Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном манифесте: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов".

Содержание

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 2
УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 6
КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 13
ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОС ДУМЫ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации скачать бесплатно.docx

— 63.14 Кб (Скачать файл)

Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная  Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению  Конституцией Российской Федерации, которые  принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы, если иной порядок принятия решений  не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной  Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся  к исключительному ведению Государственной  Думы.

В частности, Государственная  Дума дает согласие Президенту России на назначение председателя Правительства  в соответствии со ст.103 Конституции  Российской Федерации. Кандидат на должность  Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной  Думе программу основных направлений  деятельности будущего Правительства  Российской Федерации (ч.2 ст.142 Регламента).

Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало  большинство от общего числа депутатов  Государственной Думы (ч.2 ст 146 Регламента).

В случае отклонения кандидатуры  Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру. А в  случае двухкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Государственно Думой Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру (ст.148 Регламента).

Условием, сдерживающим свободу  Государственной Думы при определении  своей позиции по кандидатур на должность  Председателя Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции, в  которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

К исключительной компетенции  Государственной Думы отнесено также  решение вопроса о доверии  Правительству (п."б" ст.103 Конституции), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 151 и 152 Регламента, Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов. Например, в связи с предложением фракции ДПР о выражении недоверия правительству, на внеочередном заседании Государственной Думы 27 октября 1994г. заслушивался и обсуждался доклад председателя правительства Российской Федерации В.Черномырдина. В результате поименного голосования за отставку правительства высказалось 194 депутата. Таким образом, необходимое количество голосов (226) для решения вопроса о вотуме недоверия набрано не было.

В случае, если Президент России не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству.

В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 Конституции  устанавливается различный режим  отношений Президента и Государственной  Думы в случае принятия последней  решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь  является то, что выражение Государственной  Думой недоверия Правительству  не влечет обязанности Президента принять  решение об отставке Правительства.

Государственная Дума назначает  на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, который назначается ею на срок, установленный федеральным  конституционным законом об Уполномоченном по правам человека (ст.155 Регламента). Если кандидатура на должность Уполномоченного  по правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное  рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения  палатой соответствующего представления  в порядке, установленной главой 19 Регламента.

Государственная Дума назначает  на должность и освобождает от должности председателя счетной  палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и назначаются на срок предусмотренный федеральным законом о Счетной палате. Вопрос о назначении и освобождении от должности аудитора Счетной палаты и Председателя Счетной палаты решается на заседании Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов.

В компетенции Государственной  Думы находится рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношениями  Государственной Думы и Центральным  Банком Российской Федерации. В соответствии с пунктом "г" статьи 83 Конституции  Российской Федерации кандидатура  на должность Председателя Центрального банка представляется Президентом  России. Государственной Думой назначается  Председатель Центрального банка Российской Федерации и считается назначенным, если за него проголосовало большинство  от числа избранных депутатов  Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя Центрального Банка осуществляется после представления  Президента в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная  Дума большинством голосов от числа  избранных депутатов принимает  решение об его освобождении (статьи 167-169 Регламента).

Государственная Дума может  вынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности, которое может быть внесено по инициативе не менее одной трети  от общего числа депутатов Государственной  Думы. В предложении должны быть конкретные указания на признаки преступления, предусмотренные ст.93 Конституции, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации (ст.176 Регламента). В соответствии со статьей 177 Регламента предложение о выдвижении обвинения  против Президента направляется в Верховный  Суд Российской Федерации для  дачи заключения о наличии в действиях  Президента России признаков преступления. Специально созданная комиссия проверяет  обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации обвинения  и большинством голосов принимает  заключение о наличии фактических  обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения. По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности или об отказе в выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.180 Регламента).

Согласно п."е" ст.103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (п."о" ст.71). Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии, в соответствии со ст.182 Регламента, подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.

Также Регламентом определен  порядок назначения на должность  членов центральной избирательной  комиссии РФ. В соответствии с #M12291 9048943Федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"#S Государственная Дума назначает пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее Центральная избирательная комиссия) из числа кандидатур, предлагаемых депутатами Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе. Обсуждение кандидатур, предложенных на должности членов Центральной избирательной комиссии, проводится на очередном заседании Государственной Думы. Вопрос о досрочном освобождении от обязанностей членов Центральной избирательной комиссии, назначенных Государственной Думой, рассматривается Государственной Думой в случаях, предусмотренных #M12291 9048943Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"#S. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Разделом V Регламента предусмотрен порядок решения внешнеполитических вопросов, и рассмотрение вопросов, связанных с международным сотрудничеством. В с. 186 Регламента определяется, что  Государственная Дума рассматривает  внешнеполитические вопросы по собственной  инициативе, либо в связи с обращением Президента Российской Федерации, либо по докладам и сообщениям Правительства  Российской Федерации и комитетов  палаты. Государственная Дума принимает  обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным вопросам внешней политики Российской Федерации, а также по вопросам международных отношений в целом. Инициатива внесения проектов обращений и заявлений Государственной Думы может исходить от субъектов права законодательной инициативы. Проекты обращений и заявлений Государственной Думы, касающиеся внешнеполитических вопросов, предварительно рассматриваются Комитетом Государственной Думы по международным делам и (или) Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, в случае необходимости и другими комитетами палаты по профилю их деятельности.

Согласно ст.213 Регламента#G0, Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации: с запросами о соответствии #M12291 9004937Конституции #SРоссийской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, #M12291 9004937конституций #Sреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; с ходатайствами по спорам о компетенции, в которых одной из сторон является Государственная Дума. Государственная Дума может также обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о даче толкования #M12291 9004937Конституции #SРоссийской Федерации в случае обнаружившейся неопределенности в понимании положений #M12291 9004937Конституции #SРоссийской Федерации.

В соответствии со ст.104 Конституции  Российской Федерации Государственная  Дума обладает правом законодательной  инициативы.

Депутаты Государственной  Думы вносят на рассмотрение:

законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения  о разработке и принятии новых  федеральных конституционных законов  и федеральных законов; законопроекты  о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Несмотря на то, что у  любого новорожденного закона - множество  нянек, колыбель у него всегда одна. Эту роль выполняет нижняя палата парламента, Государственная Дума. Именно здесь появляется на свет большая  часть законопроектов.Весь путь законопроекта от законодательной инициативы и до его принятия предопределен единственным стремлением - сделать документ жизнеспособным. Именно этой логике подчинены все процедуры, составляющие Регламент Государственной Думы. В том же самом ключе строится и деятельность всех лиц и структур, которые участвуют в определенной для нижней палаты части законодательного процесса. Собственно говоря, таких элементов всего три: это Совет Государственной Думы, ее комитеты и фракции.

Внесению законопроекта  в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной  инициативы обычно привлекают различных  специалистов и соответствующие  учреждения.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную  Думу (ст.104 ч.2 Конституции).

В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о  введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных  займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в  Государственную Думу только при  наличии заключения Правительства  Российской Федерации.

Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в  соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во время первого  чтения обсуждаются основные положения  законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем  заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений депутаты приступают к принятию решения по законопроекту с учетом всех замечаний  и предложений. В случае решения  об одобрении законопроекта и  продолжении работы над ним проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку. После того, как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.

Информация о работе Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации