Коммерческий кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

Развитие рыночных отношений требует постоянного совершенствования кредитно-денежных отношений. Современная концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции.

Вложенные файлы: 1 файл

коммер. кредит.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 Согласно договору об открытом  счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета. В обусловленные контрактом сроки (раз в полугодие, квартал, месяц) покупатель погашает свою задолженность по открытому счету. Проценты за пользование кредитом по открытому счету, как правило, не взимаются, а если и взимаются, то невысокие. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения сторонами платежных обязательств. Открытый счет широко используется между фирмами и филиалами, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

 

Скидка при условии оплаты в  определенный срок (сконто) предусматривает  условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок. Величина сконто, исчисляемая в процентах, дифференцируется в зависимости от указанного срока и ориентируется на существующий уровень процентных ставок.

 

Сезонный кредит («фрэнчайз») обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Существенное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.

 

Консигнация - способ, при  котором розничный торговец может  просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен  и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть  товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

 

 Естественно, что  любой из этих способов может  быть наиболее эффективным в  конкретных рыночных условиях. Выбор  наиболее адекватного сложившимся  условиям способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.

 

Коммерческое кредитование имеет определенные недостатки и  сопряжено с кредитными и валютными  рисками, связывает оборотные средства (хотя и не отвлекает их!) и ухудшает балансовые показатели и платежеспособность кредитора. Оно предполагает существование доверительных отношений между контрагентами (что не столь существенно при вексельном кредитовании). Отсюда другое название коммерческого кредита – фирменный кредит. Фирменный кредит, как правило, гибко сочетается с банковским1. Банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными. Существенный недостаток кроется в реальной возможности выписки «бронзовых», «дружеских» векселей. Они не имеют товарного обеспечения и выписываются только лишь для того, чтобы дисконтировать их в банке или получить под них ссуду. Предъявляя такие векселя различным банкам, партнеры стремятся учесть их. При наступлении срока платежа по векселям операция повторяется, и новыми суммами, полученными в банках, погашаются старые долги. Так, в XIX веке предоставление предприятиями взаимных кредитов, оформляемых дружескими и фиктивными (бронзовыми) векселями, было довольно широко распространенным явлением. Предотвращению выписки таких векселей может служить информирование банков о взаимоотношениях между векселедателем и векселедержателем, об их хозяйственных связях. С этой целью в большинстве развитых стран центральные банки переучитывают лишь первоклассные коммерческие векселя, т.е. такие, которые выставляются на основе реально совершенных сделок купли-продажи, и по которым отвечают как минимум три лица, известных этим банкам безупречной платежеспособностью.

 

 Одна из особенностей  коммерческого кредита – возможность  включения в себестоимость выпускаемой  предприятием продукции процентов  по данному кредиту. В состав себестоимости включаются затраты на оплату процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) (подп. «с» п.2 «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»2). Действующее законодательство не содержит каких-либо требований к форме оплаты коммерческого кредита и процентов по нему, а это означает, что возможно отнесение на себестоимость процентов, которые были оплачены путем предоставления отступного не в денежной форме (например, поставки товаров и т.п.), а также путем зачета взаимных требований.

 

 Коммерческий кредит  в большой степени способствует  укреплению связей между продавцом  и покупателем. Продавец, располагая  временно свободными средствами, передает их покупателю на  относительно короткий срок путем  коммерческого кредитования, получая от него довольно большое вознаграждение (в виде процентов), большее, чем, скажем, ставка по депозитам на такой же срок, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту (что очень важно для покупателя). Таким образом, коммерческий кредит обеспечивает более выгодное размещение временно свободных средств, хотя и не может исключить определенного риска в связи с возможностью задержки платежа по векселю. Покупатель, воспользовавшись такой формой кредитования, может направить имеющиеся у него средства на другие цели. При прямом банковском кредитовании такое маневрирование собственными средствами затруднено.

 

 Среди преимуществ  коммерческого кредита как инструмента  краткосрочного кредитования, пожалуй,  главное – его доступность.  Ведь кредиторская задолженность  большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет необходимости формально организовывать кредитование, оно уже имеет место. Если в настоящее время фирма использует скидку, возможно дополнительное кредитование посредством уплаты по счетам точно в установленный срок. При этом не нужно вести переговоры с поставщиками, решение принимает фирма.

 

 Использование механизма  договора банковского кредита  влечет за собой трудности,  связанные, прежде всего, со  значительно более высокими издержками и, как правило, необходимостью изъятия из оборота определенного объема имущества (например, при залоге). Кредитор может устанавливать некие ограничения и требовать гарантий. При коммерческом кредите тоже возможны ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит – наиболее гибкая форма кредитования. Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем банкир или иной кредитор.

 

3. Проблемы  управления дебиторской и кредиторской  задолженностью.

 

Основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить финансовую устойчивость предприятия.

Проблемы учета и  управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия типичны:

  • нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
  • не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
  • отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
  • не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
  • функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

Для управления дебиторской  задолженностью нужна следующая информация:

  • данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
  • время просрочки платежа по каждому из счетов;
  • размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
  • кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

Проблема недостоверности  информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском  учете заключается в несовпадении исходных данных, указанных в договорах (сроки погашения, суммы задолженности) и в аналитических документах. Следствием этого является появление просроченной задолженности у предприятия.

Решением данной проблемы может стать автоматизация управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

По нашему мнению, для  больших и средних предприятий  приемлемо создавать программу  учета и контроля дебиторской  задолженности «1С:Управление производственным предприятием 8.0». Система позволяет  учитывать значимые условия договоров на поставку (период отсрочки платежа, момент признания возникновения дебиторской задолженности и т. д.). Контроль дебиторской задолженности может осуществляться в разрезе договоров, а также выставленных счетов и отгрузочных документов.

О данной программе семейства продуктов автоматизации «1С:» сегодня знает практически каждый бухгалтер, она широко внедряется на всей территории России.

Однако, для предприятий  малого и среднего бизнеса автоматизация  учета и управления задолженностью может быть решена при помощи внедрения систем управления на том или ином участке деятельности предприятия. Примером тому служит система ЕRP – система управления задолженностью предприятия, внедряемая компанией Comtec.

К несомненным достоинствам данной системы можно отнести полную автоматизацию учета дебиторской и кредиторской задолженности при наличии исходных данных - договоров.

Система ЕRP позволяет  вести комплексный учет по различным  типам договоров (договора с заказчиками, договора с поставщиками и другие типы договоров). По каждому из договоров возможно указать срок действия, даты начала и окончания работ, ответственных за выполнение договора, вести учет этапов по договору, регистрировать пролонгации. Во всех первичных документах системы есть возможность указать договор, к которому он относится для дальнейшего построении я взаиморасчетов и анализа.

В разрезе каждого  договора можно указать схему  оплаты, в соответствии с которой  формируются взаиморасчеты по договору. В схеме оплаты указываются те первичные документы системы, на основании которых формируется начисление и оплата задолженности по договору. Также схема оплаты содержит настройку для расчета групп АВС и пени по договору. Таким образом, в системе, реализуются сложные, самые различные схемы взаиморасчетов: с авансами, с оплатой в несколько этапов, с оплатой после отгрузки и другие варианты.

Система содержит набор  стандартных отчетов, позволяющих  получить полную управленческую информацию о текущем состоянии дебиторской  и кредиторской задолженности. При  этом данные  можно получить как в сгруппированном виде по клиенту или поставщику в целом, так и по каждому договору отдельно с дальнейшей расшифровкой по каждому документу с указанием  сроков просрочки оплаты.

Далее имея такие данные пользователи системы могут провести анализ состояния задолженности в разрезе конкретного поставщика или покупателя, подрядчика или заказчика.

Кроме того, к достоинствам системы стоит отнести возможность  при необходимости или автоматически  получить консолидированную информацию по взаиморасчетам в целом по предприятию в виде платежного календаря или по каждому договору в отдельности с указанием уже осуществленных платежей.

Система позволяет оперативно контролировать текущее состояние  дебиторской и кредиторской задолженности  непосредственно при формировании первичных документов по договору. Например, запретить формирование новых отгрузок по договору в случае наличия дебиторской задолженности у клиента. При этом учитывается установленный лимит по допустимой дебиторской задолженности, установленный для клиента в соответствии с условиями договора и категории клиента.

Таким образом, плюсы  автоматизации управления «дебиторской» и «кредиторской» очевидны, к минусам можно отнести лишь стоимость покупки и установки таких «умных» программ. Однако, когда-то компьютеры тоже стоили дорого и были в диковинку, а теперь – это необходимый и первостепенный помощник в деятельности любого бухгалтера. Поэтому стоит надеяться лишь на то, что любой финансовый менеджер оценив преимущества и недостатки «ручного учета» задолженности, склониться осуществить такие инвестиционные затраты на развитие и дальнейшее процветание своего предприятия.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современный коммерческий кредит принадлежит к числу недостаточно изученных сфер хозяйственной деятельности, хотя практика предоставления отсрочки платежа относится еще к периоду зарождения классического капитализма. Это относится и к определению данной формы кредита, и к самому термину «коммерческий кредит».

Информация о работе Коммерческий кредит