Конкурентная борьба на рынке олигополии: практика их взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть конкуренцию на рынке олигополии, согласно цели сформулируем следующие задачи:
1.Рассмотреть характеристики и сущность олигополии;
2.Расмотреть олигополию на рынке, а так же: проблемы устойчивости цен, модели ценового поведения олигополиство,
3.Рассмотреть конкуренцию в условиях олигополистического рынка.
Данная работа сформулирована в виде 3-х глав (которые имею подпункты),
заключения и списка литературы

Содержание

Введение (стр.4-5)
Глава 1 Олигополия (стр.5-15)
1.1 Основные признаки олигополии (стр.5-7)
1.2 Стратегии поведения олигополий (стр.7)
1.3 Модели олигополии (стр.7-9)
-Модель картеля;
-Модель лидерства по ценам (объему)
-Модель Курно;
-Модель Бертрана (модель ценовой войны).
1.4 Ценовая политика (стр.9-10)
1.5 Использование теории игр (стр.10)
1.6 Олигополия и ее эффективность (стр.11)
1.7 Формы концентрации (стр.11-12)
1.8 Условия олигополии(стр.12-15)
Глава 2 Основы олигополистического рынка (стр.16-22)
2.1 Проблема устойчивости цен (стр.16-17)
2.2 Олигополистическое ценообразование (стр.17-20)
-Не основанная на тайном сговоре олигополии;
-Основанная на тайно сговоре;
-Лидерство в ценах(молчаливое соглашение);
-«Издержки-плюс».
2.4 Теории олигополистического ценообразования (стр.20-21)
2.3 Экономическая эффективность олигополии (стр.21)
2.5 Признаки олигополистического рынка (стр.22)
Глава 3 Конкуренция в условиях олигополистического рынка (стр.22-)
3.1 Однородность или дифференцированность продукта (стр.22-23)
3.2 Небольшое количество фирм в отрасли (стр.23-24)
3.3 Становление олигополии(стр.24-25)
3.4 Степень влияния на рыночные цены (стр.25-26)
3.5 Барьеры (стр.26)
3.6 Основные модели олигополистического поведения (стр.26-28)
3.7 Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополии (стр.28-29)
Заключение (стр.21-31)
Список литературы (стр.31-33)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач,Экономика.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА

имени К.А. Тимирязева 
(ФГОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)


 

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

 

 

Курсовая работа

 

 

По теме: «Конкурентная борьба на рынке олигополии: практика их взаимодействия»

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса 107 группы

дневного отделения

Факультета «экономики и финансов»

Тарасов Алексей Сергеевич

(ФИО)

Руководитель:

Доцент кафедры

политической экономии,

Еремеева Ольга Александровна

(должность, ФИО)

 

 

 

Допускается к рецензированию:

 
 

(рук. ФИО)

Оригинальность текста курсовой работы  

 
 

(рук. ФИО)

Рецензент

 
 

(ФИО, подпись)

Оценка защиты курсовой работы

 
 

(ФИО членов комиссии, подпись)


Содержание:

Введение (стр.4-5)

Глава 1 Олигополия (стр.5-15) 
1.1 Основные признаки олигополии (стр.5-7)

1.2 Стратегии поведения олигополий (стр.7)

1.3 Модели олигополии (стр.7-9)

-Модель картеля;

-Модель лидерства по ценам (объему)

-Модель Курно;

-Модель Бертрана (модель ценовой  войны). 
1.4 Ценовая политика (стр.9-10)

1.5 Использование теории игр (стр.10)

1.6 Олигополия и ее эффективность (стр.11)

1.7 Формы концентрации (стр.11-12)

1.8 Условия олигополии(стр.12-15)

Глава 2 Основы олигополистического рынка (стр.16-22)

2.1 Проблема устойчивости цен (стр.16-17)

2.2 Олигополистическое ценообразование (стр.17-20)

-Не основанная на тайном  сговоре олигополии;

-Основанная на тайно сговоре; 
-Лидерство в ценах(молчаливое соглашение);

-«Издержки-плюс».

2.4 Теории олигополистического ценообразования (стр.20-21)

2.3 Экономическая эффективность олигополии (стр.21)

2.5 Признаки олигополистического рынка (стр.22)

Глава 3 Конкуренция в условиях олигополистического рынка (стр.22-)

3.1 Однородность или дифференцированность продукта (стр.22-23)

3.2 Небольшое количество фирм  в отрасли (стр.23-24)

3.3 Становление олигополии(стр.24-25)

3.4 Степень влияния на рыночные  цены (стр.25-26)

3.5 Барьеры (стр.26)

3.6 Основные модели олигополистического поведения (стр.26-28)

3.7 Ценовая координация и неценовая  конкуренция на рынке олигополии (стр.28-29)

Заключение (стр.21-31)

Список литературы (стр.31-33)

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вам нужен теннисный мяч? Вы, вероятнее всего вернётесь домой с товаром под одной из четырёх торговых марок: Wilson, Penn, Dunlop или Spalding. Четыре компании производят практически все теннисные мячи в США. Именно эти фирмы определяют количество производимых теннисных мячей и, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену.

Как описать рынок теннисных мячей? На совершенно конкурентном рынке каждая фирма настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет никакой возможности повлиять на рыночную цену своей продукции и принимает ее как заданную условиями рынка. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию цена–объем выпуска на рыночной кривой спроса. Рынок теннисных мячей не соответствует ни модели совершенной конкуренции, ни модели монополии. Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, предлагающих по существу однородную продукцию, - преобладает конкуренция; когда на рынке господствует единственная фирма, - мы имеем дело с монополией. Естественно, что мы начали изучение структуры рынка с полярных, наиболее простых для понимания случаев. Однако значительное число отраслей, включая производство теннисных мячей, находятся между двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют несколько фирм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества мы не имеем оснований отнести их к принимающим цену производителям. Экономисты называют

такую ситуацию несовершенной конкуренцией. В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной конкуренции, так называемую олигополию. Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода. Цель нашего анализа заключается в исследовании ее воздействия на поведение фирм и анализе роли государственной политики на олигополистическом рынке.

Цель работы: рассмотреть конкуренцию на рынке олигополии, согласно цели сформулируем следующие задачи:

1.Рассмотреть характеристики и сущность олигополии;

2.Расмотреть олигополию на рынке, а так же: проблемы устойчивости цен, модели ценового поведения олигополиство,

3.Рассмотреть конкуренцию в условиях олигополистического рынка.

Данная работа сформулирована в виде 3-х глав (которые имею подпункты),

заключения и списка литературы

.

 

Олигополия.

 

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος -малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ». Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

 

 

Основные признаки олигополии.

Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия "олигополия" (греч. "oligos" - несколько, "poleo" - продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.

Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер") приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах[9, с. 249].

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Эффект масштаба - важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

 

Стратегии поведения олигополий делятся на 2 группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия). Вторая-отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).

Кооперативная стратегия - это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором координация поведения продавцов осуществляется посредством достижения фирмами соглашения в отношении цены и объема отраслевого выпуска. Чем выше уровень кооперации продавцов, тем больше рыночное равновесие будет тяготеть к монопольному.

Некооперативная стратегия- это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором координация осуществляется путем конкурентных способов, в рамках которых каждая фирма проводит независимую, направленную на укрепление собственного положения стратегию. Чем более конкурентным будет взаимодействие фирм, тем больше состояние рынка будет приближаться к конкурентному. Крайней формой такого поведения являются так называемые «ценовые войны», которые способны привести олигополистический рынок к исходу, характерному для рынка совершенной конкуренции. 
Существует четыре модели олигополии: 1-Модель картеля, 2-Модель лидерства (по обмену), 3-Модель Курно, 4-Модель Бертрана (модель ценовой войны), рассмотрим их.

 

 

 

 

Модель картеля

Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм, и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.

В антимонопольном законодательстве большинства стран сговор запрещён, поэтому на практике картели имеют либо международный (картель «ОПЕК»), либо тайный характер.

Особенностью существования картелей является их недолговечность: у членов картеля всегда есть соблазн получить более высокий доход в краткосрочном периоде, нарушив договоренность, и, когда это происходит, картель распадается.

Модель лидерства по ценам (объему)

Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.

Модель Курно

Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.

Модель Бертрана (модель ценовой войны)

Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.

 

Ценовая политика

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в её жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

 

Использование теории игр

Теория игр ― это теория поведения субъектов в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных. Она используется для анализа действия как отдельных людей, так и фирм.

Проработанные в экономической литературе модели олигополии не всегда учитывают обстоятельства образования олигопольных рынков и влияния на них различных изменений. Универсальным инструментом для описаний поведения олигополии является теория игр. Ее суть заключается в выявлении вариантов действий, возможных последствий последовательности действий, а затем проведении анализа с поиском наилучшего варианта для каждой из сторон. Процесс такого анализа называют игрой. 

Олигополия и эффективность

Олигополия обладает положительными сторонами и недостатками, которые оказывают влияние на эффективность. К положительным частям относят:

- Активное финансирование НИОКР.

- Острая  неценовая конкуренция приводит к увеличению дифференциации на рынке.

- В отличие от монополистических конкурентов олигополия реализует гораздо больше направлений.

Информация о работе Конкурентная борьба на рынке олигополии: практика их взаимодействия