Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Задача 4. Допустим, в России и США производятся два товара – оборудование и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья – за 3 рабочих дня. В России единица оборудования производится за 4 дня, единица сырья – за 2 рабочих дня.
1) Какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом?
2) Какой из двух товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?

Содержание

Контрольный теоретический вопрос ........................................................ 3
Контрольные тестовые задания ................................................................. 8
Задача ........................................................................................................... 10
Список литературы ..................................................................................... 12

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика вариант 4.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)


План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

3

Контрольные тестовые задания .................................................................

8

Задача ...........................................................................................................

10

Список литературы .....................................................................................

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический вопрос

1. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.

Мировая экономика состоит из множества  национальных экономики. Если ее рассматривать  как сложную систему, то в ней  целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемы являются группы национальных экономик. Обычно выделяют три большие группы стран: 1. Развитые (23 государства): G7: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Западная Европа, Австралия, Новая Зеландия; 2. Развивающиеся (133 государства): НИС: Южная, Корея, Сингапур, Тайвань, Израиль; ОПЕК: Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмигранты, Венесуэла; беднейшие государства: Азии, Африки, Латинской Америки; 3. Страны с переходной экономикой (28 государств): СНГ, страны Центральной и Восточной Европы.

Для включения страны в ту или  иную группы применяется разные критерии. Это прежде всего характер экономики ( рыночная или переходная) и уровень  ее социально- экономического развития (определяется в первую очередь производством  ВВП\ВНП на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни).

Сейчас рассмотрим каждую из систем.

1. Основные признаки развитых  стран. Промышленно развитые страны  Запада имеют много в своем  историческом развитии.

В общественно- экономическом плане развитие их хозяйства базируется на капиталистическом способе производства, т.е. на определенном единстве и взаимодействии производительных сил и производственных отношений, определяемых собственностью на средства производства. В данном случае в основе выделения подсистемы лежат отношения собственности и связанные с ними формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления. При этом внутри данной подсистемы уживаются, соседствуют различные образования, отличающиеся по структуре, временному фактору и характеру преобразований.

Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистемы мирового хозяйства  высоким уровнем экономического развития. По производству ВВП на душу населения, подсчитанного на основе валютных курсов, они в 5,4 раза превышают среднемировой уровень. За последние десятилетия разрыв в этих показателях не сократился, а увеличился в 3,6 раза. Данные различия в уровнях экономического развития не являются выражением только особых условий второй половины ХХ в. Это результат длительного социально- экономического и исторического развития.

Буржуазные революции преобразовали  все сферы жизни западных стран. Беспрецедентный изменения произошли  в социальной структуре общества. Классовые отношения стали профилировать  социальную структуру общества, хотя непрерывно меняющееся экономическое и социальное положение многих групп и прослоек населения смазывает четкую картину классового деления. Рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия, расположенные между ними промежуточные слои- таковы основные элементы классовой структуры развитых стран. При определении классовой принадлежности тех или иных групп населения обычно отмечаются многочисленные отклонения. Выделяют к средний класс, в который включают главным образом профессиональных и технических специалистов.

 

2. Основные признаки  развивающихся стран.

На современном облике многих развивающихся  стран лежит глубокий отпечаток  их исторического развития, связанного с колониальным и полуколониальным прошлым. Большинство этих государств образовалось в результате национально- освободительной борьбы народа за независимость. В Латинской Америки формальная независимость стран была достигнута в первой половине XIX в.

В подсистеме развивающихся стран  до сих пор сосуществуют разнородные  производительные силы- доиндустриальные и индустриальные типы производительных сил. Длительный исторический период производительный силы азиатских, африканских и латиноамериканских стран оставались практически без изменений, обеспечивая повторение процесса производства в прежних объемах. Социально-экономическое развитие в них осуществляется медленно. Сменяемости в полном объеме типов производительных сил не происходило, что неизбежно сказывалось на характере и развитии форм их общественной организации. В этих странах происходило напластование одних социально- экономических структуре на другие.

Разновидность производительных сил  предопределила многоукладность социально- экономической структуры стран  Азии, Африки, Латинской Америки. Многоукладность  представляет собой наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства от патриархально- общинной, мелкотоварной до кооперативной и монополистической. Следовательно, эти секторы имеют различные по содержанию производственные отношения и существуют как взаимосвязанная система относительно автономных структур со сложным механизмом их внутренних и внешних связей.

Одним из важнейших критериев выделения  развивающихся стран в отдельную  мировую подсистему- их слаборазвитость  и отсталость. Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной неупорядоченности общества, состоящего из различных экономических и неэкономических институтов современного и традиционного типов, а также переходных промежуточных институтов. Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое характеризуется низким уровнем развития факторов производства. Исторически отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств.

Развивающиеся страны отличаются от развитых социальной структурой общества.

Развивающиеся страны в отличие  от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д.

 

3. Страны с переходной  экономики.

К этой группе относят  государства, которые с 80-90 гг. осуществляют переход от административно- командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП. Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.

Другие государство, такие  как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находится в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния, Герцеговина.

Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.

В другую подгруппу можно  объединить страны Центральной и  Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу  можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом  и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной  экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея 

                            Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант  (варианты) ответа следующим образом:          /


2. Иммиграционная квота – это:


а) суммарное количество эмигрантов и иммигрантов за год;


б) установленное законом предельное количество иммигрантов, которые могут въехать в какую-либо страну;


в) доля эмигрантов в численности постоянного населения страны;


г) разница между количеством иммигрантов и эмигрантов за год.

 

Обоснование ответа:

Иммиграционная квота - установленное законом или иным правовым актом предельное количество иммигрантов, которые могут въехать в какую-либо страну. Страны - импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты

 

3. Отметьте валюты, за которыми официально был закреплен статус резервной валюты в рамках Бреттон-вудской системы:


а) японская йена;


б) доллар США;


в) российский рубль;


г) английский фунт стерлингов;


д) канадский доллар.

 

Обоснование ответа:

Доллар США стал одним  из видов мировых денег, наряду с  золотом после принятия Бреттон-Вудского соглашения, в результате Бреттон-Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.). Это был переходный этап от золотодевизного стандарта к свободной конвертации на основе спроса и предложения.

 

Задача

4. Допустим, в России и США производятся два товара – оборудование и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья – за 3 рабочих дня. В России единица оборудования производится за 4 дня, единица сырья – за 2 рабочих дня.

1) Какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом?

2) Какой из двух товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?

 

Решение:

 

 

    Товар

Затраты времени,

 

Раб. дней

 

Относительные цены,

Ед.

 

США

 

Россия

 

    США

 

   Россия

 

Единица оборудования

 

    1

 

   4

 

1/3 ед. сырья

 

2 ед. сырья

 

Единица сырья

 

   3

 

  2

 

        3 ед. оборудования

 

 ½ ед. оборудования


  

Сводя все данные в таблицу, мы видим, что:

 

1. США имеет преимущество  в производстве оборудования, поскольку  на создание его единицы здесь  надо затратить всего 1 рабочий день по сравнению с 4 днями в России, то производители в России имеют абсолютное преимущество в производстве сырья, поскольку они тратят на добычу его единицу 2 рабочих дня по сравнению с США, где затратят 3 рабочих дня.

 

2. Допустим, что производителям сырья в Pоссии надо где-то купить себе оборудование, а производителям оборудования в США - купить сырье. Понятно, что в данной ситуации существует два варианта: приобретать товары внутри страны или за рубежом.

 

Здесь России выгоднее приобретать оборудование на международном рынке, так как именно импортное оборудование быстрее попадает на внешний рынок, чем российское. А вот США выгоднее приобретать российское сырье, оно оказывается быстрее на международном рынке.

 

 

 

Список литературы

 

1.Мировая экономика: учебник / Под ред. Ломакин В.К. – М.: ЮНИТИ, 2012. — 671 с.

2. Мировая экономика: учебник / под ред. И.П. Николаевой – М.: Проспект, 2009. – 240 с.

3.Райзберг, Б. А. Современный  экономический словарь / Б. А.  Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е. Б.  Стародубцева. -5-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2011. — 512 с.


Информация о работе Классификация стран по уровню социально-экономического развития