.

Среди основных инструментов макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики:

  • средства денежной политики (ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг);
  • средства фискальной политики (прямое и косвенное налогообложение, управление бюджетным дефицитом);
  • средства политики обменного курса валюты (система обменного курса — плавающего или фиксированного, курс обмена валюты).

 

Главной целью макроэкономического регулирования является экономическая стабильность, устойчивость развития Осознание необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ.


Наиболее распространен  среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования  экономики так называемый «магический четырехугольник» (рис.7), т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие.


 


 

 

               Рис7. «Магический четырехугольник»

Рассмотрим цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными  для государственного регулирования  экономики развитых стран.

Стабильный  экономический рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

Стабильность  цен. Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.

Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

Данные цели осуществляются с помощью следующих инструментов:

  • Проведение эффективной денежно-кредитной политики (регулирование учётной ставки банковского процента, осуществление контроля за коммерческими банками, регулирование рынка ценных бумаг, регулирование валютных курсов).
  • Проведение эффективной фискальной политики (регулирование правительственных расходов и доходов, регулирование системы налогообложения).
  • Проведение эффективной внешне-экономической и таможенной политики (регулирование таможенных пошлин, тарифов и квот, регулирование торгового и платёжного баланса страны).
  • Регулирование доходов субъектов (контроль и регулирование доходов хозяйственных субъектов и домашних хозяйств, ограничение заработной платы).

Одним из направлений  государственного регулирования является фискальная политика.

Фискальная  политика представляет собой совокупность всех мероприятий по регулированию расходов и доходов государства для достижения стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.

Фискальная  политика предусматривает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности в решении различных социальных задач.

В зависимости от механизмов реагирования различают следующие виды фиксильной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую, или политику встроенных стабилизаторов). Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное целенаправленное изменение в области государственных расходов и налогообложении с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорения экономического роста.

 

Вопрос 2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода

 

Национальный доход – исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством).

Национальный  доход складывается из:

    • заработной платы рабочих и служащих;
    • дополнительных выплат;
    • рентных доходов владельцев собственности;
    • чистого процента по потребительским кредитам;
    • прибылей корпораций;
    • чистого дохода собственников.

Национальный доход - это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.

Национальный доход определяется по формулам:

НД = ВВП — амортизация, налоги и непроизводственные расходы

НД = ЧНП — чистые косвенные налоги на бизнес

С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты. Национальный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны.

Существуют и  другие предложения по расчету НД и ЧНД. За базу берут ВНП, произведенный на территории страны. Можно рассчитать и прямым подсчетом доходов резидентов, однако это трудоемкий процесс.

В макроэкономике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВНП (ВВП). К ним относятся: чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.

Уровень экономического развития общества и его благосостояния могут отражать различные показатели. Особое значение среди них, несомненно, принадлежит годовому показателю объема произведенной продукции, т.е. товаров и услуг. Для этого используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который определяется как общая, или совокупная, рыночная стоимость полного объема конечного производства товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за один год, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

Следующим макроэкономическим показателем является валовой национальный продукт (ВНП) он определяется как - рыночная стоимость всего объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран.

Помимо ВВП и ВНП  существует ряд других важных показателей  дохода и продукта. Показатель ВНП  не дает точного представления об объеме продукции, произведенной за год, так как в него входят и амортизационные расходы, необходимые для возмещения потребленного капитала (изношенных машин и оборудования). Поэтому в экономике используется показатель чистого национального продукта (ЧНП), который определяется вычитанием из ВНП отчислений на потребленный капитал (амортизационные отчисления).

ЧНП = ВНП - амортизационный  отчисления.

Национальный доход  выплачивается производителями  поставщикам факторов производства или ресурсов. Среди них главную роль играют трудовые ресурсы, за которые население получает доход в виде заработной платы. Другими составляющими НД являются доходы, получаемые в виде процентов за капитал, ренту и прибыль. Таким образом, с точки зрения населения, НД представляет собой совокупный доход, получаемый поставщиками ресурсов от участия в текущем производстве. Таким образом, чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года, следует вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес.

Информация о работе Капитал,ссудный процент, ценные бумаги