Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 17:02, курсовая работа
Конкурентоспособность региона определяется как наличием конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества.
1. Сущность, структура, виды
и основные характеристики кластеров.................................................. 3
2. Жизненный цикл кластера.................................................................11
3.Кластеры и государственная политика.............................................15
4.Список использованной литературы.................................................20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
(СПбГЭУ)
ИНСТИТУТ МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина: Международная конкуренция
РЕФЕРАТ
на тему: "Кластеры"
Выполнила: Асланян Гаяне Армановна
Студент 1 курса, магистратуры, спец. "Международная торговля"
Преподаватель: к.э.н. Козлов В. К.
Санкт-Петербург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, структура, виды
и основные характеристики кластеров.....................
2. Жизненный цикл кластера......................
3.Кластеры и государственная политика......................
4.Список использованной литературы....................
1. Сущность, виды и основные характериситки кластеров
Конкурентоспособность региона определяется как наличием конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества.
Под конкурентоспособностью предприятий следует понимать эффективность управления своими конкурентными преимуществами для достижения наилучших результатов в борьбе за ограниченные ресурсы и за предпочтения потребителей по сравнению со своими конкурентами. Это может достигаться за счет увеличения производительности, которая зависит от качества и свойств продукции, а также от эффективности управления производством. В настоящее время существенное влияние на конкурентоспособность субъекта хозяйствования оказывают тесные связи с покупателями, поставщиками и с институтами, которые воздействуют не только на эффективность, но и на скорость совершенствования и обновления.
Таким образом, местоположение субъекта хозяйствования определяет конкурентное преимущество посредством своего влияния на производительность. С местоположением субъекта хозяйствования, влияющим на рост производительности, тесно связано понятие «национальное конкурентное преимущество».
М. Портером была разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб». Он смоделировал влияние географического расположения компаний на конкурентную борьбу с использованием четырех взаимосвязанных сил, представленных графически в виде ромба. Одну из граней представляют кластеры, но лучше всего рассматривать их как проявление взаимодействия всех четырех граней. Рассмотрим эти составляющие:
Существующие в стране условия для создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Эти факторы формируют национальную среду, в которой компании конкурируют между собой, а также с иностранными конкурентами. Но конкуренция между этими компаниями не протекает изолированно от местной среды. В этой связи становится необходимым добавить две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (руководство фирм их контролировать не может) и государственная политика по созданию местных условий. Успех фирм во многом зависит от положения дел в стране и регионе. Поэтому можно утверждать, что многие конкурентные преимущества компаний зависят от местных условий. В условиях глобализации эти местные условия используются не только национальными хозяйствующими субъектами, но и иностранными.
Требует уточнения то, что страна не может достигнуть успеха во всех отраслях сразу. Внутренние условия каждой страны складываются по-разному в зависимости от национальных ценностей, культуры, структуры экономики, существующих организаций и исторического развития. «Соответственно некоторые страны достигают успеха в определенных отраслях, поскольку их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными».
Проанализировав более
ста отраслей в десяти странах,
М. Портер утверждает, что «наиболее
конкурентоспособные
Подобные группы географически локализованных участников получили название “кластер”.
Кластерная концепция тесно связана с работами Майкла Портера: об индустриальных кластерах (Конкурентное преимуществостран 1990) и, затем, о региональных кластерах (Конкуренция, 1998), где он подробно описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу»1.
Как признает сам Портер, идея специализированной индустриальной локализации едва ли нова. Еще Альфред Маршалл в конце девятнадцатого столетия, включил в свои “Принципы Экономики” (1890) главу о "концентрации специализированных отраслей в отдельных местностях". Его характеристика этих локальных концентраций специализированной деятельности была выполнена в терминах триады внешних экономик (External Economies):
1. присутствие доступного квалифицированного труда;
2. рост поддерживающих и вспомогательных отраслей;
3. cпециализация различных фирм на различных стадиях и сегментах производственного процесса.
Таким образом, наблюдается связь маршалловской триады и портеровского «бриллианта конкурентоспособности», ключевыми элементами которого являются:
1. характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством;
2. факторные условия, или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать (затраты, связанные с основными факторами, такие как легкодоступные поставки природных ресурсов или недорогой, неквалифицированный труд в сравнении со знаниями и/или технологически связанными продвинутыми факторами);
3. условия спроса или характер местного спроса (нужды и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию);
4. присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов (и те и другие стимулируют кооперацию, последние также стимулируют конкуренцию).
Территориальный охват кластера может варьироваться от одного города или штага (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включают в себя: компании “готового продукта” или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и Другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.
Определение составных частей кластера лучше начать с рассмотрения крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем выявить цепочку связанных с ними по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки отраслей устанавливаются на базе использования похожих специализированных факторов производства и технологий или же связаны между собой через поставки. Следующий шаг после установления входящих в кластер отраслей и фирм состоит в выделении организаций, обеспечивающих его специалистами, технологиями, информацией, капиталом или инфраструктурой, и иных групповых образований (организаций во сотрудничеству и т.п.), в которые входят участники кластера. Завершающий шаг — выявить правительственные или другие регулирующие структуры, оказывающие существенное влияние на членов кластера.
Кластеры наблюдаются во многих типах отраслей, как в крупных, так и в более узких областях деятельности, и даже в некоторых локальных видах бизнеса (ресторанное дело, торговля автомобилями, сети антикварных магазинов). Они присутствуют как в крупномасштабной, так и в малой экономике, в городской или сельской местности, а также на нескольких уровнях географического деления (на уровне государств, штатов, столичных регионов и городов). Кластеры наблюдаются как в условиях развитой, так и развивающейся экономики. Однако в случае развитой экономики кластеры обычно развиты значительно лучше.
Границы кластеров достаточно редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, не способным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Кластеры обычно состоят из сочетания отраслей, выпускающих готовый продукт, механизмы, материалы, а обслуживающие отрасли обычно классифицируются по отдельным категориям. Часто в них вовлекаются (или могут вовлекаться) как традиционные отрасли, так и относящиеся к высоким технологиям. Таким образом, кластеры представляют собой четкий способ упорядочения экономических показателей для исследования региональной экономики.
Среди характеристик, наиболее часто присутствующих у кластеров стоит отметить следующие:
1. географическая концентрация
и/или функциональная
2. специализация фирм – субъектов кластера;
3. множество участвующих экономических агентов;
4. конкуренция и кооперация;
5. ресурсная, информационная
и инфраструктурная, инновационная
связанность участников
6.особый жизненный цикл кластера;
7. наличие специфических активов.
Кластеры отличаются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий (например, в случае кластеров итальянских производителей обуви или мебели для дома в Северной Каролине). Другие включают как крупные, так и мелкие фирмы (например, Голливуд или кластер в немецкой химической промышленности). Одни кластеры ориентируются на исследовательские возможности университетов, в то время как другие не имеют существенных связей с университетами. Эти различия в природе кластеров отражаются в структурах отраслей, образующих кластер. Самые развитые кластеры имеют более глубокие и специализированные базы поставщиков, больше родственных и поддерживающих отраслей.
Границы кластеров постоянно изменяются по мере появления новых фирм и отраслей, сужения или спада существующих отраслей, а также с развитием и изменением местных организаций. Развитие технологий и рынка порождает новые отрасли, создает новые связи, переделывает существующие рынки. Свой вклад в смещение границ вносят и законодательные изменения, как это происходит, например, в области телекоммуникаций и транспорта.
Кластеры бывают явные и невыявленные. В первом случае это структура, оформленная документально. А во втором – неформальная совокупность юридически зависимых малых и средних предприятий. Однако в обоих случаях это совокупность самостоятельных предприятий, ведущих согласованный и скоординированный бизнес.