Классификация трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 05:21, контрольная работа

Краткое описание

До появления понятия трансакционные издержки в традиционной экономической теории было предположение о том, что любые взаимодействия между экономическими агентами совершаются гладко и мгновенно - без малейших трений, потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить немало усилий.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Классификация трансакционных издержек………………………...5
2.1. Понятие трансакционных издержек и их виды…………………….5
2.2. Внешние эффекты трансакционных издержек……………………..8
3. Тестовые задания……………………………………………………..10
4. Заключения……………………………………………………………12
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


Факультет Менеджмента и  маркетинга

Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга

 

Специальность «Бакалавриат менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 15

 

 

 

 

 

 

 

По дисциплине «Институциональная экономика»

ТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК»

 

 

 

 

Студент _________________________ Пурдик Юлия Владимировна

(подпись)

 

 

Группа 1 БМп Номер личного дела 100.02/1200228

 

 

 

 

 

Преподаватель  к.э.н., доцент Ижболдин-Кронберг Анатолий Рудольфович

 

Барнаул 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………….3
  2. Классификация трансакционных издержек………………………...5
    1. Понятие трансакционных издержек и их виды…………………….5
    2. Внешние эффекты трансакционных издержек……………………..8
  3. Тестовые задания……………………………………………………..10
  4. Заключения……………………………………………………………12
  5. Список литературы…………………………………………………..13

 

ВВЕДЕНИЕ

До появления понятия  трансакционные издержки в традиционной экономической теории было предположение  о том, что любые взаимодействия между экономическими агентами совершаются  гладко и мгновенно - без малейших трений, потерь и затрат. Но чтобы  сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и  качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать  добросовестность ее выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить немало усилий. Поэтому совершение сделок может  требовать значительных затрат и  сопровождаться серьезными потерями. Эти издержки и получили название "трансакционных". Они выступают  главным фактором, определяющим структуру  и динамику различных социальных институтов.

Введение в экономический  анализ понятия трансакционных издержек явилось крупным теоретическим  достижением. Признание "небесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций".

Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких  бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

  1. ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК И ИХ ВИДЫ

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и О.Уильямсона.

Базовой единицей анализа  в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.

Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория  всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.

Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки,

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

Отлынивание представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.

Вымогательство наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.

  1. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.
  2. ВНЕШНИЕ ЭФЕКТЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК.

Внешние эффекты, экстерналии - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные  является основополагающей, т.к. характеризует  результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической  литературе предпринимаются попытки  уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.

    1. По результатам воздействия на субъект:

* отрицательные;

* положительные.

2. По направлениям действия:

* производственные - экономическая  деятельность предпринимателя влияет  на уровень производства других предпринимателей;

* потребительские - экономическая  деятельность потребителя влияет  на уровень полезности другого потребителя;

* смешанные (производство-потребление  - экономическая деятельность предпринимателя  влияет на уровень полезности  домашнего хозяйства; потребление-производство - экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).

3. По характеру воздействия на субъект:

* технологические - последствия  экономической деятельности, которые  не охватываются рыночными процессами;

* денежные - результат взаимозависимости  производителей (потребителей), при  которой доходы зависят не  только от собственных затрат  и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.

4. По степени воздействия на субъект:

* предельные - эффекты, которые  при малом изменении в деятельности  создающего эффект субъекта приводят  к значительным изменениям в  производительности или полезности другого субъекта;

* интрамаржинальные - эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

5. По влиянию на благосостояние других лиц:

* Парето-непротиворечивые - ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;

* Парето-противоречивые - ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.

6. По способу трансформации внешних эффектов:

* устраняются при государственном регулировании;

* путем переговоров.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.

 (Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Какие виды затрат не включаются в трансакционные издержки:

а). издержки контроля выполнения контракта;

б). издержки поиска информации;

в). транспортные издержки;

г). издержки эксплуатации экономической системы.

Ответ: в

Транспортные издержки включают расходы по перевозкам пассажиров, грузов, багажа, почты, выполняемые предприятиями всех видов транспорта и дополнительные затраты, часть транспортно-заготовительных расходов на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом изготовителя, продавца: связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Информация о работе Классификация трансакционных издержек