Классификация систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Сам термин "экономическая система" применяется на разных уровнях. Экономической системой можно считать и самые простые образования, например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты, однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. Структура экономической системы………………………………………5
1.1. Социально – экономические отношения……………………………………...5
1.2. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности…………...8
1.3. Хозяйственный механизм………………………………………………………9

Глава II. Современные типы экономических систем……………………………11
2.1. Традиционная система………………………………………………………...11
2.2. Рыночная экономика…………………………………………………...……...13
2.3. Командно-административная система…………………………...…………..14
2.4. Смешанная экономика……………………………...…………………………17

Заключение ……………………………………………...………………………….23

Список использованных источников………………………………………...……25

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация систем.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)
:justify;text-indent:35pt;line-height:18pt">Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять коллективные потребности (например, здравоохранение, образование, судопроизводство), в остальном  государство призвано гарантировать  основные права свободной рыночной экономики.

Свобода заключения контрактов гарантирует  производителям и потребителям право  покупать и продавать по своему усмотрению, в соответствии с собственными планами  хозяйственной деятельности.

Каждому предпринимателю,  предоставлена  свобода заняться каким-либо видом  деятельности и беспрепятственно выбирать предмет своей хозяйственной  деятельности. На рынке преобладает  свободная конкуренция.

Свободный выбор места работы дает возможность  лицам наемного труда по своему усмотрению выбирать род и место работы.

2.3. Командно-административная система

 

Характерными  чертами командно-административной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм.

Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило государственный, что  уничтожает самостоятельность хозяйственных  субъектов. Так же государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными хозяйствами. Материальная заинтересованность в результате труда  подрывается тем, что руководство  хозяйственной деятельностью государственный  аппарат производит с помощью  преимущественно административно-распорядительных методов.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности  хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию  производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного  хозяйства при отсутствии конкуренции  не заботятся о развитии и внедрении  новых технологий. Для порождаемой  монополизмом дефицитной экономики  характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах  с командно-административной системой решение общеэкономических задач  имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в  соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы  передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку  детализировать и предвидеть изменение  общественных потребностей в таких  масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно  задачей удовлетворения минимальных  потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного  комплекса.

К оплате труда применялся уравнительный  подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой  тарифной системы.

Партийно-государственная  элита занимала привилегированное  положение при распределении  продукции.

Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежным коренные социально-экономические  преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических  реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Руководство является абсолютным монополистом любой  продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, неложному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования  государством вне зависимости от качества и  количества производимой продукции  не является рычагом эффективного распределения  труда, а только подрывает стимул к производительному труду.

Процентная  ставка не может служить в командной  экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Слишком низкая цена на ресурсы не может  способствовать их экономному использованию.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной  экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую  и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке  в бюджет, а потом средства ему  выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым  демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные  выплаты без видимой связи  с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период.

2.4. Смешанная экономика

 

Смешанную экономику отличает разнородность  входящих в её состав элементов, в  следствие соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных  формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов систем.

В настоящее  время смешанная экономика предстает  в следующих формах:

    • смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
    • смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Распространение идеи смешанной экономики отражали реальные изменения в социально-экономической  жизни общества, проявившиеся в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных начал.

Наиболее  распространенная трактовка термина  «смешанная экономика» делает упор на сочетание частного и государственного секторов экономики и на разнообразии форма собственности. Другая позиция  выдвигает на первый план проблему сочетания рыночного механизма  и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Все эти  трактовки не противоречат друг другу, они отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной  системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Её элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Информация о работе Классификация систем