Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:03, реферат
Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма, господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством.
Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ
В отдельном ряду стоит теория М. Портера который считает, что теории Д. Рикардо и Хекшера – Олина уже сыграли свою позитивную роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последние десятилетия фактически утратили свое практическое значение, поскольку существенным образом изменились условия формирования конкурентных преимуществ, устраняется зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:
1) факторы производства определенного количества и качества;
2) условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры;
3) наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;
4) стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.
Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая, и, обусловливая развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.
Важную роль в процессе
формирования конкретных преимуществ
отраслей национальной экономики, играет
государство, хотя эта роль различна
на разных этапах данного процесса.
Это могут быть целевые капиталовложения,
поощрение экспорта, прямое регулирование
потоков капитала, временная защита
внутреннего производства и стимулирование
конкуренции на первых этапах; косвенное
регулирование через налоговую
систему, развитие инфраструктуры рынка,
информационной базы для бизнеса
в целом, финансирование научных
исследований, поддержка образовательных
учреждений и т.д. Опыт показывает, что
ни в одной из стран создание конкурентоспособных
отраслей не обходилось без участия
государства в той или иной
форме. Это тем более актуально
для переходных экономических систем,
поскольку относительная
Теория
специализации производства
В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Для того, чтобы эффект массового
производства был реализован, необходим,
очевидно, достаточно емкий рынок. Международная
торговля играет в этом решающую роль,
поскольку позволяет
Необходимо также отметить,
что реализация эффекта масштаба,
как правило, ведет к нарушению
принципов совершенной
Теория внешнеторговой деятельности фирм
В данной теории в качестве
объекта анализа выступает не
отдельная страна, а международная
фирма. Объективной основой такого
подхода является общепризнанный экономической
наукой факт: значительная часть внешнеторговых
операций фактически представляет собой
внутрифирменный обмен: на внутрифирменные
связи в настоящее время
Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации.
Теория эффекта масштаба. При определенных технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно теории многие страны (особенно, развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
Информация о работе Классические и альтернативные теории международной торговли