Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:57, реферат
Любое государство, страна представляет собой многообразие социально-экономических характеристик. Поэтому вариантов типологий стран может быть много. Но все типологии могут быть сведены к двум крупным видам: количественным и качественным.[10, c.86]
Классификации стран многообразны. Наиболее полное представление, в целом, о группах стран в мировой экономике дают универсальные международные организации, членами которых являются почти все страны мира. К таким организациям относятся:
• Организация Объединённых наций (ООН)
• Международный валютный фонд (МВФ)
• Всемирный банк (ВБ)
1. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития…………………………………………..2
2. Международный рынок рабочей силы, его регулирование…….12
3. Европейский Союз…………………………………………………17
4. Тесты………………………………………………………………..20
5. Задачи……………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………..26
Для этой группы стран очень важной проблемой является выделение тех критериев, которые позволяют разные государства объединить в одну группу. Если посмотреть на состав этой группы, то для них характерен и большой диапазон показателей ВВП на душу населения, и большой диапазон индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Пожалуй, есть следующие черты, которые позволяют относить эти государства. Это особенности отраслевой структуры, которые пока ещё не позволяют относить к группе развитых стран.
Поэтому в этой группе стран необходимо выделить две большие подгруппы:
Верхний эшелон государств
Нижний эшелон государств
В верхний эшелон государств вошли те государства, которые являются более благополучными с точки зрения экономического и социального развития, прогрессивно развивающиеся, интегрированные в мировое хозяйство в качестве равноправных участников, имеющие отдельные черты экономики развитых стран.
К этой подгруппе относятся те страны, которые для своего успешного и динамичного развития нашли источники роста. И в зависимости от этих точек роста выделяются следующие категории стран:
Новые индустриальные страны, динамичное развитие которых основывается на индустриализации, развитии обрабатывающей промышленности. Этим термином обозначается самая динамичная группа стран с точки зрения социально-экономических достижений. Этот термин появился в первой половине 70-х годов. Эта группа стран постоянно расширяется посредством временных волн, в зависимости от начала индустриализации экономики. Первые волны в Юго-Восточной Азии – это Южная Корея, Тайвань, Гонконг (сейчас Сянган), Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины. В Латинской Америке – это Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили.
Страны-нефтеэкспортёры, источником экономического роста которых являются большие запасы и экспорт нефти. Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и др.). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.
Страны обслуживающей периферии, источником экономического роста которых является развитие сферы услуг (туризм, финансовые услуги). К этой категории относятся островные или прибрежные страны, имеющие хороший климат, выгодное географическое положение. Некоторые из них являются оффшорными центрами.
В нижний эшелон государств вошли менее благополучные страны, имеющие черты классических слаборазвитых государств.
В этой подгруппе выделяются специальная категория государств – это наименее развитые страны (НРС). На сегодняшний день к числу «наименее развитых стран» Организация Объединенных Наций относит 50 стран мира, преобладающая часть которых это страны тропической Африки. Каждые три года список этих стран пересматривается Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС). [10, c.126]
Страны с переходной экономикой - страны, находящиеся в процессе перехода от экономики централизованного планирования к рыночной экономике. К этой группе относят государства, которые с 80—90-х гг. ХХ века осуществляли переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими).
Это бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также бывшие советские республики. Немало общего имеют страны этого региона в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в XX в.
Таким образом, классификация стран разнообразна. Каждая дополняет, расширяет предыдущую. В целом, об экономическом потенциале страны свидетельствует такой показатель как годовой объём ВВП страны.
Не случайно на прошедшем в январе 2012 года экономическом форуме в Давосе главы государств высказывались за необходимость решения проблем занятости как важнейшего условия вывода мировой экономики из кризиса и ее перехода на траекторию устойчивого роста.
В целом, численность трудоспособного населения мира составляет сегодня чуть менее половины численности всего населения. Однако, если в развитых странах этот показатель выше, в первую очередь, за счет более «старой» возрастной структуры населения, то в развивающихся странах он не превышает 40%.[12, c.110]
Значительная часть стран, в которых проживает основная часть трудоспособного населения, страны с формирующимися рынками. В 2011 году Китай располагал почти 800-ми млн. человек трудоспособного населения; Индия 442-мя млн. человек; Индонезия 102-мя млн. человек; Бразилия 79-ю млн. человек; Пакистан 78-ю млн. человек; Бангладеш 69-ю млн. человек; Россия 68-ю млн. человек. Из развитых стран существенные резервы трудовых ресурсов сосредоточены в США 145 млн. человек, Японии 45 млн. человек. Всего в 2011 году занятых в мире было 3 млрд. 228 млн. человек, из них примерно 1 млрд. 400 млн. человек самозанятых. Данные свидетельствуют, что за последние десятилетия занятость в абсолютных цифрах в мире росла достаточно быстрыми темпами. Она выросла более чем на треть за последние 30 лет. Основная часть этого прироста приходилась именно на развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками.
Уровень занятости трудоспособного населения значительно отличается по странам и регионам от 41% в Ираке, 48% в Северной Африке, 60-65% в развитых странах, до более чем 70% в Китае и Бразилии и практически 80% в Исландии. Средний уровень занятости в мире снизился с 66% в 2007 до 64,7% в 2011 году. Такое снижение обусловлено ростом уровня безработицы в период мирового финансово-экономического кризиса. Уровень безработицы - это важнейший показатель, характеризующий ситуацию на мировом рынке труда. В последние предкризисные годы он, по разным оценкам, составлял 5,6-5,7%.
Кардинальным образом ситуация в мире изменилась в период кризиса. По данным МОТ, в период с 2007 по 2009 год с уровень безработицы в мире вырос с 5,7 до 6,4%. В абсолютных цифрах это означало увеличение числа людей, лишившихся или не нашедших работы, с 177,8 миллионов человек в 2007 году до 206,7 миллионов человек в 2009 году. Наиболее существенный вклад в рост показателя безработицы внесли развитые страны, а среди развитых стран - европейские. Так, в 30 промышленно наиболее развитых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработица уже к весне 2009 года достигла 8,5%, что явилось самым высоким показателем со времен Второй мировой войны. При этом по отдельным странам цифры безработицы различались существенно. Наибольших значений она достигла в Испании 18,9% и Ирландии 12,5%. Гораздо меньше показатели безработицы были в Германии 7,7%, Италии 7,4%, Великобритании 7,9%. «Новые» европейские страны заняли по уровню безработицы промежуточное положение.
В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.
Основой формирования международного рынка рабочей силы послужили процессы международной трудовой миграции.
Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты). [14, c.86]
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу. Регулирование осуществляется посредством принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется посредством оплаты материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
На международном уровне различают одностороннее (собственно государственное), двустороннее и многостороннее регулирование международных миграционных процессов.
Одностороннее международное регулирование – это государственное регулирование миграционных процессов в соответствии с собственными интересами и без согласования с другими государствами.
Двустороннее регулирование – это регулирование миграционных процессов на основе двусторонних межгосударственных соглашений.
Многостороннее регулирование международных миграционных процессов базируется на подписании международных соглашений, конвенций на общемировом уровне, а также в пределах отдельных интеграционных группировок.
Основные правовые нормы регулирования международных трудовых отношений определяются и контролируются Международной организацией труда (МОТ). МОТ – это международная правительственная организация, созданная в 1919 г. С 1946 г. МОТ является специализированным учреждением ООН.
Основные задачи МОТ:
- защита интересов и прав трудящихся;
- повышение жизненного уровня трудящихся;
- улучшение условий труда;
- защита от профессиональных заболеваний;
- социальная защита работников-иммигрантов;
- содействие занятости иммигрантов.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.
Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией.
Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
- организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;
- принятием мер против
недостоверной информации и
- принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов;
- организацией соответствующих медицинских служб;
- разрешением переводить
на родину заработок и
Таким образом, документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами. Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения.
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.[4] Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.[5] С пятьюстами миллионами жителей[2] доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.[3]
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок,[6] гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,[7] включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.[8] Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.