Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:35, реферат
Глобализация информационных процессов, а также современной экономики, насыщенность ее новыми информационно-телекоммуникационными технологиями, информатизация таких жизненно важных сфер деятельности общества, как связь, энергетика, транспорт, системы хранения газа и нефти, финансовая и банковская системы, водоснабжение, оборона и национальная безопасность, открыла не только доселе новые, невиданные, впечатляющие возможности для прогрессивного развития человечества, но и вызвала одновременно ряд качественно новых глобальных угроз. С каждым годом использование информационных технологий охватывает все новые сферы жизнедеятельности.
Введение 3
Что такое кибертерроризм 4
Проявление кибертерроризма и его отличия от терроризма 7
Кто и почему совершает акты кибертеррора 12
. Направления актов кибертерроризма 16
3.2. Воздействие кибертерроризма на международную информационную
безопасность 18
Меры профилактики и борьбы с кибертерроризмом 20
Заключение 29
Список использованной литературы
Следует выделить первые три цели, так как они взаимосвязаны и едва ли могут рассматриваться отдельно. Физические компоненты инфраструктуры представляют собой комплекс аппаратных средств (оборудования) и программного обеспечения, работающий по согласованным и унифицированным стандартам. Таким образом, эти объекты можно рассматривать как своего рода служебную структуру, обеспечивающую работоспособность всей информационной структуры. Мишенями кибертерррристов могут стать как гражданские, так и военные объекты.
Возможность захвата систем управления военными спутниками, наведения и запуска ракет, а также комплексами противовоздушной обороны уже давно существует. Примером может служить вывод из строя комплексов противовоздушной обороны Ирака во время операции «Буря в пустыне». Закладки, заложенные в комплексах противовоздушной обороны, стоявших на вооружении Ирака и купленных в основном в Европе, блокировали нормальную работу систем, и американские воздушные силы смогли практически беспрепятственно проникнуть в воздушное пространство этой ближневосточной страны.
Целью кибертеррористов может стать как выведение из строя информационных систем, так и разрушение объектов информационных систем
Выведение из строя информационных систем характеризуется прежде всего тем, что именно такие атаки наиболее распространены. Они направлены на выведение из строя отдельных интернет-служб или переадресацию информации. Такие кампании осуществляются чаще всего так называемыми временными кибертеррористами — частными лицами, не связанными напрямую с террористическими группами, однако разделяющими их идеи.
Еще одна цель кибертеррористических атак — разрушение объектов информационных систем. Это может привести к уничтожению информационных ресурсов и линий коммуникаций либо к физическому уничтожению структур, в которые включаются информационные системы. Если же системы задействованы в критических инфраструктурах, то при наихудшем развитии событий сетевые информационные атаки могут привести к столь же масштабным последствиям с жертвами, что и традиционные акты терроризма.
Информация, играющая решающую роль в функционировании как государственной власти, так и общественных институтов, становится самым слабым звеном национальной инфраструктуры государства на современном этапе развития, поэтому проблема международного терроризма приобретает в условиях информационного противостояния новое звучание. Это связано прежде всего с двумя аспектами: 1) с использованием террористами информационной инфраструктуры для развития так называемых сетевых способов собственной организации и 2) с прямым террористическим воздействием на объекты информационных инфраструктур.
В сфере международных
отношений терроризм представля
Что же касается международной информационной безопасности («состояние международных отношений, препятствующее нарушению международной стабильности и возникновению угрозы безопасности государств и международного сообщества в сфере информации») и прямой угрозы ей со стороны кибертерроризма, то тут следует говорить прежде всего о трансграничности виртуального пространства. Как мы можем наблюдать, инфраструктура телекоммуникаций является полем для международного общения и международных отношений. Экономическая и научно-техническая политика подключения государства к мировым открытым сетям должна предусматривать защиту национальных информационных сетей от кибертерроризма. Понимание государствами важности этого вопроса можно проследить и в сфере международного права.
Восемь ведущих государств мира, включая Россию, приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., по которой в целях развития глобального информационного общества предлагается предпринять «согласованные действия по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства». Глобализация инфосферы с развитием средств трансграничной передачи информации является предпосылкой к увеличению роли международного права в регулировании информационного обмена, поэтому угроза международной информационной безопасности в лице кибертерроризма приобретает все больший размах.
Разрешение проблемы кибертерроризма важно при международной информационной безопасности. Существует трудность создания и сохранения коалиций при международном сотрудничестве. Так, с началом серьезного информационного акта терроризма прочность коалиций государств подвергается большому испытанию, поскольку все союзники окунутся в «информационный туман». Могут возникнуть и острые проблемы с реализацией совместных планов действий против транснациональной криминальной или террористической организации.
Вхождение человечества в XXI в. омрачено ростом террористической опасности в самых различных ее проявлениях. Методы террористов становятся все более разнообразными и изощренными. Увеличение числа и роста экстремистских группировок сопровождается их возрастающей технической оснащенностью.
Борьба с киберпреступностью, в частности с кибертерроризмом, имеет больше шансов на успех, если подходить к ней с различных сторон. Правовые средства - это лишь одна сторона. Однако важнее предупредить, чем реагировать, лучше предотвратить преступление прежде, чем оно случится, посредством превентивных мер.
Если обратиться к общей теории отечественной криминологии, то она выделяет два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) и специальное. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.
Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминологические меры различаются:
К превентивным мерам можно отнести повышение уровня образования в области понимания безопасности в киберпространстве, а также привлечение общественного внимания к проблеме информационного терроризма. Если люди будут знать, что представляет собой кибертерроризм и что он преследует, откуда исходит, а также как предотвращать попытки подобных кибератак, то, несомненно, процент киберпреступлений должен снизиться.
Во всеобщем противостоянии террористической опасности трудно переоценить роль международного права. Именно на его основе международному сообществу удалось возвыситься над политико-идеологическими, национально-этническими, религиозными и иными противоречиями и предрассудками, сформировать систему глобального противодействия различным террористическим вызовам, в том числе через глобальную сеть Интернет.
Однако наличие огромной информационной системы, находящейся в частных руках, когда контроль над этой системой должен осуществляться государством, обусловливает очень серьезные препятствия регулированию и контролю. Существующая в США концепция публично-частных партнерств — идея, признанная не во всем мире. Она с трудом работает в Соединенных Штатах и часто действует как альтернатива: вместо правоохранительных органов Интернет контролируется провайдерами. И все же имеется законодательное «противоядие».
На международном уровне действуют более 12 универсальных антитеррористических договоров в борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на воде, в воздухе и в глобальном информационном пространстве — сети Интернет.
Современная система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние четыре десятилетия. На глобальном уровне она функционирует под эгидой ООН и ее специальных учреждений, прежде всего ИМО, ИКАО и МАГАТЭ. Так, различные аспекты МИБ затрагиваются в документах «восьмерки» — таких, как Заключительный документ Совещания стран «группы семи» и России на уровне министров, состоявшегося в Париже 30 июля 1996 г.
В Заключительном документе зафиксирован комплекс конкретных мер, выработанных на уровне «восьмерки» и направленных на развитие сотрудничества между государствами в данной области. Это прежде всего внутренние меры по предотвращению терроризма: укрепление сотрудничества между внутригосударственными участниками борьбы с терроризмом во всех его проявлениях, в частности в области недопущения перемещений террористов, а также сдерживания, преследования и применения санкций против террористов.
Особого внимания заслуживает призыв в адрес государств рассмотреть вопрос об опасности, связанной с использованием террористами сетей и систем передачи информации в целях совершения преступных действий, и необходимости изыскания средств, соответствующих национальному законодательству, для предотвращения таких действий. Немаловажна и группа мер, направленная на укрепление международного сотрудничества. В этой связи содержится призыв ко всем государствам по содействию, изучению и разработке международной конвенции о нападениях с применением взрывчатых веществ и других актах терроризма, создающих коллективную опасность для людей.
Терроризм — явление многоплановое: тут политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех понятно. Присутствуют и противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, и стремление запугать широкие слои населения, и невинные жертвы, а применительно к актам терроризма, выходящим за рамки государственных границ, в трансграничные компьютерные сети, информационные системы — международный элемент.
Чтобы активно и плодотворно противостоять международному кибертерроризму, следует базироваться на следующих важнейших основополагающих признаках:
— следовать нормам и принципам международного права;
— действенность антикибертеррористических мер.
Все основные принципы должны быть признаны международным сообществом и каждым государством в отдельности, чтобы эффективно противостоять кибертерроризму
В 1999 г. по инициативе России Совет Безопасности ООН впервые занялся комплексным рассмотрением темы терроризма без привязки к конкретной ситуации, которая создавала бы угрозу миру и безопасности. К этому его побудил глобальный масштаб террористической опасности, в том числе способной создать угрозу миру и безопасности всех государств. Совет Безопасности ООН в принятой в 1999г. Резолюции 1269 призывает все государства в полном объеме осуществлять международные антитеррористические конвенции и присоединиться к тем из них, участниками которых они не являются. Предлагается также как можно Скорее принять еще не принятые конвенции, в частности по проблемам кибертерроризма.
В последнее
время на передний план выдвигаются
вопросы противодействия
Методология предотвращения и оперативного реагирования на действия первого направления сводится к традиционным способам поддержания информационной безопасности в сетях и обеспечивается мерами на всех уровнях ее реализации.
Методология предотвращения действий, отнесенных ко второму направлению, менее традиционна. Она опирается в основном на законодательный и административный уровень информационной безопасности.
Эти методологии имеют общий характер, который необходимо развивать более тщательно каждым государством и координировать свои действия между собой по выработанной единой системе.