Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:16, реферат
Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг 6
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг 6
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности 10
2 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ РФ 18
2.1 Анализ основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний 18
2.2 Развитие инфраструктуры страхового рынка, как фактор повышения привлекательности российских страховых компаний 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
список использованных источников и литературы 36
Очень похож этот список и список наиболее важных свойств банка. Вот как выглядит градация потребительской оценки свойств банковских учреждений:
Ввиду большой важности надежности страховщика имеет смысл более подробно рассмотреть ее составляющие в потребительском понимании. С точки зрения математики надежность выражается через вероятность отказа в выплате по причинам, не оговоренным в договоре страхования, прежде всего, из-за банкротства страховщика. Ее величина может быть с достаточной точностью определена на основании анализа объективных параметров, характеризующих состояние компании. В то же время понятно, что практически ни один страхователь не способен провести такие расчеты. В потребительском понимании (особенно применительно к физическим лицам) надежность представляет собой качественный показатель, формирующийся на основании комплекса факторов, таких как, например:
Таким образом, надежность – эта качественный показатель, лишь косвенно связанный с вероятностью невыплаты возмещения. Исследование показали, что наиболее значимыми факторами, влияющими на признание данной компании надежной, являются положительный опыт страхования (включая положительный опыт референтных групп) и известность его марки, определяемое, в первую очередь, знакомством с рекламой страховщика. Но положительный опыт страхования – полнота, быстрота выплат и качество обслуживания – практически никак не связаны с перспективной надежностью компании, что наглядно подтверждается рядом банкротств вполне престижных страховщиков. Имидж надежной компании может формироваться на основании образов, штампов и субъективных представлений, внушенных рекламой, которая тем более никак не связана с ее устойчивостью. Более того, здесь имеется обратная зависимость: чем больше страховщик тратит на рекламу, тем больше вероятность того, что он пытается построить финансовую «пирамиду», покрывая убытки за счет резкого притока новых клиентов.
Одним из условий успешного развития страхования в стране является наличие соответствующей инфраструктуры страхового рынка. Она должна включать в себя систему перестрахования, страховые пулы и другие объединения страховщиков, страховых посредников, аудиторов, актуариев, информационно аналитические центры, рейтинговые агентства, организации по подготовке и переподготовке кадров и т.д.
Задача
государства состоит в
Кроме того, задача государства состоит в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования, в разработке и утверждении программ их обучения, так как успешное функционирование страховой системы во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком.
В стране по-прежнему сильны тенденции усиления системы государственного контроля и нормативного ограничения деятельности участников страхового рынка. Функционирование классического страхования невозможно без становления инфраструктуры. Основные подходы к решению этих проблем были сформулированы в стране еще в начале 90-х, но практических шагов с тех пор сделано немного. В частности, не поощрялось формирование новых продуктов и сегментов рынка. В результате сегодня ситуация выглядит абсурдной. Программу страхования продвигает профобъединение страхователей, а страховщики и государственные институты не в состоянии разработать методологию и технологию новых видов страхования, что является тормозом развития этого рынка. Немного сделано и для упорядочения государственных закупок страховых услуг. Проводимые по ним тендеры редко заканчиваются без скандалов, наносящих ущерб имиджу страхования в целом.
По мнению иностранных инвесторов, одна из причин такого положения – отсутствие ясности и среднесрочных перспектив развития рынка, а также четкой государственной политики. Довольно долго отечественные аналитики оперировали разнообразными показателями, которые свидетельствуют о блестящем «послезавтра» нашего страхования, несмотря на отсутствие приемлемого «сегодня». Действительно, если в стране застраховано менее 10% основных фондов предприятий и 5% личного имущества граждан, есть все основания прогнозировать почти десятикратный прирост имущественного страхования. Однако уже ясно, что само по себе это еще не может обеспечить устойчивый рост этого рынка. Серьезным препятствием для его развития являются и информационные барьеры: страхование стало одной из наиболее закрытых финансовых зон России, и инвестор, дезориентированный из-за отсутствия необходимых сведений, выжидает или переключается на другие сегменты финансового бизнеса8.
Все проблемы обострятся после грядущего вступления страны в ВТО. Учитывая это, российским компаниям на рынке страхования необходимо в течение ближайшего времени существенно усилить свои позиции. Речь не идет о выстраивании какой-либо обороны, просто надо помнить, что слабые компании не выживут в конкурентной борьбе, и в недалекой перспективе следует ожидать жесткого естественного отбора, в результате которого из действующих сегодня страховщиков останется 400-600 фирм. Остальные на новом этапе формирования инфраструктуры рынка смогут влиться в более сильные страховые компании или специализироваться на отдельных видах страховой деятельности. При этом главным фактором будет не столько уставной капитал, сколько соответствие возрастающим технологическим критериям и требованиям к надежности. Несоблюдение этих условий приведет к потере рыночных позиций. Одновременно среди приоритетных задач развития следует считать снятие излишних барьеров для осуществления страхового бизнеса (например, в сфере лицензирования), а также введение системы открытого мониторинга и принципиального изменения подходов к анализу и оценке платежеспособности страховщиков.
Необходимо осознавать, что альтернативы последовательному и целенаправленному развитию инфраструктуры страхования на рынке нет. Надо, прежде всего, сменить идеологическую основу проводимой политики, в первоочередном порядке учитывать интересы страхователя и состояние платежеспособности спроса, при сохранении разумного регулирования сделать упор на стимулирование деятельности участников страхового рынка. Ключевым моментом должно стать выравнивание налоговых условий для аутсорсинга, без чего невозможно надеяться на появление полноценных институтов брокеров, страховых агентов, независимых экспертов-оценщиков и т.д. Проблему налога на прибыль надо решать одновременно с внесением в законодательство расширенного понятия о профессиональных страховщиках. Следует обратить внимание на обязательные виды страхования и понять, что искусственно ограниченный доступ страховщиков к ним мешает им стать основными движущими силами рынка. Взаимодействие обязательного вида страхования с его добровольным аналогом не столь глубоко, как могло быть, а капитализация, и без того невысокая, в отдельных компаниях оказывается все меньше. Неготовность государственных органов выстраивать сложную инфраструктуру, необходимую для полноценной реализации преимуществ технологий обязательных видов страхования, приводит к замещению их упрощенными схемами. Такого рода опасность грозит автострахованию. Практика показывает, что период становления обязательного вида страхования следует оценивать не менее чем в 4-5 лет, и к нему надо готовиться. Каждый вид такого страхования требует принятия на государственном уровне собственной среднесрочной программы.
На российском страховом рынке идут процессы развития страхового законодательства, концентрации капитала, прихода иностранных инвесторов, развития современных технологий работы, страховых продуктов, соответствующих современному состоянию экономики, повышаются требования к качеству страховых услуг, вводятся новые виды обязательного страхования, возрастают объективные потребности в услугах страховых посредников.
Однако количество квалифицированных страховых посредников (страховых брокеров) до сих пор чрезвычайно мало и не соответствует уровню развития российского страхового рынка.
При
этом темпы развития российского
института независимых
Причинами этого являются недостаточное внимание страхователей и инвесторов к этому сектору страхового рынка, отставание страховых брокеров в информации, технологиях и организации бизнеса, объемах бизнеса, отсутствие серьезных возможностей лоббирования интересов страховых брокеров в государственных структурах и многое другое.
Главной проблемой является отсутствие координации большинства страховых брокерских фирм в развитии законодательства, популяризации деятельности страховых брокеров, защите их прав и интересов, в решении других вопросов, так как процесс консолидации страховых брокеров в силу объективных причин очень затянулся.
Как следствие – у самих страховых брокеров единого и четкого мнения о месте страховых посредников на российском страховом рынке и об их услугах, мнения, которое они могли бы довести до страхователей, инвесторов, страховщиков, законодателей и государственных органов.
Подводя итог, можно обозначить следующие основные изменения, востребованные сегодня рынком страхования:
Итак, рыночная экономика основывается на свободе выбора граждан. Каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую на накопление. Кроме того, человеку представляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг.
Свободная
игра спроса и предложения в условиях
рыночной экономики стимулирует
появление таких страховых
Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зависят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания
Во всех развитых странах страхование является стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые размещаются средства, превращают страховые компании в мощнейшие финансовые кредитующие институты. Посредством своей деятельности они концентрируют в своих руках огромную финансовую мощь.
К числу важнейших задач развития российского страхового рынка можно отнести следующие: