Классификация социально-экономических прогнозов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Государственное прогнозирование и разработка программ развития страны производятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
В соответствии с этим Законом Правительство Российской Федерации разработало необходимые нормативно-правовые акты по реализации указанного Закона, а ответственность за разработку и реализацию прогнозов возложило на Министерство экономики РФ.
Министерство экономики является базовым рабочим органом исполнительной власти -- Правительства РФ. Это министерство принимает непосредственное участие в работе по планированию и регулированию экономики страны. Экономической и плановой работой занимаются и другие министерства и государственные комитеты РФ, но центральное место занимает Министерство экономики РФ.

Содержание

1.Введение
2.Классификация социально-экономических прогнозов
3.Виды планов и программ
4.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.docx

— 21.06 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение

2.Классификация социально-экономических  прогнозов

3.Виды планов и программ

4.Заключение.

Введение

Государственное прогнозирование  и разработка программ развития страны производятся в соответствии с Федеральным  законом «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

В соответствии с этим Законом  Правительство Российской Федерации  разработало необходимые нормативно-правовые акты по реализации указанного Закона, а ответственность за разработку и реализацию прогнозов возложило  на Министерство экономики РФ.

Министерство экономики  является базовым рабочим органом  исполнительной власти -- Правительства  РФ. Это министерство принимает непосредственное участие в работе по планированию и регулированию экономики страны. Экономической и плановой работой  занимаются и другие министерства и  государственные комитеты РФ, но центральное  место занимает Министерство экономики  РФ.

Оно имеет следующий статус: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет проведение единой государственной социально-экономической  политики на основе эффективного развития экономики и социально-экономического прогресса развития Российской Федерации. Министерство наделено следующими основными  функциями: аналитической; информационной; экспертной; консультационной; разработки и обоснования различных аспектов внутренней политики государства; организации  и реализации внутренней политики государства; разработки прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов; организационно-методического  руководства плановой работой в  РФ; распорядительной; контрольной; осуществления  международных связей по всем вопросам регулирования и стратегического  планирования со странами ближнего и  дальнего зарубежья.

Важнейшей функцией министерства является разработка прогнозов, целевых  стратегических программ и планов.

Основными работами по прогнозированию  фундаментальных проблем развития науки, техники, новых технологий руководит  Президиум АН РФ. Базой всякого  прогнозирования является комплексный  анализ демографической ситуации.

Демографическим анализом и  прогнозом занимается АН РФ и ЦСУ  РФ. Очень большое значение для  страны имеет рациональное размещение и оптимальное использование  производительных сил; разработкой  этой проблемы занимаются Совет по изучению производительных сил (СОПС) и Комиссия по изучению производительных сил и природных ресурсов при  Президиуме АН РФ.

Институт мировой экономики  и международных отношений и  другие академические институты  прогнозируют развитие мирового хозяйства, внешнее положение Российской Федерации. Организуется совместное прогнозирование  со странами--членами СНГ.

1. Классификация социально-экономических  прогнозов

Внутри каждого направления  выделяются отдельные группы прогнозов. Так, в направлении дифференциации прогнозов по масштабности объекта  прогнозирования можно выделить прогнозы: глобальные, макропрогнозы, межотраслевые и межрегиональные, региональные, развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и микропрогнозы.

Глобальные прогнозы рассматривают  наиболее общие тенденции и закономерности экономики в мировом масштабе, макропрогнозы служат для прогнозирования  общих тенденций на уровне страны в целом, структурные -- для предсказания развития комплексов народного хозяйства  в разрезе республик, регионов, их отдельных социальных и производственных сфер, региональные -- предсказывают  развитие отдельных регионов страны.

Прогнозирование народнохозяйственных комплексов -- это предвидение их технической, технологической и  организационной взаимосвязи.

Составляются также прогнозы по отраслям народного хозяйства (отраслевые) и по предприятиям, видам продуктов (микропрогнозы).

Все более широкое применение находят комплексные прогнозы. Они  составляются в виде общих прогнозов  развития национальной экономики в  целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, регионам, развития государственного сектора.

По времени учреждения можно выделить следующие группы прогнозов: долгосрочные (5--15лет), среднесрочные (1--5 лет), краткосрочные (от одного месяца до года), оперативные (до одного месяца).

По времени осуществления  различают прогноз в реальном масштабе времени, этапный прогноз, неограниченный по времени принятия решения. Прогнозирование в реальном масштабе времени проводится относительно объектов, которые быстро меняют свои характеристики, вследствие чего необходимо не допустить выхода объекта из области  управляемых или допустимых состояний  с вероятностью не менее заданной. Этапный прогноз предполагает принятие прогнозных решений в течение  одного этапа жизненного цикла, а  реализацию -- в течение другого  этапа.

Например, решение в бизнес-плане  о канал ах реализации товарной продукции  принимается до ее производства, а  реализуется продукция по окончании  определенного цикла производства.

Прогнозы, неограниченные по времени принятия решения, составляются без указания конкретного срока. Например, прогнозы поворота северных рек в России обсуждались в 30-х  и 80-х гг. текущего столетия.

По цели прогнозирования  можно выделить прогнозы: на основе' творческого видения будущего, поисковые, нормативные и комбинированные. Прогнозирование на основе творческого  видения будущего базируется на «утопическом»  или «антиутопическом» описании будущего; это, как правило, в большей  степени качественный прогноз, основанный на прогрессивных научных теориях.

Поисковое прогнозирование  имеет в своей основе объективный  анализ исторических закономерностей; в нем закладывается принцип  развития от настоящего к будущему. Это прогнозирование основывается на экстраполяции существующих тенденций  и является базой для стратегического  планирования. На рис. 2 представлена схема  поискового прогнозирования.

Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование (рис. 3) предполагает проведение исследований от будущего (нормативного, желаемого) состояния  к настоящему. К нормативному прогнозированию  прибегают тогда, когда невозможно использовать поисковое прогнозирование, т.е. эти виды прогнозирования осуществляются в основном с применением качественных показателей.

Может быть проведено и  так называемое комбинированное  прогнозирование с использованием поисковых (экстраполятивных) и нормативных  приемов.

По способу представления  информации прогнозы подразделяются на точечные и интервальные (рис. 4).

Точечный прогноз предполагает единственное наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя. Например, в следующем году розничные цены на хлебобулочные изделия снизятся на 10%. Интервальный прогноз предсказывает  величину показателя в определенном интервале. Например, розничные цены на хлебобулочные изделия в следующем  году снизятся на 5--10%.

По характеру прогнозирования  различают пассивные, активные, вариантные и инвариантные и другие прогнозы. Пассивный прогноз предполагает, что регион, предприятие не могут  активно воздействовать на свое будущее, т.е. у предприятий, регионов нет  возможностей воздействовать на внешнюю  среду. Активный прогноз, наоборот -- самые  активные воздействия предприятия, региона на внешнюю среду.

Вариантный прогноз связан с неопределенностью внешней  среды, а поэтому предполагает разработку нескольких вариантов развития предприятия, региона.

Инвариантный прогноз  разрабатывается в одном варианте, т.е. он рассчитан на достаточно высокую  степень определенности внешней  среды.

Кроме того, прогнозы при  дифференциации их по характеру прогнозирования  могут быть частными и обобщающими, пессимистическими и оптимистическими.

При классификации по степени  формализации условий методы прогнозирования  могут подразделяться с учетом степени  знания объекта на интуитивные и  предметные. Интуитивные знания существуют на уровне предчувствий, а предметные могут быть формализованы с помощью  формул, при этом выделяют три степени  формализации условий: высокую, среднюю, низкую.

Прогнозы могут быть построены  на информации, полученной из официальных  источников, на основе экономических  исследований и информации, полученной из случайных источников. Кроме того, прогнозисту может быть предоставлена  умышленно искаженная информация. В  условиях рыночных отношений присутствуют все три вида информации. Только искусство прогнозиста позволяет  объективно оценивать ее.

Экономические прогнозы всех видов являются научной базой  для разработки программ и планов социально-экономического развития Российской Федерации. Экономическое прогнозирование .выполняет функции научного, вероятностного предвидения будущего с учетом максимального  учета экономических и социальных факторов развития общества.

2. Виды планов и программ

Каждый вид прогнозов  может быть дифференцирован по следующим  основным направлениям: масштабности объекта прогнозирования; времени  учреждения (по прогнозируемому периоду  или горизонту прогнозирования); времени осуществления; цели прогнозирования; способу представления информации; характеру прогнозирования.

Государственное прогнозирование  на долгосрочную и среднесрочную  перспективы

В Российской Федерации осуществляется государственное прогнозирование  социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Прогноз  разрабатывается на десятилетний период и уточняется один раз в пять лет. На основе этого прогноза организуется разработка концепции развития страны, в которой обосновываются варианты развития РФ, определяются основные цели, а также пути и средства их достижения.

Правительство РФ определяет порядок разработки долгосрочного  прогноза и концепции.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу занимает центральное  место в государственном регулировании  социально-экономических отношений. Это определенный способ трактовки  вероятных социально-экономических  процессов в обществе и стратегия  их развития. Эти данные должны опубликовываться. Они служат базой, основой разработки среднесрочных прогнозов.

В соответствии с существующим законодательством прогноз социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки таких прогнозов определяется Правительством Российской Федерации. Данные среднесрочного прогноза подлежат опубликованию.

Первое послание Президента России после вступления его в  должность Федеральному собранию содержит специальный раздел, посвященный  концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. В этом разделе дается общая характеристика современного состояния национальной экономики, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической  политики государства на среднесрочную  перспективу, направления реализации поставленных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном  уровне.

Исходя из предложенной Президентом  концепции Правительство РФ разрабатывает  программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Ее разделами являются: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и  характеристика состояния экономики; концепция социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные  преобразования; инвестиционная и структурная  политика; аграрная политика; экологическая  политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая  политика. Разработанная программа  официально должна быть представлена правительством в Совет Федерации  и Государственную Думу.

Известны содержания первой (1995 г.), а также второй программы  Правительства РФ, которая имеет  название «Структурная перестройка  и экономический рост в 1997--2000 годах» и утверждена его постановлением № 60 от 31 марта 1997 г. Вторая программа  содержит следующие основные разделы:

1. Итоги реализации программы  правительства на 1995-- 1997 годы.

2. Новый этап преобразований -- структурная перестройка экономики  России.

3. Цели и задачи программы.

4. Макроэкономическая политика.

5. Институциональные преобразования.

6. Структурная и инвестиционная  политика.

7. Реформа социальной сферы.

8. Экономика военной реформы.

9. Региональная экономическая  политика.

10. Основные параметры  развития экономики на 1997--2000 годы (этот раздел включает темпы  и пропорции развития экономики).

Информация о работе Классификация социально-экономических прогнозов