Классификация рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:36, доклад

Краткое описание

Рынок имеет свою структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка:
• тесные связи между ее элементами;
• определенная устойчивость этих связей;
• целостность, совокупность данных элементов.

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация рынков.docx

— 19.15 Кб (Скачать файл)

Шейкх Фарзана Риди,

834 группа, МЭО

 

Классификация рынков

 

      Рынок имеет свою  структуру.

      Структура рынка   –  это  внутреннее  строение,  расположение,  порядок отдельных  элементов рынка.

      Можно назвать  следующие признаки структуры  рынка:

  • тесные связи между ее элементами;
  • определенная устойчивость этих связей;
  • целостность, совокупность данных элементов.

 

      Не смотря на  отсутствие общепринятой классификации   рынков,  их  можно разделить на группы по определенным признакам:

 

1. Организационный признак (степень  ограничения конкуренции)

  • Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется  наличием многих продавцов, однородностью продукции.  Продавец  продукции  не имеет возможности влиять на уровень цен.
  • Рынок  монополистической  конкуренции   характеризуется   наличием многих  продавцов.  Товар  имеет  определенные  свойства,   которые отличают его от других. Продавец  способен  влиять  на  цену своей продукции (в определенной мере).
  • Олигополистический   рынок   характеризуется   наличием   немногих продавцов.  Они  предлагают   однородную   или   дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену,  как  и  наиболее  крупные фирмы на этом рынке.
  • Монополистический рынок характеризуется наличием  одного  продавца. Он  устанавливает  максимально  высокую   цену,   но   в   пределах платежеспособного спроса.

 

2. Пространственный признак

  • Местный рынок
  • Региональный рынок
  • Национальный рынок.
  • Рынок покупателей;
  • Рынок продавцов;
  • Рынок государственных учреждений;
  • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

 

3. Функциональный признак (экономическому  назначению  объектов  рыночных отношений)

  • Рынок товаров и  услуг
  • Рынок труда
  • Финансовый рынок
  • Информационный рынок
  • Рынок недвижимости
  • Валютный рынок

 

Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

  • Оптовый
  • Розничный
  • Фьючерсный

 

По степени регулируемости:

  • Регулируемый
  • Не регулируемый

 

 

По степени насыщенности:

  • равновесный (спрос = предложение)
  • дефицитный(спрос > предложение)
  • избыточный (спрос < предложение)

 

По соответствию законодательным  нормам:

  • Легальный
  • «Черный»

 

По товарным группам:

  • Рынок товаров производственного назначения;
  • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынок сырья и материалов и т.д.

 

По степени зрелости:

  • Неразвитый рынок;
  • Развитый рынок;
  • Формирующийся рынок.

 

По характеру ассортимента товаров:

  • Замкнутый рынок, на  котором  представлены  товары  только  первого производителя;
  • Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента, на  котором  есть  ряд  видов  товара, связанных между собой и направленных на  удовлетворение  одной  или нескольких связанных между собой потребностей;
  • Смешанный  рынок,  на  котором  имеются  разнообразные  товары,  не связанные между собой.

 

По отраслевому признаку:

  • Рынок автомобилей;
  • Рынок нефти;
  • Рынок компьютерной техники и т.д.

 

Выделяют также следующие виды рынков:

  • Рынки  товаров  и  услуг,  куда  включают  рынки  потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
  • Рынки  факторов  производства,  в  состав  которых  входят   рынки недвижимости, орудий  труда,  сырья  и  материалов,  энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
  • Финансовые рынки,  т.е.  рынки  капиталов  (инвестиционные  рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
  • Рынки интеллектуального продукта, где в  качестве  объектов  купли-продажи выступают инновации,  изобретения,  информационные  услуги, произведения литературы и искусства.
  • Рынки  рабочей  силы,  представляющие  собой  экономическая  форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

 

      Типы и виды  рынков не изолированы, а неразрывно  связаны  и  существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в  определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений,  пропорций  исключительно велика.


Информация о работе Классификация рынков